Письма 1948-1949 гг. Часть шестая

51

17/III- 1949 г. Ленинград

Здравствуй, Миша!

Ну как ты живешь-поживаешь? Дела то в школе хорошо идут или не очень? Я очень удивляюсь, ты совсем не пишешь, не болеешь больше? Наверное и у вас весной пахнет. А здесь снег утром, а днем солнце и всё тает. Как хочется скорее сесть в поезд и домой, домой, домой! Я вот так думаю, а вас дома нет, или ты дома, а, может быть, и около дома тебя увижу, ой, расцелую тебя, обниму, ведь ты мой братик. Ты знаешь, я так скучаю без вас и всё стараюсь представить, ну где вот вы сейчас, что делаете? Особенно ночью, лежу рядом с Эмкой, она сопит, кряхтит,(…)  А знаешь, мы с ней спим, ворочаемся и одеяла на пол слезают. Однажды просыпаемся сразу обе от холода и лезем за одеялом, обе полусонные, а потом Эмка мне говорит: «Знаешь, Наташа, я во сне думала о том, как рациональнее использовать одеяло».Сказала, а я ничего, как будто вполне нормально во сне об этом раздумывать, легли, а утром я вспомнила этот ночной разговор и давай хохотать. Живём хорошо, я вот сейчас пришла из бани, вскипел чай, а Эмма в баню ушла, придет, будем пить с конфетами помадкой за 19 рублей.

Сегодня получила от мамы 150 р., большое спасибо, пусть до 15 апреля больше не высылает. Хоть бы из дома выбраться ей, тогда всё же легче бы было. Вот ты Миша подумай, мама верит  в будущее, всё надеется, что жить будет легче, а жизнь идет и идет. Мне скоро 19 лет, пойдет 20-й год, а что я сделала хорошего за полжизни? Ничего, абсолютно. Тут, да вообще в мире столько говорят о новой войне, что страшно становится. Нам хочется кончить университет, чтобы хоть что-нибудь из нас вышло, а нам говорят, что хоть бы этот год мы доучились, и то хорошо. Да, страшное дело – война, кто знает, что будет со многими людьми, но я твердо убеждена, что мы победим, это не пустые слова, я уверена в диалектике и тому, чему она учит глубоко верю.

Пока прерываю письмо. Теперь опять пишу. За эти дни я часто ходила в кино, смотрела «Поезд идет на восток», «Встреча на Эльбе» и сегодня «Академик Иван Павлов». Все три очень понравились. Читаю всё ещё Короленко, вторую книгу. Завтра у нас физкультура, ты знаешь, мы так на лыжах и не катались, мне это на руку. Да, я тебе послала марки, только не знаю, дойдут ли они, т.к. не было конверта и я завернула в треугольник. А на главпочтамте сколько иностранных марок бывает, на письмах из-за границы. У меня глаза разгораются на них, но «близок локоть, да не укусишь». (…) Жизнь школьная интересная? Как проявляет себя знаменитая 12 школа? А тебя не считают больше немцем? Ты действительно что-нибудь знаешь по Deutsch(у), или это только так? Мне девочки говорили, что ты все разговоры ведешь по немецки, но я что-то сомневаюсь. Вряд ли лучше чем при мне. А ведь иностранный знать необходимо и очень полезно, я только здесь в этом убедилась, ну немножко буду знать, ведь теперь 4 года будем учить.

На той неделе будут контрольные по математике, немецкому. У нас есть практическая геология, учимся определять камни. Принесут целую кучу и изволь все называть. А названий столько, с ума сойти можно. Или дадут всем по камню, надо его определить самостоятельно, а потом подойти и рассказать преподавателю. Вот сижу я, верчу, верчу, чуть ли не лижу его, и так, и этак, никак не могу сказать, что это такое? или какой у него цвет, блеск или вес? Вот тебе может быть смешным это кажется, а я вижу серый или бурый цвет, а оказывается зеленый или красномясый. Блеск мне кажется матовый, а оказывается шелковистый, стеклянный или ещё какой-нибудь. Фу, черт! Запуталась совсем, но всё-таки кое как справляться стала, поставили за знание пород 4. В Саблино на практике тоже этим будем заниматься, так что наловчимся.

