Мальчишка лежал с оторванной ногой

Фронтовая быль


Эту историю мне рассказал мой отец, Яков Михайлович Файн, во время Великой Отечественной войны. Он был тогда начальником транспортного отдела Распределительного эвакопункта (РЭП-31) – части, занимавшейся эвакуацией раненых и больных из фронтовых госпиталей.

Лето 1942 года. Немецко-фашистские войска прорвали наш фронт и хлынули на Кавказ. Остро встала задача эвакуации госпиталей, размещённых в северокавказских здравницах. Уже была информация: захватывая военные госпитали, гитлеровцы уничтожают и раненых, и медперсонал. Такая угроза возникла над одним из госпиталей. Санитарный поезд есть, но нет паровоза – его увёл один крупный местный чин, чтобы эвакуировать своё имущество под видом «важного государственного». Нашёл этого «чина», пытался объяснить ему ситуацию – не воспринимает, ругает матом «зарвавшегося интендантишку», угрожая ему трибуналом. Времени уговаривать не осталось – счёт шёл на минуты. Угомонился только тогда, когда отец достал пистолет.
– Лучше я тебя здесь пристрелю, чем у меня целый госпиталь погибнет!

Санитарный поезд отец привёл в город, уже оставленный нашими частями. Передовые отряды немцев уже входили в него. Госпиталь был готов к эвакуации, погрузка шла споро. И тут отца окликнул лежавший на траве мальчишка, окровавленный, с оторванной ногой:
– Дядя Яша спасите меня, я с Вашим Витей во дворе играл!
Его мамы при нём не было.

Мальчишку погрузили в поезд, который ушёл из-под носа у немцев. А отца долго била дрожь от мысли, что на месте этого мальчишки мог оказаться я.

А ведь мог бы… Эшелон, в котором мы с мамой эвакуировались из Ростова 12 октября 1941 года, держал курс на Кавказ. Но немецкая авиация разбомбила впереди идущий эшелон и повредила один из мостов. Дорога на Кавказ оказалась закрытой, наш эшелон повернули на восток и выгрузили в Зимовниках, на границе со Сталинградской областью. Так начался наш незапланированный 2,5-месячный путь на Урал, в Пермский край, из-за которого отец надолго нас потерял. Связь восстановилась лишь в январе. Отец хотел вернуть нас на Кавказ – в Армавир, где дислоцировался его РЭП-31. Всё было готово к этому, ждали начала навигации на Каме и Волге. К счастью, не успели… Начались Сталинградское сражение и битва за Кавказ.


Рецензии