Вепсская кровь

На повороте поезд сбрасывает скорость. Непрерывная, чёрная полоса леса проступает отчётливее, яснее, начинает играть синими, зелёными, коричневыми оттенками и вдруг разрывается, распадается на отдельные деревья, ясно очерченные красноватыми лучами заходящего за горизонт солнца. Под корявыми корнями сосен заискрится в последних лучах дня жёлтый песок. Подъезжаем к Лодейному Полю.

Вот так же было и тогда, тридцать лет назад: железная дорога, шпалы, запах сосновой хвои и мазута… Впрочем, что за вздор! Я тогда приехал в Лодейное не поездом, а на автобусе, и не с запада, как сейчас, а с востока. Просто этот город неразрывно слит в моём сознании с рельсами и шпалами, овеян дымом тепловозов, озвучен стуком колёс и неразборчивой скороговоркой вокзальных диспетчеров: «На третий путь… на третий подаём товарный… Центральная, машинистов, на пятый путь… бригаду Девяткина на пятый… Пассажирский шестьсот пятьдесят седьмой прибывает… прибывает…» Как привычно и приятно, как тепло на сердце от этих невнятных, усталых женских голосов, сдвоенным, строенным эхом разлетающихся в ночи над мирно спящими домами центральных улиц и домиками Маницкого Поля – городской окраины, раскинувшейся за линией железной дороги.

Ну, вот я и приехал. Через вокзал выхожу на широкую площадь, смотрю в затылок каменного Ильича на постаменте. Всё как и тогда, много лет назад. Ведь для пассажиров поездов и междугородних автобусов в этом городе предусмотрена одна привокзальная площадь. Сейчас она стала для меня местом встречи со своим прошлым.

Тогда, в августе 19… года я приехал сюда из Петрозаводска. Прибыл в этнографическую экспедицию по деревням оятских вепсов, которая началась с районного центра, как водится. И вот, едва выйдя из автобуса, я окунулся в спокойную, провинциальную, милую моей душе уездную атмосферу, с её чистым воздухом, редкими машинами, с собаками, деловито и самостоятельно перемещающимися куда-то без помощи поводков и хозяев, с не суетящимися, никуда не спешащими прохожими, с… Нет, я родился не здесь. Но ведь где-то на свете есть и мой «город тихий как сон». Где-то совсем недалеко отсюда. Зато это родина моей матери. Мамин город, как я его про себя называю, хранящий в своей книге памяти следы и моих детских сандалий. Хоть и не многое я помню из того времени, но всякий раз, когда доводится здесь бывать, чувствую себя почти что дома. Вот чудеса! Города практически не знаю, путаюсь в его улицах, как в трёх соснах, и при этом похаживаю и поглядываю вокруг с невозмутимой уверенностью старожила. Кровь. Ничем, кроме как голосом крови объяснить это явление невозможно. Ну, да речь не о том.

Посетив администрацию, поработав в архиве и краеведческом музее, я направился наконец к главной цели своего путешествия – через Алёховщину, в вепсские поселения Приоятья: Вонозеро, Ефремково, Ратигора, Надпорожье, Бор, Ярославичи. Меня ждали интереснейшие встречи с умудрёнными опытом, обстоятельными, с деревенской хитрецой в глазах, председателями сельских советов, с глубокомысленными, седовласыми, с прямой, строгой осанкой, школьными учителями на пенсии, а также с бригадирами, трактористами, механизаторами, лесниками и охотниками. А, кроме того, долгие неспешные разговоры на завалинке (или за столом, у самовара, как повезёт) с пожилыми женщинами – чудесными вепсскими старушками, которых, чтобы разговорить и вывести на нужную тебе тему нужно не просто уважать и уметь расспрашивать, а нужно вникнуть во все семейные перипетии и полюбить как родную бабушку. И за это будет тебе счастье: и вепсские песни, сказки, и воспоминания о коллективизации, раскулачивании, и вкуснейшие калитки, рыбники, и чай с брусничным вареньем.

Но, что самое приятное, меня ждала встреча с природой Приоятья, с её холмистыми, гористыми, изумительнейшими пейзажами, по-сибирски труднодоступными, по-старообрядчески патриархальными, с шаткими скрипучими подвесными мостами, с древними нерусскими избами на высоких подклетях, с чистыми, аккуратно выкошенными дворами, с библейского возраста елями в три обхвата, с рекой Оятью, холодной серебряной змейкой струящейся меж холмистых лугов и синих, дремучих лесов. Короче, кто видел и знает вепсскую землю, тот поймёт и разделит мою радость, кто не видел… тому всё равно не объяснишь.