В субботу семинар по марксизму и опять Дахия велел доклад подготовить, мне уж это надоело, всё время одним и тем же даёт, когда кто-нибудь посторонний приходит. А ещё интересная физика лабораторная, приходим в лабораторию, получаем руководство (там написано: ход работы, объяснение приборов и формулы)  и начинаем делать опыт (на определение температуры кипения в зависимости от давления) надо делать в очках специальных. Такие смешные огромные очки надеваешь на глаза, а затем изо всех сил вертишь насос, выкачиваешь воздух из колбы с кипящей водой, чтобы понизить давление. Или сидишь, перед тобой качается маятник, и считаешь по секундомеру, за сколько секунд произойдет 100 колебаний. Я всегда такая красная бываю, исписываю воз бумаги, сразу никогда не выходит, а потом проверю, оказывается ошибка в вычислениях вышла, гора с плеч долой, сдаю работу и всё, до следующего раза. Кончу.

Поцелую мамочку, пиши мне непременно. Deine Nata

52

18/III-49г.

Родная моя мама!

Здесь тоже весна, тепло, хорошо, скоро приеду. Сегодня у меня удивительно удачный день! Во-первых, получила письмо, во-вторых, купила майку для физкультуры, а в третьих мне всё-таки профком выдал 100 р. сегодня. Я тебе мама ещё раз пишу, денег больше не высылай до 15 апреля, расплатись, если сможешь, с долгами. У меня их слава богу больше нет, только за квартиру за текущий месяц, но это и не долг, а тоже текущий расход. Ты, мам, наверное, удивляешься, что я тебе сообщаю, что я купила для физкультуры. Но ты ведь знаешь  мамочка, что у меня для этого ничего не было и если ты представишь, как у нас хорошо поставлена физкультура и все были в нормальных трусиках, майках и тапках, а я словно альбинос какой в белых трусах и драных носках, то поймешь меня, я думаю. (…)  У нас сегодня математическую географию читал профессор Шаранов. Мне очень понравилось, особенно то, что в Узбекистане устраивают солнечные бани и кухни, используя энергию солнечных лучей. Но он был временно, пока наш лектор, уехала в Москву.

Я сейчас варю суп из картошки, вермишели и воды с солью и чуть-чуть сала оставалось. Эмки нет, у неё физкультура с 5 до 7, её перевели в спортивную, сейчас явится и она. Сегодня с ней ездили во время перерыва сдавать белье в прачечную, но там тоже был перерыв, решили подождать, зашли в сберкассу, уселись на окно. Пока люди были кассирши молчали, а потом делать нечего стало, они к нам привязались, что мы мол тут за ожидальню или вокзал устроили, даже милиционером пригрозили, если не уйдем, но мы конечно поспешили ретироваться. Знаешь, мам, юбки продают готовые, но стоит 200 р. Ну в общем я схожу завтра и посмотрю в магазине, а то моя совсем разъехалась.

Сюда приедет МХАТ и будет ставить сказку «Синяя птица», я помню, ты рассказывала, что видела её в театре и тебе очень понравилось. Если билеты достану, то непременно посмотрю. До свидания мама, не горюй, на прощанье дочку поцелуй. Мише привет и его за меня поцелуй. (…)  Словарь я взяла. Целую. Ната.

53

29/III-49г. Ленинград

Мамочка и Миша, здравствуйте!

Сегодня такой теплый, солнечный день в Ленинграде! Даже жарко, я уже хожу без рукавиц. Мама, я сфотографировалась, но карточка будет готова только 5 апреля. Как только получу её, сразу же напишу письмо и пошлю в нём. Карточек так много, но меньше 6 не делают, а я не знаю, что с ними буду делать, солить что ли? Выйду я, наверное, очень плохо. Я ведь всегда такая надутая получаюсь. Взяли 20 р. за 6 карточек, формат 6/9, полуоткрытка. Ой, ну что я за болван, выбросила квитанцию на фото в печку, сейчас решила её посмотреть и нигде найти не могу, потом вспомнила, что какие-то бумажки в печку швырнула. Ну и ну, голова, нечего сказать!

