Исторический опыт

Наука расширяет области наших знаний и «прорубает» окна в будущее. С недавних времен наука стала «прорубать» данные окна вполне целенаправленно, породив такую дисциплину, как футурология, которая пытается прогнозировать, каким будет будущее человеческого социума.

Исторический опыт - это концентрированное выражение общественной практики прошлого и функционирования общества на настоящем этапе, ориентированное на выявление законов социальной эволюции, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современного периода развития[1].

Имеются 3 главных подхода к восприятию исторического опыта:

1) Исторический идеализм - это идеализация исторического опыта, выраженная в его абсолютизации как знания совершенного, непогрешимого, вечного, неизменного и не подлежащего никакому пересмотру.

2) Исторический нигилизм - это отрицание, отвержение исторического опыта, в крайнем проявлении - предание забвению целых исторических периодов (этапов) как ошибочных, неправильных

3) Исторический реализм - это синтетический, критико-исследовательский подход к историческому опыту[2].

Исторический реализм появляется как итог развития рефлексии - «способности мышления сделать своим предметом мышление», как писал Карл Ясперс, т.е. особой способности подняться над историческим опытом и взглянуть на него с критической высоты. В таком аспекте исторический опыт является главным (основным) ресурсом выживания и прогресса (развития) человеческого социума, который используют в процессе моделирования стратегий деятельности общества. Главным постулатом данного моделирования является тезис о нахождении т.н. «золотой середины», т.е. меры между прошлым и будущим, традиционным и новым, опытом и современностью.

Данный поиск - это не единичное действие, а целый процесс, направленный в будущее. В рамках реалистического подхода к историческому опыту снимается представление о противостоянии прошлого, настоящего, будущего. Креативное отношение к историческому опыту представляет Ф.Р. Анкерсмит, вводящий понятие «возвышенный исторический опыт». «Возвышенный исторический опыт» в его видении, - это парадоксальное единство памяти и забвения, отрицания и принятия прошлого[3].

В личном аспекте креативное отношение к историческому опыту выражается в активной позиции по отношению к действительности, а не в бегстве от реальности; в стремлении к исследованию (анализу) исторического опыта, а не в подчинении ему; в способности решать возникающие вопросы, не прибегая к различным психологическим защитам; в ориентации на саморазвитие.

Понятие «творческая культура» связано с понятием «префигуративная культура», введенном М. Мид, которая характеризует «префигуративную культуру» как культуру, нацеленную на будущее, на диалог различных поколений, когда не только молодежь учится у взрослыхх, но и старшее поколение прислушивается к мнению молодежи[4].

Таким образом, исторический идеализм, исторический нигилизм, исторический реализм - это средство исследования социального сознания, направленное на выявление жизнеспособности того или другого социума, его способности к самоорганизации, развитию, прогрессу. Наличие или отсутствие в конкретном социуме реалистического отношения к историческому опыту является важным показателем потенции данного социума к развитию. Напротив, зацикливание социума на идеалистически-нигилистическом подходе к историческому опыту свидетельствует об общественном застое и даже об общественном регрессе. Исторический опыт социума несводим к коллективному историческому опыту - в рамках коллективного исторического опыта существует и личностный исторический опыт. Исторический опыт социума складывается из исторического опыта его членов. Примером этому может служить современный российский социум, исторический опыт память которого и само отношение к прошлому неоднородны. В современном российском социуме существуют две позиции относительно оценки прошлого - исторический идеализм («лакировка» прошлого) и исторический нигилизм («очернение» прошлого). Данные подходы могут невероятным образом меняться местами, но сам дуализм в оценке прошлого остается неизменным.

Неразвитость российского опыта проявляется в дефиците реалистического отношения к историческому опыту, дефиците рефлексии, не только в массовом сознании, но и во взглядах интеллигенции, которая, также может склоняться к идеалистическим или нигилистическим взглядам на прошлое, следуя конъюнктурным соображениям. Некоторые ученые из конъюнктурных соображений начинают «переписывать» прошлое, идут на сделку с совестью, забывают о кодексе чести ученого, о беспристрастности в научной деятельности, искажают факты, события, делают все для того, чтобы понравиться власть имущим. Работы таких ученых не имеют научной ценности, но они обслуживают власть, и власть соответствующим образом их награждает[5].

Дуализм исторического сознания российского общества, неразвитость реалистического подхода к историческому прошлому делает проблематичным выход российского социума к новым, отвечающим требованиям современности уровням его развития и прогресса. Преодоление зацикленности на идеалистически-нигилистическом восприятии исторического опыта есть цель одновременно моральная, политическая, экономическая и т.д. Очень значима роль в решении данной проблемы представителей российской исторической науки, т.к. именно им принадлежит решающий голос в процессе формирования исторического мировоззрения общества.

Ссылки (сноски):

[1] Алексеев В. В. Исторический опыт как предмет изучения // XVIII Международный конгресс исторических наук. Екатеринбург, 1995. - С. 6.

[2] Яркова Е.Н. Исторический опыт как социокультурный институт // Философия и общество. - 2014. - № 3.

[3] Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. - М., 2007. - С. 30.

[4] Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М., 1998. - С. 322.

[5] Гобозов И. А. История и мораль // Научно-энциклопедический портал Russika.Ru. -URL: www.russika.ru/userfiles/adm_1338433 714.pdf.

Пристатейный библиографический список использованных источников

1. Алексеев В. В. Исторический опыт как предмет изучения // XVIII Международный конгресс исторических наук. Екатеринбург, 1995.

2. Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. - М., 2007.

3. Гобозов И. А. История и мораль // Научно-энциклопедический портал Russika.Ru. -URL: www.russika.ru/userfiles/adm_1338433 714.pdf.

4. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М., 1998.

5. Яркова Е.Н. Исторический опыт как социокультурный институт // Философия и общество. - 2014. - № 3.


Рецензии