На третий день моего путешествия вечер застал меня в деревне Ратигора. Как явствует из названия, это селение примостилось на высокой, пологой горе, возвышающейся меж двух речных долин – Ояти и её правого притока Шапши. Четвёртый час я сидел в доме бывшей учительницы, бывшей ратигорской школы и никак не мог распрощаться со словоохотливой женщиной. Ещё бы! С самого начала разговора меня удивили странные пристальные взгляды, которые она кидала на меня, как будто пыталась что-то вспомнить, узнать. Беседа текла своим чередом по накатанному руслу, но взгляды становились всё настойчивее, всё удивлённее и, наконец, старушка не выдержала:

- Молодой человек, а как вы сказали ваша фамилия?
Я ещё раз представился. Нет, фамилия моего отца ей ничего не говорила.
- А мама ваша, случайно, не Шумилова в девичестве?

Вот оказывается откуда ветер дует. Ратигора – родина моего деда по матери. Дед погиб на войне, но ещё задолго до неё он перебрался в Лодейное Поле, там женился, построил дом. Хорошая зрительная память у бывшей учительницы!

- А я гляжу, гляжу. Ну, вылитый Виктор Михайлович. Будто это он передо мной сидит. Очень вы на дедушку своего похожи, одно лицо! Я ведь и жену его, Наталью, помню, шустренькая такая, маленькая, и отца его Михаила, по прозвищу Цыган. Он, конечно, не цыганом был, а нашей, вепсской породы, из деревушки Мустоя, горшечник. Но очень уж чёрен волосом был, да и характер весёлый, шебутной, ни одной юбки мимо себя не пропустит… Уж вы простите меня, не то сказала.

Трезва и крепка память деревенского жителя. В этом мне не раз приходилось убеждаться. Встреча потрясла нас обоих, и меня, и учительницу. Ну-ка, сосчитайте, сколько прошло лет с конца тридцатых годов? А я-то! Первый раз в жизни оказался здесь. Жил себе спокойно и знать не знал, что за Ратигора такая. Только от матери пару раз и слышал это название. И вот на тебе,  признали, опознали и всю подноготную о моих предках выложили. Иными глазами взглянул я теперь на село.

Взглянул и понял – на вечерний автобус до Надпорожья я теперь опоздал. Учительница очень сокрушалась, что ей негде меня проложить. На лето понаехали внуки из города. Но она сама за руку отвела меня к бригадирше – местной начальнице и строго-настрого велела устроить на ночь. На прощанье, расчувствовавшись, она подарила мне маленький сборник стихов своего любимого поэта Дениса Давыдова. С дарственной надписью! Я храню его, как память о той необычной встрече. И о моём деде.

У «хозяйки деревни» бригадирши дом тоже был под завязку забит внуками и внучками, и она разместила меня в брошенном, но крепком, содержащемся в полном порядке, доме на окраине села. Накормила горячим ужином и ушла, пообещав разбудить утром, чтобы не проспал ранний, шестичасовой автобус.

Я удобно разместился на широкой лавке, забрался в спальный мешок, закрыл глаза и спокойно… проворочался до глубокой полночи, не в силах отделаться от глупого, детского ощущения присутствия постороннего в тёмном, пустом помещении. Долго, очень долго сон не брал меня. Наконец я задремал, но не надолго. А, может быть, я и не спал вовсе? Очнулся как будто от толчка в плечо. В горнице кто-то был. Теперь я не сомневался в этом…

Бог свидетель, я никому никогда до конца не рассказывал всего, что произошло со мной в ту страшную ночь. Даже близким, даже матери. Только сам факт, без подробностей. Может, боялся, что не поверят? Или не хотелось трогать больную тему, зря бередить память о давно погибшем человеке? Кто знает. Но одно знаю – я был не прав. Бередить не надо, а вот тронуть необходимо. Пришла пора, настало время. Ведь с нами никогда ничего не происходит зря. Ничего.

 … У стола, широко расставив ноги в начищенных до блеска офицерских сапогах и упёршись ладонями в острые колени, сидел молодой высокий мужчина. На нём была старая поношенная, как будто с чужого плеча гимнастёрка без погон, на голове новенькая, блестящая козырьком фуражка с кокардой железнодорожника. Внимательные серо-зелёные глаза пристально и, как мне поначалу показалось, недобро смотрели на меня из-под густых широких бровей. Это был мой дед.

Сомнений быть не могло. Я узнал его по фотографии, по единственному, сохранившемуся в семейном архиве снимку. На нём он был изображён сидящим в старомодном, плетёном кресле, аккуратно одетым, со спокойно-торжественным выражением лица. Рядом, опираясь рукой на его плечо, стояла такая же, как он, молодая и торжественная бабушка. Так вот,  ничего общего с тем снимком в облике у деда, сидящего сейчас передо мной, не было. Только фуражка. Лицо осунулось и потемнело, плечи устало опустились, в мрачном, пристальном взгляде нет и тени невозмутимого спокойствия. И, всё же, это был он, мой дед.