С Эммой пойдём 3 апреля слушать оперу «Демон» Рубинштейна, а 10 апреля смотреть «Лес» Островского. Видела кино «Нищий студент» довольно смешное в некоторых местах и всё, а вот недавно смотрела шутку Чехова «Юбилей» так смеялась и держалась за живот, очень смешная вещь и артисты замечательные. Вспоминаю и опять смешно становится. Читаю Чехова «Сахалин» и всё смотрю на карте, нам советовал читать с картой наш профессор экономгеографии – Четыркин. Он, мам, так интересно рассказывает о развитии и распределении экономики в нашей стране, что лекции его для меня теперь одно удовольствие. В своих рассказах он несколько раз упоминал Сухону, Кубенское озеро, ярмарку в Нижнем Новгороде и ещё много такого, о чём я от тебя слышала. Совсем не скучно, а наоборот очень интересно слушать о феодальном хозяйстве  и о появлении капитализма, и о том, как заселялись земли. А всё потому, что всё время ссылается на художественную литературу. Он нам рассказывал о пашенных крестьянах, как их переселяли в Сибирь для освоения земель, а у Короленко я тоже встретила о них же. Или ты мне советовала прочесть «В лесах» Мельникова, и он тоже указал эту книгу Я сейчас напишу те книги которые по его мнению помогут нам лучше усвоить его лекции: «Трилогия» Сухов-Кобылинский, «Записки охотника» Тургенев, «Бойцы» Мамин-Сибиряк, воспоминания Аксакова и др.

Пальто я, мама, перешила, но получилось наоборот и ничего хорошего. Были длинные бока, теперь длиннее спереди и короче сзади, я так себя ругаю, что совсем не умею шить. А ведь потратила на это целый вечер, измазалась мелом, вспотела  и не выучила марксизм. А на другой день Дахия вызвал и я ему рассказывала про Павлова из кино. Он поставил 5, хотя мне кажется, что я лепетала что-то совсем, как первоклассница. Но дело в том, что мы разбирали тему «Материя – первична, а сознание – вторично» и что мозг является наиболее высокоорганизованной материей, ну вот я и применила кино, так как больше ничего не знала.

А вот как быть с юбкой, я прямо не знаю, я сегодня получила стипендию 280 рублей. 75р. Л.Н. за квартиру, остальные на покупки и житье, но юбка стоит 200р., если купить, то значит остаться без денег, а жить надо больше чем полмесяца до следующих денег. И я решила пока не покупать, чтобы снова не влезть в долги. Буду носить полосатое платье, т.к. в моей юбке нельзя больше ходить. Платье мне жаль, да не беречь же его в самом деле.

Да, вот ещё что, решили с Эммой обедать в столовой, потому что плитки теперь у нас нет, все наши соседи хитрили, мудрили, как бы поменьше платить за электричество и решили убрать плитки совсем. Правда, у Л.Н. есть примус, и я уже научилась его разжигать, но он плохо горит и потом много возни, а самое главное, ничего из нашего варения не выходит, день сварим, два нет, да и каждый день одно и то же надоедает. А в столовой решили тратить не больше 4 р., да ещё покупать в магазине молоко, сейчас его очень много продают. Ну что же нам ещё надо? Ведь так очень хорошо будет! Пиши, мам, как живёте, у Миши сейчас каникулы, какой счастливый. А у нас ещё один месяц и опять экзамены. А там скоро и домой, к вам, я жду и не дождусь, когда, наконец, это будет! Так хочется домой, я иногда думаю, неужели это не сон, что я живу одна и скоро уже целый год, господи, целый год, как долго! (…) Мама, пиши пожалуйста больше о житье-бытье и почаще, а то вот опять давно нет писем. Крепко целую. Наташа. Привет от девочек и Л.Н. и А.В.

54

4/IV-49г.

Здравствуйте, мама и Миша!

У меня сегодня отвратительное настроение, ничего делать не хочется, и вообще последние дни на лекциях тоже трудно сидеть. Плохое настроение из-за того, что получила 2 по математике, я просто не знаю, ну почему я никак не могу с ней хотя бы на 3 справляться? Вечно двойки, уж такая я бестолковая. Скоро опять экзамены и первый математика, а я ничего в ней не понимаю. И домой очень хочется, тоска какая-то одолевает, вот так иногда бывает, что кажется уж всё хорошо, нет, всё равно чего-то не хватает, и тогда особенно тянет домой. Завтра у нас лекции до 5 ч., опять день еле высижу, а домой приду, тоже ничего не делаю, и сама не знаю, чего надо. Только и радуюсь вашим письмам. Сейчас сидела, все старые письма Михеля перечитала. Завтра, наверное, получу карточку, пошлю в этом письме. (…)

Смотрела «Лес», так понравилось, что и сравнить ни с чем не могу, одно могу сказать, что с сыктывкарским театром не может быть никакого сравнения. Письмо кончаю сегодня, т.е. 5/IV. Карточки получила, мне очень не нравится, только зря деньги истратила. У меня здесь вышло совсем такое же испуганное и глупое лицо с плаксивым выражением, какое обычно бывает на математике у доски, или вообще, когда я чего-нибудь не знаю. Мне очень нравится карточка Эммы.

