Справедливость

Сum principia negante non est disputandum («Не договорившись о понятиях (о терминах) - незачем и вступать в (логический) спор» (лат.)). Начнем с определения необходимых нам понятий (терминов). Итак, что же такое справедливость? Дать однозначную дефиницию (определение) понятию справедливости представляется довольно сложной задачей в силу многозначности содержания самого понятия «справедливость»

Справедливость - представление о должном, о корреляции (связи) действий и результатов, действий и наказания, о соответствии прав и обязанностей, о соответствии труда и вознаграждения, о соответствии функций, задач и значения общественных классов и отдельных людей и их общественного статуса.

Проблема справедливости с давних времен волнует величайшие умы человечества

Аристотель выделил 2 формы (2 типа) справедливости:

1) Уравнительная справедливость

Уравнительная справедливость относится не к индивидам (личностям), а к деяниям. Уравнительная справедливость подразумевает наличие не менее 2 индивидов и устанавливает равенство ее элементов (как - то, ценность предмета и его стоимость, причинение вреда и компенсация, правонарушение (проступок) и наказание и др.).

2) Распределительная справедливость

Распределительная справедливость относится к индивидам (личностям) и регулирует дистрибуцию (распределение) какого - либо (материального) блага в соответствии с определенным основанием.

При установлении распределительной справедливости нужно учитывать все достижения и распределять по достоинству, что очень непросто.

Существуют сферы, постулаты деятельности в которых не вызывают возражений при их оценке с точки зрения справедливости. Однако, и при уравнительной справедливости все не так просто. Исключительно тот обмен предполагается справедливым, при котором принимаются во внимание все пропорции соотношения обмениваемых благ.

По нашему мнению, в современном периоде развития человеческого социума (общества) первостепенное значение имеет проблемный вопрос соотношения справедливости с одной стороны и социального равенства и социального равноправия с другой стороны.

Как мы уже указывали выше по тексту данного исследования, проблемный вопрос соотношения справедливости и равенства поднимал еще Аристотель.

На первый взгляд, казалось бы, что справедливость должна выражаться в социальном (общественном) равенстве, и, прежде всего, в экономическом (а имущественном) равенстве. Именно такое понимание справедливости как одного из желаемых принципов (постулатов) существования и развития (прогресса) человеческого социума (общества) является наиболее простым и именно такое понимание приходит на ум прежде всего.

Именно о социальном (общественном) равенстве, выражающимся в экономическом (имущественном) равенстве, мечтали великие мыслители всех времен и народов и исходя именно из данных принципов (постулатов) они строили свои учения, теории, концепции, доктрины.

Однако, сразу же заявим, что, с нашей точки зрения, равенство всех людей в человеческом социуме (обществе), а, следовательно, и глобальное социальное (общественное) равенство невозможны. Доказательство данного утверждения не входит в предмет данной работы, да и ограниченный объем эссе, опять же, не позволяет это сделать. Примем это утверждение за аксиому - положение, не требующее доказательств. Ограничимся только замечанием о том, что социалистические эксперименты доказали невозможность равенства всех людей, а следовательно, и невозможность глобального социального (общественного) равенства. Слишком уж различаются люди по свои качествам и характеристикам, таким как мировоззрение, ум (интеллект), энергичность, предприимчивость, подверженность вредным привычкам и другим.

В чем же должна выражаться справедливость как один из желаемых принципов (постулатов) существования и развития (прогресса) человеческого социума (общества)?

С нашей точки зрения справедливость как один из желаемых принципов (постулатов) существования и развития (прогресса) человеческого социума (общества) должна выражаться не в социальном (общественном) и не конкретно в экономическом (имущественном) равенстве, а должна выражаться в социальном (общественном) равноправии.

(Но не торопитесь радоваться… «Должна выражаться» - это совсем не значит «выражается»).

В социальном (общественном) равноправии кого? В социальном (общественном) равноправии каких лиц, субъектов и индивидов? Ответ - в равноправии всех! В равноправии всех без исключения людей, их объединений (общественных объединений), юридических лиц, участников экономической жизни (хозяйственного оборота), политических партий и даже целых государств.

Кто же должен устанавливать данное социальное (общественное) равноправие?

Ответ на данный вопрос очевиден. Социальное (общественное) равноправие должно устанавливать общество (социум), но общество (социум) не само по себе, а именно общество (социум) в лице государства, государственных органов, принимающих законы и другие (подзаконные) нормативно - правовые акты (указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д. и т.п.).

Именно общество (социум) в лице государства, государственных органов должно давать и гарантировать всем индивидам и субъектам (гражданам, их объединениям (общественным объединениям), юридическим лицам, участникам экономической жизни (хозяйственного оборота), политическим партиям) равные права и возможности «на старте».

Именно общество (социум) в лице государства, государственных органов должно устанавливать «честные правила игры», т.е. правила поведения, во всех областях человеческой деятельности.

Именно общество (социум) в лице государства, государственных органов должно защищать данные права и возможности.

Не стоит забывать и о том, что равные права и возможности подразумевают и равные обязанности и их должное исполнение.

(Но опять не торопитесь радоваться… «Должно устанавливать» - это совсем не значит «устанавливает»).