Сказать, что я испугался, это не сказать ничего. Не какой-то там страх, а могучий, панический ужас пронзил меня от макушки до пяток. После подобного самокритичного заявления следовало бы, по традиции, сказать, что у меня отнялся дар речи, и я бросился бежать, куда глаза глядят. Но я этого не скажу, не ждите. Случаются и не типичные реакции на испуг. Я быстро вылез из спальника, подошёл, шлёпая босыми ногами по старым, прогнувшимся половым доскам к сидящему за столом и задал глупый, но единственно волновавший меня в данную минуту вопрос:

- Дедушка, это ты?.. Ты живой?
- А ты сам-то как думаешь, внучок? – голос был обычный, земной, только хрипловатый, как будто простуженный. Мужчина с весёлым любопытством смотрел на меня. И почему сначала его взгляд показался мне недобрым?
- Я думаю, что ты давно умер, погиб в разбомбленном и горящем поезде. А сейчас ты явился мне во сне… Наверное, я ещё сплю.
- Извини, Митя я, кажется, напугал тебя. Не дрожи, сядь рядом, на лавку. Значит, говоришь, во сне? Ну что ж, можно сказать и так. Все мы, в каком-то смысле, спим… Давно хотел посмотреть на тебя, но ты был далеко, так далеко, что не разглядеть.
- А сейчас я стал ближе, потому что приехал на твою родину?
- Нет, не потому. Я говорю не об этих ваших расстояниях. Ты стал ближе, потому что подумал обо мне. Сегодня ты впервые в своей жизни всерьёз задумался обо мне, о своём родном деде. Ты даже пожалел, что никогда не видел меня живым. И я это почувствовал.
- Это когда старая учительница сказала, что я похож на тебя?
- Да. Но не будем болтать попусту. Время твоего… хм-м… сна очень кратко. А мне нужно успеть сказать тебе главное. Мне велено предостеречь тебя… Эх, ёлки точёные, не с того начал! Не умею я рассказывать. Ну, да как-нибудь, – дед досадливо поморщился, потёр высокий лоб и придвинулся поближе, наклонился к самому моему лицу. – Ты любишь историю, интересуешься нашим языком, корнями – очень хорошо! Но здесь есть большая опасность. Можно пойти не по тому пути… Это как развилка на дороге, понял? Легко ошибиться и свернуть не в ту сторону. Понимаешь? – он явно не находил нужных слов и уже начинал злиться.
- Я понимаю, дедушка, – ничего-то я не понимал, но было жутко интересно, – не спеши, рассказывай, я внимательно слушаю.
- Ишь ты, умный какой, не спеши! Ладно, добро, слушай. – И дед рассказал мне свою историю.

Поначалу он часто запинался и сбивался с мысли, казалось, он не вспоминает, а читает по бумаге плохим, нечётким почерком написанный текст, но потом, видя с каким жадным вниманием я слушаю его, он успокоился, уверился в том, что сможет донести до меня то, ради чего он пришёл. Вот он, его рассказ, тридцать долгих лет скрываемый мною ото всех. Не сомневайтесь, я запомнил всё очень хорошо (такое не забывается!) и ничего не прибавил от себя, только изложил глаже, не так как дед – с пятого на десятое, а строго последовательно, одно за другим, чтобы было понятнее.


В тот рейс я действительно отправился не в свою смену, это тебе бабушка верно сказала. Неспамши, неемши: «Иди, говорят, заболел сменщик, и больше послать некого. А спорить будешь – клади портбилет на стол! Сейчас война, сейчас это мигом».

Вот так, сухой кусок грызя, да в кулак зевая, довёл состав до конечной станции, Войбокало называется. Там уж до линии фронта рукой подать, в тихую ночь дальнюю канонаду слыхать. Только встали под разгрузку: «Воздух!» А чего кричать, они уже здесь – два бомбардировщика и истребитель с ними. С севера налетели – финны. Будто почуяли, суки, что состав боеприпасами гружёный! Да и на станции всякого военного добра полна коробочка. Такой фейерверк устроили, куда там… Помню только, как с подножки соскочил, к щелям побежал, что за водокачкой нарыты. Колька сцепщик впереди несётся, пыхтит и руками как ворон крыльями машет. Не-то за собой зовёт, не-то просто со страху. Бегу, щель уж близко, вот она. – Ну, – думаю, – успел! – Кольша уже нырнул туда, сейчас и я. И тут за спиной как жахнет, святые угодники!

