Царский шлем, или гравировка с двойным дном
Такой тип шлема обычно называют "ерихонка". Есть несколько вариантов трактовки термина, один из них - от глагола "ерихониться", т.е. важничать. Шлем оснащался нащёчниками, назатыльником и козырьком с подвижной стрелкой-наносником. Можно сравнить русский шлем с подобными боевыми наголовьями той эпохи, и можно будет убедиться в том, что от Англии до степей Казахстана в 17 веке таких схожих образцов попадётся очень много, разницы между ними не так много. Общий смысл тот же: купол, нащёчники, назатыльник, козырёк с наносником.
Убранство шлема поражает своим богатством: изнутри он отделан шёлком, а снаружи покрыт позолотой и узорами из чеканки и гравировки, вдоволь украшений из финифти и жемчуга. А драгоценных камней на нём! 10 изумрудов, 95 алмазов, 228 рубинов! Есть рельефные изображения, например, архангела Михаила. В переписной книге Оружейной казны 1687 года шлем оценили в баснословную по тем временам сумму - 1175 рублей. Неубедительная цифра? Для сравнения: остальные пять шлемов-ерихонок из Оружейной палаты, хорошо украшенных, но поскромнее царского, оценили каждый примерно в 300 рублей.
Конечно, красавец-шлем ещё тогда обзавёлся сонмом легенд и домыслов. Хотя давно и доподлинно было известно, когда появился на свет сей шлем, во все времена находились любители теорий заговора, хотя ни канала "РЕН-ТВ", ни бредовых россказней Фоменки-Носовского ещё даже не существовало.
Сначала кто-то пустил слух, что шлем - не кого иного как самого Александра Невского. И шлем под таким названием ухитрился попасть даже на Большой герб Российской Империи в 1857 году! Никто почему-то не вспомнил, что шлем был заказан царём Михаилом в 17 веке, а князь Александр жил в 13-м. Когда эта оплошность всплыла, конспирологи, ничуть не смутившись, объявили, что шлем "переделан" из шлема, но того же Александра. Над Александро-Невской Лаврой смерч, поди, стоял - это Александр Ярославич Невский в гробу вертелся, от таких "откровений" потомков.
Потом появились новые теории, связанные с гравировкой на шлеме. Больше всего досталось домыслов надписи на арабском. Казалось бы, откуда на русском шлеме 13-й аят 61-й суры: "обрадуй истинно верующих обещанием помощи от бога и скорой победы". В чём только не подозревали и оружейников, и царя, вплоть до тайного магометанства и шпионажа на Турцию или Иран.
Всё, конечно же, оказалось куда проще.
С 1613 по 1663 год в царской Оружейной палате работал знаменитый инженер-оружейник Никита Давыдов. Умелец оставил после себя не одно искусное творение: он делал и ручницы, и пистоли, собрал дробовую пищаль, отковал прочные клинки, множество доспехов. Плоды своих умелых рук Никита богато украшал. Он изготавливал не только вооружение, ему поступали заказы и на ювелирные украшения, в том числе на драгоценное убранство для верхней одежды.
В 1621 году Давыдов получил от царя Михаила заказ: переделать и украсить восточный шлем (с теми самыми гравировками на арабском языке). Как мусульманский шлем попал к царю? Вариантов много: это мог быть и подарок, и трофей, и товар.
Мастер украсил шлем так, что до сих пор его великолепие поражает глаз. А поверх арабских гравировок Никита поместил изображение архангела Михаила и христианские символы. Впрочем, это лучше видеть.
Царь за работу наградил Никиту (который и так получал огромное жалованье), цитата: "полпята аршина тафты жёлтой, виницейской (венецианской), да четыре аршина сукна аглицкого (английского) за то, что он делал государеву шапку на ерихонское дело (т.е. для парада и церемониала, хотя не исключено, что царь Михаил носил этот шлем и на войне)".
Так что порой гравировка может преподнести нежданный сюрприз или навести на неправильный след. Даже если качественно сделана.
Свидетельство о публикации №220041002183