Деревья и лягушки

  Много веков назад, так давно, что даже человека ещё не знала Земля-матушка, невмоготу стало деревьям от своей скучной одинокой жизни, а между собой они, как и многие люди теперь, толком дружить не умели: то старшие молодёжь обидят, свет Солнца-батюшки прикрыв своими могучими кронами, то корень пустят на соседский участок и давай живую силу из Земли-матушки себе забирать, то породу чужую возьмутся портить, словно кукушки бесстыжие. Ужас! Стали они мудрому Дубу жаловаться, просить выручить от скуки, которую они в первую после огня очередь боялись, ведь с нею не только не вырастешь, но и, наоборот, зачахнуть можно, наземь рухнуть. Думал Дуб, думал, как в беде помочь, да так ничего и не придумал.
  Случился как-то раз знойный день. Мудрый Дуб безмятежно дремал в тёплых лучах, думал неспеша о жизни, и вдруг слышит - будто шуршит что-то в траве, к нему приближается.
 - Кто беспокоит меня? - заворчал Дуб.
 - Это я - сестрица Лягушка, - ответил ему тоненький заикающийся голосок. - Мудрый Дуб, не гони меня, пожалуйста, разреши пересидеть до вечера под твоей великолепной кроной, не то Солнце-батюшка меня испепелит!
 - Ну что ж, сиди, конечно, - разрешил Дуб. - Скажи только, чем же прогневала ты наше светило?
 - Сама не знаю, - призналась сестрица Лягушка. - Как всегда вобрались мы с утра с сёстрами, болтали о том, о сём, и как заговорили о Солнце-батюшке, он и разозлился на нас, всех разогнал.
  Понемногу сестрица Лягушка успокоилась и повела с мудрым Дубом, пытавшимся дремать, прерванный утренний разговор.
 - Вот что, милая сестрица Лягушка, - прервал её Дуб. - Знаю я, будто есть у вас зелёная царица.
 - Да, есть, - подтвердила маленькая болтунья.
 - Тогда сделай милость, как вернёшься сегодня в болото, передай ей, что хочу я увидеться в ближайшее время.
 - Будь уверен, обязательно передам! - пообещала сестрица Лягушка и залопотала дальше, а мудрый Дуб вскоре задремал.
  Конечно, ветренная сестрица Лягушка забыла своё обещание сразу как тлько дала его, но следующим утром, исчерпав вдруг все темы для обсуждения, вспомнила о нём и понеслась на середину болота, где проживала Лягушка-царевна.
  Надо сказать, что царица ужасно скучала на своём посту, ведь этикет не позволял ей развлекаться пустыми разговорами с сёстрами, поэтому она обрадовалась неожиданному приглашению и без промедления отправилась к мудрому Дубу. "Беседа с таким существом сделает честь кому угодно!", - подумала она.
  После приветствия мудрый Дуб сразу же перешёл к делу:
 - Вот что, уважаемая царица: дошёл до меня слух, будто подданные твои понапрасну слова изводят, само Солнце-батюшку разговорами своими расстраивают!
 - Ох, дорогой Дуб! Знаю я о беде этой, да ничего сделать не могу: сколько ни запрещала им болтать - никакого толка! Их разговоры и меня донимают. Ох, и намучилась же я со своим царством!
 - Ну да горе - не беда! Вот что я придумал: издай такой указ, чтобы все твои подданные свободное время своё проводили с моими сородичами. По одной сестрице-лягушке на дерево. Тогда и ты отдохнёшь, и сестрицы культуру свою изрядно повысят, и деревьям веселее станет век свой стоять. Что скажешь?
  Лягушка-царица была в полном восторге от предложения мудрого Дуба, и, поговорив с ним некоторое время о том о сём, как того требовал этикет, поспешила к себе, чтобы распорядиться насчёт закона.
  Предложение мудрого Дуба пришлось по вкусу и деревьям: они, будто воспитатели или школьные учителя, охотно занялись просвещением своих новых подопечных, а те на лету подхватывали неведомые ранее разговоры о красоте, мудрости и вечности, а Лягушка-царица не только отдыхала от соблазна посплетничать, но и даже завела дружбу с некоторыми сёстрами из простых, научившимися вести достойные беседы. Занявшиеся делом деревья и сами делались мудрее и добрее, им стало недосуг глумиться над собратьями, и Солнце-батюшка с Землёю-матушкой нарадоваться не могли этой перемене.
  Однако ученики также влияют на своих учителей. Сестрицы лягушки, заскучав за учёной беседой, предлагали деревьям повеселиться, попрыгать с места на место или даже переехать, травили им душу рассказами о более солнечных краях, незанятых влажных участках по берегам той или иной реки, о плодородной почве, о невиданной красоты безмятежных пейзажах... "Прыгайте как мы навстречу самой зелёной траве!", - говорили засидевшиеся на месте сестрицы лягушки, но деревья привыкли основательно обдумывать любую идею, и не спешили пробовать перемещаться на своих могучих корнях, хотя, признаться, были очарованы и взволнованы тем, что узнавали о незнакомых землях. Снова обратились они к мудрому Дубу за советом.
 - Вот уж нелепая затея! - зашелестел кроной мудрый Дуб. - Посмотрите сперва друг на друга. Почему все мы такие разные? Каждый из нас потратил много сил и времени, приспосабливаясь к месту, где в момент рождения пустил первый корень. Своих сил нет ни у кого, их нам дарят Земля-матушка и Солнце-батюшка, потому что любят нас. Их силы велики, но не безграничны, и тем значительнее для нас внимание родителей. А вам вздумалось пренебречь ими ради идеи начать вдруг жизнь заново и приспособиться к чужому участку, стать совершенно другим деревом, которое, возможно, давно уже существует и считает вашу чужбину своей родиной. Стыдно, мудрые сородичи!
  Пришло время, и деревья познакомились с человеком, - изобретательным и непоседливым существом, которое, подобно потерявшему разум от яркого света мотыльку, мечется по всему свету наперекор препятствиям, не жалеет ничьих сил и жизней для воплощения своих капризных затей, постоянно норовит изменить имеющееся и прикинуться не тем, кем является. Вот уж настоящий стыд! Горько вздыхают Солнце-батюшка и Земля-матушка, прячутся звери и пригибаются деревья. Человек идёт!


Рецензии