Я вот часто после того думал. Кабы успел тогда добежать? Кабы несчастные те три шага исхитрился сделать, что бы потом со мной было? Удалось бы дожить до конца войны, или как? В моём звании начальника паровозной бригады, да в прифронтовой то полосе, что ни день курсируя под бомбами от блокированного Ленинграда до расстреливаемого из пушек с того берега Свири Лодейного Поля? До города нашего, до братской этой могилы, до пепелища чёрного, мёртвого? Навряд ли. Не в тот, так в другой какой раз прихлопнуло бы, и костей бы не собрали. Однако пощадила меня тогда курносая. Жив остался.

Очнулся я в лесу. В ушах звенит – спасу нет! Как глухарь стал от этого звона, ничего не слышу. И вижу плоховато, всё в глазах расплывается. Руками подвигал, ногами землю поскрёб, кажется цел. Солнце ярко в затылок светит, аж припекает. Этот в октябре то! Вспоминаю – налёт случился ночью в два двадцать две, аккурат я на часы станционные взглянул, а сейчас за полдень время. Это сколько ж я провалялся?! Да и не просто провалялся, а полз куда-то в беспамятстве. Видно, унесли меня руки, ноги в лес, подальше от взрывов и огня. Ну, ладно, поползал в своё удовольствие, пора и взад идти. Только поднялся, только два шага ступил, тут обратно сознание потерял. За берёзку ухватился, да и сполз по ней на землю.

Во второй раз очнулся – ночь на дворе. Ноги скрюченные затекли, насилу разогнул. Сижу. Звон в ушах маленько унялся, но всё равно ничего не слышу. Зато видеть стал лучше, муть с глаз упала. Однако видеть то нечего – темно. Куда идти, где станция? Был бы слух цел, по звукам нашёл бы, а так, только крови запёкшейся из ушей полный воротник набежало. Хорошо хоть глаза вернул, шарю ими по тёмному лесу туда-сюда. Вроде тропинка, просвет между деревьями виднеется. Скорей туда. Шёл долго, часа три топал. Только лес всё не кончается. Кажись ошибся, в обратную сторону от станции пошёл. Развернуться и идти назад? Так в темноте то совсем заблужусь, надо утра дождаться, да и сил больше нет. С тем и повалился под ёлку, заснул. Но на тот раз уж сам, без потери сознания.

А с утра опять в путь. По солнцу сверяюсь, вроде на север мне надо. Только солнце быстро зашло, опять бреду наугад. Лес сырой. Большие болота обхожу, через малые так перебираюсь, меня болотами не испугаешь, вырос среди них. Только земля посуше пошла, на горочку взобрался, а тут и лесу конец, впереди деревня малая. Обрадовался, сейчас дорогу до станции узнаю. Да только зря радовался, деревенька пустая оказалась, ни одной живой души. Попил воды из колодца и дальше пошёл. За мной увязалась брошенная кошка. Бежит следом и кричит-мялендает, как резаная. Я прибавил шагу, отстала. Далеко от родной деревни боится, паразитка, отходить. А мне вот надо идти. Только куда? Пошёл прямо, авось куда-нибудь выйду. Опять кругом лес да болота. Тут мне совсем муторно стало, голова так разболелась, света белого не вижу. Упал, где шёл. Весь вечер и всю ночь пролежал на мху, проскрипел зубами, лишь под утро уснул.

С утра снова в путь. Не помню как, не помню куда, от головной боли совсем отупел. Наконец лес вновь расступился, на этот раз окончательно. Передо мной расстилалась бескрайняя гладь огромного озера. Мать честная, это ж я к Ладоге вышел! Посмотрел вправо, посмотрел влево – никого, ничего. Побродил, покричал. Слух ко мне понемногу возвращался. Когда кричу, то свой голос уже слышу, это хорошо. Но проснулся голод, да и продрог. С озера ветер холодный, а я мокрый весь, через болота шёл. Стал спички по карманам искать и нашёл, вот счастье. Во внутреннем кармане шинели отыскал, сухие. Решил костерок разложить из тех дров, что озеро на берег выносит. Обсушился, обогрелся и заснул возле огня спокойным, почти здоровым сном.

Под утро проснулся от холода. Костёр догорел и угли ветром размело. Только встал, только попрыгал, чтоб согреться, слышу – сзади, издалека кто-то кричит: «Сейсо, сейсо…» Обернулся посмотреть и чуть не упал от неожиданности. Прямо передо мной, в двух шагах стоит солдат с автоматом наперевес. Ну, слава тебе Господи, добрался до береговой охраны! А солдат тычет в меня стволом и кричит, аж покраснел от натуги. Только до меня еле-еле, как из дальней дали, едва доносится: «Сейсо… Кядэт улёс…» Финн, мать вашу! Вот тебе и береговая охрана. А вражина надрывается: «Кядэт улёс!» Потом по-нашему кое-как: «Рукки веех!» Поднял я руки, а что поделаешь? Попался.