Справедливость в политической сфере должна выражаться в равных, прямых и всеобщих выборах, без использования т.н. «административного ресурса», вбросов избирательных бюллетеней и фальсификаций результатов голосования. Справедливость в политической сфере также должна выражаться в равном доступе к государственному управлению и государственной и муниципальной службе. К сожалению, реалии современной Российской Федерации демонстрируют совершенно иную картину: трайбализм (клановость), особенно в национальных республиках Российской Федерации; закрытие т.н. «социальных лифтов»; продвижение по службе исключительно «по блату» (т.е. по знакомству), а не в силу личных качеств, заслуг и достижений. Все это ведет к некой «элитарности» власти («элитарности» именно в кавычках). Впрочем, здравомыслящие люди уже давно пренебрежительно называют т.н. российскую «элиту» (опять же в кавычках) «илиткой». И оснований для такого пренебрежительного именования становится все больше с каждым днем.

"Поправки в Конституцию", "всенародное голосование", "обнуление сроков" - это ярчайший современный пример попрания справедливости.

Справедливость в правовой системе должна выражаться в равенстве всех граждан перед законом и судом и справедливости назначения наказания за совершенное преступление или правонарушение. Реалии современной Российской Федерации опять же демонстрируют совершенно иную картину. Наиболее ярким примером этого является случай с бывшей высокопоставленной служащей Министерства обороны Российской Федерации Евгенией Васильевой.

Справедливость в экономической системе должна выражаться в предоставлении всем участникам экономической жизни (участникам хозяйственного оборота) равных прав, в неприкосновенности частной собственности. К сожалению, реалии современной Российской Федерации опять же демонстрируют совершенно иную картину. Яркими примерами этого служат дискриминация и «прессование» малого и даже среднего бизнеса (для описания этого явления уже придуман специальный глагол - «кошмарить»); господство крупных торговых сетей; господство монополий в определенных сферах экономики; миллионные зарплаты (так и хочется написать «зряплаты») топ - менеджеров крупных государственных корпораций типа господ Миллера и Сечина, даже не имеющих профильного образования и успешно разваливающих вверенные им отрасли и экономику России обрушением цен на нефть; положение с государственными и муниципальными заказами и закупками ни торгах и тендерах; назначение на высшие посты в государственных корпорациях опять же исключительно «по блату» (т.е. по знакомству), а не в силу личных качеств, заслуг и достижений; корпоративные войны; рейдерские захваты; т.н. «отжимы» бизнеса и собственности; «крышевание» уже не со стороны бандитов, а со стороны государства в лице полиции и других правоохранительных органов (силовых структур); т.н. «золотые парашюты» топ - менеджеров крупных корпораций; урезание расходов бюджета на социальные сферы и социально значимые цели; плоская шкала налогообложения; развал системы здравоохранения; развал системы образования и т.д. и т.п.

Какой же вывод мы можем произвести по результатам нашего исследования?

А вывод будет очень неожиданный и даже парадоксальный «Справедливость - это фикция!»

Почему же справедливость это фикция? В начале исследования мы говорили о том, что равенство всех людей в человеческом социуме (обществе), а, следовательно, и глобальное социальное (общественное) равенство невозможны.

Возьмем на себя смелость сделать заявление, что социальное (общественное) равноправие также невозможно, как и социальное (общественное) равенство.

Почему же невозможно социальное (общественное) равноправие?

Выше по тексту нашего исследования мы утверждали, что социальное (общественное) равноправие должно устанавливать общество (социум), но общество (социум) не само по себе, а именно общество (социум) в лице государства, государственных органов, принимающих законы и другие (подзаконные) нормативно - правовые акты (указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д. и т.п.).

Никто иной, кроме государства в лице государственных органов этого сделать не сможет.

Однако, не стоит забывать, что не существует «государства» вообще и не существует «государственных органов» вообще. Государство - это всегда конкретные люди, население. Государственный орган - это опять же конкретные люди, управленцы, государственные служащие.

Принимаемые государственными органами законы и другие (подзаконные) нормативно - правовые акты (указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д. и т.п.) будут соблюдать и выполнять (или же не будут соблюдать и выполнять) конкретные люди, население.

И дело даже не в том, справедливые или не справедливые данные законы и другие (подзаконные) нормативно - правовые акты (указы, постановления, распоряжения, инструкции и т.д. и т.п.).

Так в чем же или в ком же дело? А дело в самом человеке!

Справедливость - это фикция из-за самого человека! Точнее говоря, справедливость - это фикция из-за природы человека, а точнее говоря, из - за неизменности его природы.

Тут уместно вспомнить древнекитайского философа Сюнь-цзы, утверждавшего о наличии у человека т.н. «злой природы». Можно вспомнить и Николло Макиавелли…

Человек всегда действует только в своих интересах, исходя из своей выгоды, образно говоря, «гребет все к себе».

Альтруисты и филантропы – это всего лишь исключение, подтверждающее всеобщее правило. В последнее время появляются свидетельства совсем неблаговидных целей т.н. «благотворительной» деятельности западных миллиардеров и миллионеров.

Именно из - за неизменности природы человека невозможно наступление (установление) коммунистического строя, как царства всеобщей справедливости, равенства и равноправия. Маркс, Энгельс, Ленин и другие теоретики не приняли во внимание данный психологический фактор

Человек никогда не потерпит равенства и равноправия, это противоречит самой природе человека.

На примере современной Российской Федерации можно увидеть, как сменилась власть, как одни олигархи просто сменились другими олигархами, а справедливости как не было, так и нет

Нет и не может быть равенства всех людей, и даже (простите за крамольные мысли) равенства мужчин и женщин, равенства народов, равенства государств. Следовательно, нет не может быть (опять же, простите за крамольные мысли) и социального (общественного) равноправия

Справедливость - такая же фикция, как гражданское общество и правовое государство. Справедливость - это как бы «идеал», цель к которой человечество якобы «стремится». Но данная цель совершенно недостижима. Однако, не стоит отнимать у человечества его игрушки…


Рецензии