Сегодня лекций было много, но прошли ничего, на геологии работали с геологическим компасом, на топографии переводили карты на кальку, а после лекций долго ждала Эмму, её и многих других вызвал Четыркин, он зачеты ставит по записям, а всем у кого записи показались ему недостаточными, зачет не поставил.  И вот целая орава стояла у дверей его кабинета. Мне он поставил, правда я лекции писала, но очень грязно и тетрадь вся в чернилах. Не знаю, что уж он там понял, но, очевидно, решил, что зачета я достойна. Я совсем не могу писать, ничего не выходит. Миша, какие у тебя оценки за 3-ю четверть? Я видела, как в магазине мальчишки продают марки, из такой же книжечки, как и у меня. Я посмотрела, у нас все есть, а ещё продают каталог советских марок, там написаны  все даты выпуска наших марок и в честь чего они выпущены, есть и иностранные, но мне все кажутся фальшивыми, знаешь, на такой бумаге, как наши японские и китайские, да и большинство из них есть. А вот хорошая серия гербов, стоит купить или нет, ведь у нас большинство имеется.
Если сможешь, мам, то вышли 200 р. Я в пассаже видела юбки в детском отделе за 104 р.

Привет от девочек и меня. Крепко целую, жду писем. Ваша Наташа.

55

17/IV – 49г. Ленинград

Здравствуйте, дорогие мамочка и Миша!

Как вы живёте? Живы и здоровы? А я очень скучаю без вас, хочется поскорее приехать домой! Я сдала два зачета по физике и астрономии. По астрономии меня спросили о солнце, рефракции (преломление лучей в атмосфере) и ещё один вопрос, на который я не ответила, а показала свою тетрадь с записями, где у меня как раз по этому вопросу записана сплошная чушь и поставлен знак вопроса, чтобы потом разобраться. И действительно уже после зачета я прочла всё в книге, теперь знаю.  Впереди ещё контрольная по математике, меня очень тревожит.
 
Слушала оперу Рубинштейна «Демон», не особенно понравилось, очень мало поняла из всего пения, а Лермонтова не читала. Ходили вчера в кино «Именем закона» по роману Гюго «Отверженные», захотелось снова перечитать, а ещё хочется прочесть Флобера «Госпожа Бовари», тоже кино смотрела. Вообще, как что-нибудь увижу, так обязательно хочу прочесть об этом, но книг под рукой нет и времени не много. Миша, получил мои марки, или они выпали по дороге из треугольничка? (…) Сейчас я кончила книгу А.Франса «Боги жаждут». Я теперь каждую книгу читаю и все географические названия смотрю по карте, очень интересно и полезно получается, это нам так читать посоветовал Четыркин (проф. эконом. географии).

Сегодня выходной день, ходила в баню, в столовую и переводила немецкий, завтра надо сдавать домашнее чтение. Вечером пошла к А.В., но библиотека была уже закрыта, придется завтра сходить, я давно уже у неё не была. А вчера на семинаре опять зарапортовалась, я думала, что нация и национальность одно и то же, но оказалось, что далеко не одно, Дахия потом объяснил, теперь то поняла, да тогда очень стыдно было. Он у нас и экзамен принимать будет, он очень понятно объясняет, за это и за справедливость его все уважают, и очень жаль, что не будет у нас на втором курсе вести семинары.

Здесь на химфаке на третьем курсе учится Адик Елькин, он тоже из Сыктывкара приехал, ещё когда мы не были прописаны, то на его имя Эмма доверенность писала, и он получал нам деньги. Такой весёлый всё время был, а тут на днях едем мы с ним в трамвае и такой он кислый, расстроенный, спрашивает, где я живу, отвечаю, что у Исаакиевского, а он мне: «Я вот заберусь на него и оттуда вниз головой прыгну» Я конечно подивилась такому желанию и думаю, какой же он пессимист стал. А оказывается ему и верно не сладко живется, заболел туберкулёзом, поэтому такой и ходит мрачный.