Толкая в спину то стволом, то прикладом, солдат повёл меня к берегу. Метрах в трёх от кромки воды с трудом угадывалась в темноте какая-то посудина. Добрёл по воде до борта. В позвоночник упёрся ствол автомата, сверху опустились две пары рук, вцепились, потянули: один за рукава, другой за воротник. Перетащили через борт, бросили на металлическую палубу. Следом прыгнул тот, кто меня привёл. Приглушённо взревел двигатель, и катер, круто разворачиваясь и набирая скорость, поскакал, закидывая нос, по невысоким волнам.

Мы летели как бешенные, финны очень спешили. Очевидно, хотели до света уйти от нашего берега как можно дальше. Кто они такие? Разведчики? Диверсанты?.. А какая мне разница, я теперь военнопленный и жизнь моя не стоит и ломаного гроша. Жизнь? А почему они меня не пристрелили, зачем я им? И тут до меня дошло. Форма на мне военная, офицерская. Недавно только выдали и перед строем торжественно объявили, что мы, начальники паровозных бригад в прифронтовой полосе, приравнивается теперь к командирам Красной Армии. Конечно, врагам лестно захватить в плен советского офицера, допросить, заслужить похвалу начальства. Вот только петлицы на шинели и кокарда на фуражке не военные, а обычные, железнодорожные. Но ведь финны могли и не разобраться в этом, тем более что темно. Сдадут командиру, будут допрашивать. С катера, конечно, не сбежишь, но на берегу… На берегу можно попытаться дать дёру. Лучше пуля из автомата в спину, чем плен. Не хочу в плен, не дождётесь!

Катер был большой, мощный, с рубкой. В ней было двое, ещё четверо расположились на палубе. Ближе всех сидел тот, что меня брал – молодой, безусый парнишка, рыжий и конопатый. Он зло поглядывал в мою сторону и курил частыми, нервными затяжками, пряча сигарету от ветра в рукав. С другой стороны стоял, облокотившись на борт пожилой, мрачного вида финн с унтер-офицерскими погонами. Это он вязал и обыскивал меня. Во всей его массивной фигуре и в движениях чувствовалась медлительная уверенность крестьянина. Он о чём-то говорил с третьим солдатом, сидевшим ко мне спиной. В нынешнем своём бедственном положении все чувства во мне обострились, голова не болела больше, слух, кажется, вернулся к норме. Наверное, я мог бы слышать голоса говорящих, если бы не рёв могучего мотора.

Вдруг, финны закричали, замахали руками, показывая на небо. Подняв голову я увидел и даже услышал плывущий высоко, в самом зените начинающего светлеть неба самолёт. Это был наш истребитель, «Ишак», на его крыльях ясно виднелись красные звёзды. Солдаты как вспугнутые тараканы заметались по палубе. Катер рванул вперёд ещё быстрее. «Ну, давай, братишка, бей гадов!» – мысленно кричал я нашему лётчику, но он как будто не замечал катера. Сделав плавный разворот, он улетел в сторону запада, к Ленинграду. «Не заметил? А, может, принял за своих?» – с тоской глядел я вслед превращающемуся в чёрную точку аэроплану. Как знать, быть может, это последний представитель наших, которого я увидел в своей жизни.

Наконец катер подошёл к берегу. Он встал у длинного причала, и мы вышли на берег. На золотом песке лежали перевёрнутые рыбацкие лодки. На распорках сушились сети, за ними виднелся большой карельский дом в два этажа, во дворе кричал петух. На причале сидел, свесив вниз босые ноги, белоголовый мальчишка и спокойно удил рыбу, не обращая на финских солдат никакого внимания. Вставало тихое, тёплое осеннее утро. Как будто и не было войны. Как будто я не был в плену у врагов.

Меня подвели к высокому резному крыльцу. Навстречу, стуча высокими ботинками на толстой подошве, спускался тучный, заспанный унтер-офицер в накинутом на плечи кителе. Он достал из нагрудного кармана пенсне, нацепил на нос и подозрительно уставился на меня. «Э-э…» – задумчиво произнёс он в мой адрес и принялся что-то втолковывать тому унтеру, что привёл меня. Тот выслушал, с сомнением почесал в затылке, кивнул и молча отправился выполнять распоряжение. Ни чести не отдал, ни по стойке «смирно» не встал перед командиром, будто не в армии, а у себя на хуторе. Дисциплинка!

