Воинские награды царицы Яххотеп

В 1859 году археологическая экспедиция под руководством француза Огюста Мариетта обнаружила в древнеегипетском некрополе Дра-Абу-эль-Нага нетронутую гробницу. Учёные обрадовались: редко когда попадается захоронение, не разорённое грабителями за все эти годы, и каждый обнаруженный предмет может вписать в историю не одну новую страницу.

Гробнице оказалось больше трёх тысяч лет. В ней покоилась Яххотеп (или Аххотеп, др.-егип. "Луна довольна"), мать-царица фараона Яхмоса I, известного как царь-освободитель египтян от завоевателей-гиксосов.

Удивлённые учёные обнаружили в гробнице множество интересных сокровищ, в том числе вдоволь оружия. Одних только боевых топоров нашлось тринадцать (!) штук. Поначалу и не верилось, что захоронение — женское.

Со временем выяснилось, что царица Яххотеп внесла свой вклад в величие Египта не только мудрыми советами своему героическому сыну Яхмосу. Она была ещё и искусным дипломатом, а также (необычно для Древнего Мира) активным военным деятелем; организованные ею войска наносили врагам чувствительные поражения. Благодарный сын хорошо наградил свою великую мать: пожаловал ей три ордена Золотых Мух (Высшая древнеегипетская награда за военные заслуги; могла вручаться всем сословиям, от царя до распоследнего раба), воздвиг в её честь стелу в Карнаке, где повелел выгравировать бессмертные словеса:

"Она заботилась о солдатах Египта и оберегала их.
Она выдворила предателей из страны и сплотила сомневающихся.
Она умиротворила Верхний Египет и изгнала мятежников".

В знак особых заслуг фараон-воин Яхмос подарил матери свой боевой топор, как символ Верховного Главнокомандующего. Топор являет собой настоящий шедевр: египетские оружейники выточили рукоять из кедра и покрыли золотом; медное лезвие крепилось к древку плоской золотой проволокой, замотанной крест-накрест; на обеих сторонах лезвия искусно награвированы сцены из жизни людей и богов. Кто-то на рисунке сразу узнает Сфинкса, а кто-то сможет опознать других действующих лиц.

Топор ныне выставлен в Египетском Музее (Каир). Несмотря на то, что ему больше 3500 лет (!), сохранность превосходная. Трудолюбивый древнеегипетский гравёр столь тщательно и аккуратно работал над своим творением, что годы не стали шедевру помехой. К сожалению, талантливый мастер остался безвестным для нас, современных людей, но плоды его трудов и сейчас знамениты.


Рецензии