М. Саидов. Кому веришь? Перевод А. Курбановой

              Молодые петухи соседа Магомеда разбудили Имацци ни свет, ни заря. Полагая, что проспал утренний намаз, он мгновенно соскочил с тахты. Соскочил и выругался: «Черт бы вас побрал, неискушенные петушки, кричат так, будто совсем рассвело. И я, глупец, рывком сорвался с тахты... с левой ноги. Не избежать теперь неприятности…» – Горец, будто хотел исправить совершённую невольно ошибку, надел носок и тапочку сначала на правую ногу, а потом – на левую.
              Ашура, наоборот, почему-то поздно встала и долго возилась в хлеву с коровами, овцами, курицами: не спешила ставить завтрак перед Имацци.
              После утреннего намаза хозяин дома хмуро ходил взад-вперёд по сакле. В это время под его окнами появился дальний сосед, Али.
              – Ассаламу алейкум, уважаемый Имацци! Как самочувствие, здоровье?
              – Ваалейкум салам, уважаемый Али. О самочувствии не спрашивай, оно у меня, как у кипящего самовара. Только... сегодня я встал с левой ноги. Молюсь, чтобы моя невольная ошибка не привела к ни к чему плохому. Дорогой сосед, хорошо, что ты пришел в столь неприятный для меня час. Заходи, дрогой, в мой дом. Пока Ашура предложит нам горячий завтрак, мы с тобой попьём славной домашней бузы.
               – Спасибо, уважаемый Имацци. Заходить в гости не буду: времени нет. Я пришёл к вам, чтобы попросить осла: хочу отвезти пшеницу на мельницу.
               – Да, глубокоуважаемый Али, не повезло тебе. Осла дома нет: недавно его забрал Вали с Верхнего магала.
               В это время со двора осёл, увидев ослиху соседки Асият, начал кричать:
               – И-а-а! И-а-а-а!
               – Осёл же, Имацци, вроде бы, в хлеву. Он из твоего хлева кричит.
               – Ты что, Али, кому ты веришь? Мне, твоему соседу или глупому животному? - озадаченно уставился Имацци на дальнего соседа.
               – Конечно, вам, уважаемый Имацци. Ведь, хозяином осла являетесь вы,- поспешно ушёл Али, разочарованный поступком своего аульчанина.
               Имацци, проклиная  осла, поспешно спустился по каменной лестнице во двор:
               – Слушай, Серый, ты чего меня позоришь перед соседом? Я же для твоего же блага стараюсь. Посмотри на свои искривившиеся ноги, на свое исхудавшее тело, по бокам которого ребра можно сосчитать. На твоей большой уродливой голове одни уши торчат, как антенны. Помолчал бы, пока уйдёт чёртов сосед.
                Осёл виновато посмотрел на своего хозяина, как бы говоря: «Вы же сегодня долго держите меня в хлеву. Я уже голоден, и пить хочу. К тому же, ослиха соседки Асият давно уже на лугу».
                – Что учить осла уму-разуму? Ведь, я сам сегодня встал не с той ноги…


Рецензии