Какой-то мужик, наверное хозяин дома, вывел из конюшни лошадь, запряг в телегу. На неё усадили меня, да ещё одного пленного – молодого красноармейца в рваной пилотке и с огромным синяком под глазом. Унтер взял в помощники одного солдата и повёз нас куда-то за деревню, через поле.

- Ну что, рюшша, допрыгались? – раздался голос финского солдата. – Что зыркаешь? Да, парень, я ещё не забыл ваш свинячий язык. Ведь я почти что местный. Село Войница Кемского уезда, не слыхал?
- Что ж ты, поганка, врагам теперь служишь? – процедил я сквозь зубы. – Думаешь, победили уже? Нет, соколик, Россия ещё и не начинала воевать-то как следует. Обломаете вы об Советскую страну гнилые свои зубки. Товарищ Сталин вас как капусту накрошит, он… – Могучий удар по лицу опрокинул меня на дно телеги.
- Помалкивай лучше, рюшша, не то распрощаешься со своими здоровыми зубками. Ха-ха! Приятелю твоему я фонарик знатный засветил, теперь и у тебя такой же будет. России твоей ё…ной не будет больше никогда. Только Шуури Шуоми – Великая Финляндия до Урала. Прос…л ваш Сталин со своими большевичками Россию и смотался на восток, в Сибирь. Там ему и место. В двадцать втором они, гады, моего батю с семьёй из двенадцати человек заставили родину бросить и на чужбину уйти. Мне семь лет было, я всё помню, как мы по снегу, по морозу в Финляндию бежали. Жаль, отец дом наш подпалил, не захотел своё родовое гнездо рюшшам оставлять. Ну да ничего, война скоро кончится, я на родину вернусь, дом лучше прежнего поставлю, всей округи хозяином стану, узнают ещё Симо Макконена!.. А вы, краснюки, к смерти готовьтесь получше. Сейчас вас господин Харьюла, полковник наш допросят и отправят в ад. Провалитесь в Маналу, вместе с вашей Москвой, Сталиным и Карлой Марксой…
- Замолчи, иуда, задавлю-ю-ю! – мимо меня разъярённой кошкой прыгнул молодой красноармеец, вцепился скрюченными пальцами в горло солдата. Тот упал на спину, захрипел. Но я увидел, как рука его уже достаёт из ножен на поясе широкий штык-нож.

Ни о чём я тогда не думал, никаких шансов не взвешивал. Тело действовало само, быстро и единственно верно. Правая рука выхватила нож из руки солдата, сильно, с оттяжкой всадила ему в бок. Тут же, всем телом развернулся ко второму финну, уже поднимающему свой автомат, и ударил, что есть силы, головой в переносицу. От броска мы свалились с телеги, покатились по траве. Солдат наотмашь хватил меня здоровенным кулачищем по скуле, руки мои разжались, финн вскочил и кинулся к упавшему на землю автомату. Но его уже подобрал красноармеец. Короткая очередь прошла поперёк тела вражеского унтера, бросила его назад. Он упал навзничь. Весь бой не занял и десяти секунд. С нашими конвоирами было покончено.

Я вытащил штык-нож из бока мёртвого карела, сорвал с тела унтера подсумок с патронами, фляжку и немецкий термос на ремне, и мы понеслись через скошенное поле к черневшему вдали лесу.

Вот так, Митя, я впервые в жизни убил человека. Ну да лембой с ним, с оккупантом! Нечего жалеть об этом предателе Родины. Одно обидно, не довелось мне осиновый кол в их могилу воткнуть, не дотянул до победы…

Как до леса добежали, как от погони ушли – не помню. Горячка у меня началась, голова болела, не соображал ничего. Вёл меня Вовка Масленников, красноармеец мой, на юг вёл, к линии фронта, как ему казалось. В лесах наших он плохо ориентировался, с юга сам, из под Кисловодска, казачок терский. Заботился обо мне, кормил чем Бог послал. Хороший парень!

Через неделю я очухался и сам его повёл. Еду ночью в деревнях добывали. Осмотримся, нет ли финнов поблизости и к ближайшей избе: «Помогите, чем можете защитникам Родины». Когда давали, а когда и нет. Только скажут по-карельски: «У самих ничего нет. Убирайтесь, пока полицию не позвали!» Я понимал по-ихнему, с нашим языком сильно схоже. Делать нечего, уходили.

Так брели, пока не дошли до мурманской железной дороги. Оказались мы в районе станции Пай. Я там с одним железнодорожником разговорился. Вроде знакомый, в одном техникуме учились. Он то и направил нас к партизанам. Ночью, в обход финского поста, через болото сам провёл и командиру представил.

