Мы верим в мудрость народа

                Нет горя большего,
                чем утрата Родины.
                Еврипид.431г.до н.э.

     Наблюдая за тем, что происходит на властном казахстанском Олимпе, приходишь к мнению о некоторой хрупкости и нестабильности ситуации. Ощущение, словно что-то аналогичное уже было с нами, с нашей страной. Как будто мы неумолимо движемся к расколу внутри страны. Но тогда,в ту историческую эпоху,это было вызвано тяжёлой геополитической ситуацией, которой в полной мере воспользовались соседние государства. Межэлитные "разборки", которые периодически происходят у нас в стране, объективно могут привести к ослаблению государства и возникновению центробежных сил.Об этом нашим "славным"властвующим, а также находящимся в опозиции политикам нужно помнить всегда, история нашего государства тому яркий пример.Хотим мы того или нет, в Казахстане существует несколько мощных кланов с многомиллиардными состояниями и алчными амбициями, в которые вкраплены представители других государств,для которых интересы народа Казахстана носят второстепенный характер. Да и наши "доморощенные" олигархи всё больше тяготеют к званию "космополитов"и выращивают, и обучают своих потомков за бугром, отказываясь от национальной идентичности. По большому счёту для них наша страна, наша земля, наша Степь, обильно пролитая кровью наших предков, не больше, чем основные средства и оборотный капитал для приумножения личного, в большинстве случаев наворованного богатства. И по большому счёту все их внешние пиар- реверансы в сторону Казахстана не более чем лицемерная игра с патриотами. Будем откровенны, они будут согласны на любой режим функционирования нашего государства, лишь бы были сохранены правила игры, при которых они смогут эксплуатировать наши природные богатства и ресурсы. Такое ощущение, что им даже невдомёк, у них даже мыслей таких не возникает, что если народ придёт к окончательному пониманию, что становится "изгоем" в своей собственной стране, то здесь никому и ничего не будет "светить".
    Никому не стоит забывать, наш народ это потомок-народа вольного, народа-воина, народа, прошедшего не через одно испытание, народа, испытавшего тяготы не одной войны, народа вместе с другими народами СССР, ставшего победителем в Великой войне против фашизма. Сейчас происходит очень сильное расслоение общества по материальному признаку и во многих случаях это вопиюще выпячивается. Не видеть этого, это признак нравственной слепоты. И тогда в человеке от несправедливости постепенно просыпается зверь. Рабиндранат Тагор сказал:"Человек хуже зверя, когда он зверь".И тогда начинает действовать закон джунглей и инстинкта толпы. Довольно часто не понимая это, народ подталкивает к краю пропасти клановая элита, у которой от неимоверного богатства и алчности возникает чувство вседозволенности и всесильности. Мы были уже на краю краха в 1730 году, когда "благодаря" кланам растащили страну по коммунальным комнатам. Хотя в 1728 году на берегу реки Буланты казахи нанесли сокрушительное поражение джунгарскому войску, а в 1730 году в сражении вблизи озера Итишпес нанесли окончательное поражение джунгарам. Эти победы воодушевили казахский народ и убедили его в том,что победа над сильным, хорошо вооружённым врагом возможна. Казалось бы, создались все предпосылки для возрождения былой мощи Казахской Орды, но увы...Те султаны, которые благодаря совместным  военным действиям, достигли успеха в войне против Джунгарии,не нашли общего языка,отстаивая каждый своё исключительное право влияния на власть в государстве и их личные амбиции, оказались выше интересов народа и государства. И Казахская Орда фактически распалась на несколько самостоятельных улусов или так называемых удельных владений, я назвал бы их султана. Последствия этого оказались катастрофическими: чувствуя, что противостоять в одиночку джунгарам не смогут-Жолбарыс-хан и Толе би вынуждено идут на признание власти джунгар и попадают под протекторат Джунгарии. Абулхаир вынужден искать союза с царской Россией, к этому со временем придёт и Абильмамбет.Они скорее всего и не представляли, что у российских политиков той эпохи, совершенно иные взгляды по вопросам союза и подданства и свои далеко идущие планы. Но это другая история. Именно не умение казахских элит того времени договариваться между собой, в конечном итоге и привело к потере независимости и суверенитета Казахской Орды.
Хотя ещё долгие десятилетия будет беспрерывная борьба народа и её лидеров за восстановление независимости.
     Будет время великих героев нашего народа Абылай хана,Кенесары хана и многих славных батыров и военначальников. Страшно представить, но мы, казахская нация,которая в критические моменты своей истории всегда находила в себе силы для консолидации и рождала истинных героев, отстаявших свои земли и право народа на свою государственность, в относительно мирное время, становимся всё более разобщёнными и равнодушными. А где же мы, потомки великой кочевой цивилизации земли? Существующий глобальный миропорядок, словно не замечает этнос, имеющий не только огромную территорию, глобальные запасы природных ресурсов, но и тысячелетнюю историю, культуру, искусство, литературу. Можно сказать, мы есть часть исламской цивилизации, но это только малая толика, это было бы определённое лукавство. Нам прежде всего самим нужно честно и объективно открыть глаза на ту роль, которую ислам сыграл в истории нашего народа. Ислам - это привнесённая арабами религия и,возможно, именно потеря собственной, издревле существовавшей религии, той, на котрой и ныне держатся большинство обычаев и традиций нашего народа, именно потеря Тенгрианства до сих пор как незаживающая рана, не даёт нам подняться с колен. Это, конечно, личностные впечетления и думы, но, как мне видится, в историческом плане у них очень большой базис. Лев Гумилёв сказал: "Вне этноса нет ни одного человека на земле". Не консолидировав собственный народ, нам не на что будет расчитывать. Всем нам, и власть и богатства имущим, и простым людям. Мы, хотим того или нет, находимся в одной лодке.


Рецензии