В поисках доспехов царя-реконструктора

Желающие могут посетить Пушкинский Арсенал и изучить впечатляющую коллекцию оружия, собранную в основном императорами Николаем Первым (он же Незабвенный, он же Палкин) и Александром Вторым (он же Освободитель).

Одни из самых примечательных экспонатов — доспехи максимилиановского типа. Их характерная особенность — гофрированные поверхности; делалось это с целью повышения защиты с одновременным снижением веса, но в ущерб скорости.

Некоторые из доспехов можно опознать по гравировке. Например, немецкая отличается от итальянской большей глубиной. Плюс немецкие узоры обычно точнее итальянских поверхностных штрихов. Чем богаче владелец, тем богаче и гравировка на его доспехе. Например, доспех португальского монарха Мануэля Счастливого был снизу доверху покрыт гравировкой с различными сценами из мифологии. Есть доспехи, которые издалека кажутся гладкими, но вблизи обнаружится, что узоры на броне столь малы и аккуратны, что не видны издалека.

Основную часть экспонатов добыл именно Николай Павлович. Казалось бы, для чего император насобирал великое множество доспехов и холодного оружия? Зачем ему столько?

Ведь Николая помнят в первую очередь как заядлого трудоголика, не любившего праздности и безделья. Он рано вставал, поздно ложился, работал на износ. Казалось бы, ему некогда было отдыхать, если он даже досуг предпочитал проводить с пользой, например, разрабатывал новую униформу для служащих. (Современные знаки различия на погонах в виде звёздочек и галунов — именно его изобретение.) Или инкогнито бродил по вечернему Петербургу и общался с народом.

Неужели не умел как следует отдыхать?

Умел. Но для него отдыхом была в первую очередь смена занятия.

И в театр с семьёй он ходил в какой-нибудь редкий выходной, и банкет иногда мог устроить, или отправиться в развлекательную поездку. Но кое-что его занимало сильнее.

Под стать своему рыцарскому характеру Николай Павлович интересовался старинным оружием. Но он не желал, чтобы собранная коллекция лежала просто так, без дела. Не в его натуре было держать вещи как бесполезный, хоть и красивый, балласт.

23 мая 1842 года император устроил своей горячо любимой жене Александре необычный сюрприз к 25-летию свадьбы. Царица, зная чувство юмора своего супруга, ожидала любого розыгрыша, но к такому она была не готова. Её ждал рыцарский фестиваль.

Сам царь и его приближённые были облачены в доспехи из коллекции Николая, на конях и при оружии. Дамы были одеты в старинные платья, слуг тоже облачили в костюмы Средневековой эпохи. Тот день провели так, как будто попали в рыцарский век. Вот и пригодилась коллекция вооружения, не зря её царь собирал!

Такое мероприятие называлось «рыцарской каруселью». Это было прообразом современных фестивалей исторической реконструкции. Сам Николай Павлович считал, что такие мероприятия являются отличной тренировкой для гвардейцев. Как в воду глядел!

Какой же из доспехов, хранящихся в Арсенале, носил царь-реконструктор? Или то, что мы видим сейчас, это комплекты, пересобранные по-новому? Например, шлем от одного доспеха, рукавицы — от другого, поножи — от третьего и т.д. Гравировка помогла бы в поисках ответа. Но знать бы, какая была на царском доспехе… Нужно больше улик.

После Николая Первого рыцарские карусели проводились всё реже и реже. Развлечение предназначалось для аристократии, а далеко не всем из них это было интересно. Возрождение военно-исторической реконструкции произошло в СССР, и теперь участвовать мог любой желающий. Сейчас же наблюдается настоящий бум фестивалей исторической реконструкции, и популярность движения нарастает.

А доспехи из коллекции царя Николая Павловича заняли своё место в музее. Возможно, на одном из них найдётся гравировка, указывающая на то, что именно в этой броне император-реконструктор проводил фестиваль в честь любимой жены.


Рецензии