Оказался отличный мужик Степан Пантелеевич, сам майор авиации. Лётчиком был, воевал в Финскую и в эту войну, уничтожил восемь вражеских самолётов, пока самого не сбили, в воздушном бою над Пяжиевой Сельгой. Поначалу-то он нам не очень обрадовался: – Куда, – говорит, – мне такие доходяги нужны? У самого не отряд, а лазарет ходячий. – Но потом, ничего, подружились. Я ему про финские посты да заставы, что по дороге сюда видел, порассказал, толково на карте всё показал, где пулемёты, где караулки. Зауважал маленько.

Недолго нам вместе попартизанить пришлось. Было нас тогда в отряде, с нами и с командиром, всего двадцать три человека. Сил маловато, но всё же решил Степан Пантелеевич на полицейское отделение в селе Ладва напасть. Они, сволочи, всех коммунистов, всех учителей и советских работников в округе, кого удалось поймать, повесили на глазах у народа, вроде как, в назидание. Там же и связная наша погибла, местные выдали. Ну, подготовились мы, дождались ночи. По одному накопились на окраине села, за бывшей колхозной конюшней. Колхоз то финны распустили, председателя повесили, жену и детей его в концлагерь отправили, лошадей для армии забрали, а коров местным по дворам раздали. – Крестьянствуйте, – дескать, – люди добрые, вепсы да карелы. Мы вам зла не желаем. Мы же только русских большевиков не любим. – Так вот, от той конюшни и повели мы наступление. Ворвались в бывший Сельский Совет, где теперь полиция сидела, перебили полицаев, освободили пленных, подожгли новую финскую лесопилку, склад армейский реквизировали и, давай Бог ноги. Пока от железной дороги оккупанты войска не подтянули.

Чисто прошла операция. Ни одного убитого с нашей стороны, только двое раненных. Да беда в том, что одним из тех двоих сам командир оказался. Геройский мужик, под огнём в первых рядах шёл. «Я заговорённый, меня пуля не берёт». Верно говорил, пуля его и не взяла, гранатой посекло. Дотащили мы его до нашего лагеря. Перевязали, медицинскую помощь, какую следует, оказали. Аркадий Борисович, врач наш, отменный лекарь был, до войны в Петрозаводской республиканской больнице работал. Не помогла его медицина, через три часа скончался командир. Чуя смерти приближенье, меня позвать велел и приказал принимать командование. – Ты, – говорит, – мужчина толковый, решительный, коммунист, к тому же, тебе и карты в руки. – С тем и отошёл наш майор авиации. Я и раньше, до войны лётчиков сильно уважал, в детстве сам авиатором стать хотел, а теперь и вовсе готов на них молится. Большая в них сила духа!

Ну, про то, как мы дальше воевали, как совершали диверсии и скрывались в лесах от финнов, долго рассказывать. А времени у нас осталось мало. Одно только скажу. Часто местные жители, вепсы и карелы, какие остались на своей земли под оккупантами, помогали нам, крепко выручали и продуктами, и информацией. Но бывали с их стороны факты предательства. Нередко наводили они врагов на наш след. Ничего тут странного нет. Ведь оккупанты надолго, насовсем хотели на нашей земле закрепиться. Потому, подкупали и обольщали местных разговорами о братской крови и финно-угорской общности. «Финны наши старшие братья, они с нами, вепсами одной крови» – говорили крестьяне, наслушавшись хитрых проповедников. И со спокойной душой делали иудино дело, подводили нас, советских партизан под пулю и петлю вооружённых пришельцев. Захватчиков, пришедших из чужой страны, из государства с чуждыми нам привычками, обычаями, отношениями между людьми, верой.

А командир наш Степан Пантелеевич родился в деревне Немжа Винницкого района. Он был таким же как и я оятским уроженцем. Нашей с тобой крови, внучок.

Пора мне завершать свою историю. Однажды, это было в марте 1943 года, до моего отряда добрался человек из Центра. Спустился с самолёта на парашюте. Представился Петром, предъявил мандат, выданный лично товарищем Андроповым. Пётр привёз с собой много оружия, пулемёт Дегтярёва, автоматы ППШ и ППС, а также, продукты, рацию и радостную весть о победе наших под Сталинградом. Было у него особое задание центрального партизанского штаба. О сути задания нам знать было не положено. По чётко разработанному Петром плану отряд выдвинулся в район прионежского села Гимрека. Это было большое и очень красивое селение. Купол её старинной церкви был виден издалека, острым шатром он возвышался над окрестностями. Никогда мне ещё не приходилось в нашем вепсском краю встречаться с такой красотой. В Гимреку отправился связной, которого проинструктировал сам Пётр. Там было много солдат, склады с горючим, невдалеке, на берегу Онеги, располагалась военная пристань. Но были там и наши люди, в том числе настоятель местной церкви. К нему то и направился связной.

Через трое суток он вернулся, и операция началась. Ночью мы скрытно просочились в село и, учитывая наш солидный огневой арсенал и немалый опыт, а также то, что в отряде было уже около сорока бойцов, наше нападение не было лихой партизанской авантюрой. Всё развивалось успешно, мы разгромили местный гарнизон, освободили пленных, подожгли склады, добыли важные документы. В них то и заключалась главная цель операции.

Но уйти тихо не удалось. Кто-то из прихожан церкви оказался предателем. Он забрался на колокольню и ударил в набат. От села Щелейки в нашу сторону выдвинулся большой карательный отряд, который вёл матёрый спец по борьбе с партизанами. Я решил отходить болотами на Матвееву Сельгу. Нам удалось оторваться от преследователей, но мы понесли большие потери. Дойдя до деревни мы хотели отдохнуть и затаиться, но каратели выследили и окружили нас.

Тут началось самое страшное. Под шквальным огнём неприятеля мы прорвались и вышли из окружения, но потеряли убитыми и тяжело раненными очень много своих бойцов. Ополовиненный, истекающий кровью отряд двинулся через зимние леса и болота на Остречины. В Остречинах я рассчитывал запаслись продуктами, оставил у надёжных людей раненных, а затем переправиться через Свирь. Во что бы то ни стало нужно было доставить Петра с добытыми документами к своим. Перейти Свирь и линию фронта не удалось, каратели настигли нас и здесь. Мы отходили на запад, с трудом оторвались и спустились к берегу у села Мятусово, но перейти реку не удалось и здесь. Кровавый бой и мы вновь отходим вдоль реки на запад. Двенадцать суток длился наш беспримерный, скорбный отход от Гимреки. Наконец, в районе Подпорожья, мы значительно, как нам показалось, опередили финнов и ступили на лёд реки.

Но каратели оказались хитрыми волками, они появились неожиданно, свалились как снег на голову и прижали нас к реке. Всем не спастись. Важнее всего вывести остатки отряда к линии фронта, доставить в Центр документы. Я приказал товарищам переправляться по льду через Свирь, а сам с пулемётчиком, моим старым приятелем Вовкой Масленниковым, окопался на высокой прибрежной сопке, прикрывая отход моих бойцов.

Может быть, когда-нибудь и тебе, мой внук, придётся принимать решение, от которого зависит не только твоя жизнь, но и жизни многих. Принимай его быстро, не дай времени страху и сомнению укрепиться в твоём сердце. Главное – не медли, тогда ты почувствуешь, что нашёл верное решение, и это придаст тебе новые силы.

Мы расстреляли все патроны, погиб мой друг Вовка, уткнулся головой в красный от крови снег. Мы шли с ним вместе от самой Ладоги, но у меня не было времени оплакать его. Я остался один. Обернулся – наши уже почти закончили переправу, последние бойцы выходили на южный берег. Где ползком, где кубарем я съехал с сопки на лёд. В руках осталась последняя граната. Сам не понимая почему, я рассмеялся. Шальная мысль пришла в голову. Я выдернул чеку, зажал «лимонку» между ног и поднял руки. Над горкой показались лица финских вояк. Медленно с опаской они спустились вниз, подошли ближе, ещё ближе. Ещё немножко. Я разжал ноги, граната упала на снег. Враги поняли всё, но было поздно. Последнее, что я увидел в своей короткой земной жизни, были расширившиеся от ужаса глаза наших врагов. И это было великолепное, согревающее душу радостью зрелище.

На сём дед закончил свой рассказ.


… Ранним утром я уже трясся на жёстком сиденье натужно урчащего, с трудом ползущего в гору автобуса. В моих руках лежал подаренный томик стихов. Выплывающее из-за вершины солнце ослепило глаза. Что же со мной произошло? Сон это или явь? Впрочем, что бы ни было — этому суждено остаться в моей памяти навсегда.

2020 г.


Рецензии
Спасибо Вам.
Ратигора, Надпорожье, Немжа, Свирь - как родные - все названия.
Очень интересный рассказ!
И слова такие близкие: "КТО ВИДЕЛ И ЗНАЕТ ВЕПССКУЮ ЗЕМЛЮ,ТОТ ПОЙМЁТ И РАЗДЕЛИТ МОЮ РАДОСТЬ, КТО НЕ ВИДЕЛ ... ТОМУ ВСЁ РАВНО НЕ ОБЪЯСНИШЬ..."

Ксения Ангел   05.07.2021 03:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.