А погода сейчас стоит чудесная, Нева такая широкая, совсем от льда очистилась, а ещё недавно по ней шёл лед с Ладоги такой чистый, белый, а вода синяя, синяя и сверху солнце светило, так красиво было, мы с Лидой стояли у берега и любовались. Весна идёт, весне дорогу, журчат ручьи, кричат скворцы и ещё как то в песне поется. А всё-таки хорошо, что опять тепло стало, как то легче жить и думаешь, что домой уже скоро. У нас уже многие лекции кончились, а другие кончаются, всё студенчество взволновано предстоящими экзаменами и зачетами. Мы тоже дрожим, но не унываем, надеемся на лучший исход всех передряг, которые нам предстоят. Сегодня кончу. Письмо пошлю завтра утром. Сейчас лягу спать. Крепко целую тебя дорогая моя мамуленька и тебя Михель. До свидания, скоро, скоро притопаю домой, как хорошо будет! Верно ведь?!
Желаю вам всего, всего хорошего. Ещё раз до свидания. Наташа.

56

20/IV-49г. Ленинград

Здравствуй, Миша!

Привет маме, я целую её мысленно много, много раз. Ты пишешь, что соскучился без меня, а ты бы знал, как я соскучилась, у меня сейчас в голове одна только мысль – скорей бы домой, домой!! Мне делать ничего не хочется и ни о чем думать, кроме как о поездке к вам. Я получила за последние дни 3 письма от мамы и 1 от тебя. Маме я писала день тому назад. Пишу тебе, т.к. очень рада, что наконец ты мне написал и ещё такое длинное письмо. Так интересно читать обо всём. (…)

Вот сегодня ходила в кабинет геологии учить горные породы, надо сдавать зачёт, а у меня в голове ералаш какой-то и ничего не запомнила. Теперь о аппарате. Я всё время собиралась его купить, да всё денег не было, вообще это было бы очень хорошо – иметь свой фотоаппарат. Если у тебя деньги есть, то купи, только выбирай с хорошим затвором (это, знаешь, штучка, на которую нажимают, когда снимают), да конечно сам знаешь. Там есть такой узенький ободок с красной точкой, он движется и точку ставят против выдержки 25, 50, 100 и др., ну так ты на каждой выдержке попробуй затвор. Я вам послала карточки Исаакий и др., знаешь они от чего мутные? От того, что затвор при выдержке 25 сек. не действовал. Пленки, проявитель, бумагу и фиксаж я привезу, ну ты сам подумай, как я тебе пошлю одну пленку? Ведь таких маленьких посылок не принимают. А в Сыктывкаре их совсем что ли нет? (…)  Купила мама себе какие-нибудь туфли? Как у вас сейчас  с финансами? Меньше долгов стало или нет, а обед варите хоть какой-нибудь? (…)

В этом году многие уедут опять из Сыктывкара. Скоро год, как я уехала из дома, мне тогда казалось каким то странным, что я уезжаю, я всё не могла ни поверить, ни представить, как это я буду жить одна, как это я поступлю в университет, даже думать не смела, что пройду по конкурсу, и о том, чтобы домой вернуться не мыслила, сама не знаю, во что я верила и на что надеялась, а по существу оказалось  очень всё просто. Университет укладывается в голове как самое простое и обычное и странно не кажется, что учусь в нём. Правда все удивляются, если услышат, дают мне 15 лет, считают, что я моложе Эммы и Лиды (хотя первой ещё 17, а второй 18 лет), и не пускают вечером в кино.

Я пришла в биб-ку, а А.В. уехала в район, вместо неё была какая-то добрая тётя, принимает она от меня Ленина, Сталина, Энгельса, Короленко, Чехова и удивляется, в каком классе читают такие книги, а когда я ей сказала, где я учусь и сколько мне лет, у неё стало такое смешное удивленное лицо с вытаращенными глазами, что я не сдержала улыбки, а она моим словам не верит, пришлось показать на формуляр, там написано «род.1930 г.», тут она поверила и мы проболтали с ней целый час, а с А.В. я слова сказать не могу, не знаю почему.

Михель, ты не выдумывай, мамины письма очень хорошие, интересные. Я их очень люблю, да и девочки с удовольствием слушают отрывки которые я им читаю. Маму не вводи в лишние раздумья, как писать письма. Ну о чем ещё написать? Кажется уж обо всём написала. Экзамены начнутся через 17 дней, первый математика, ты вот спрашивал, что я подразумеваю под матем-ой, наверное думаешь, что и на неё не похоже?  Самая нормальная высшая аналитическая геометрия и интегралы с дифференциалами – это особые способы вычисления всяких объемов, площадей, поверхностей, уравнений прямых, кривых и других заумных вещей, для которых мой мыслительный аппарат абсолютно не годится. Для меня эта несчастная математика всё равно, что китайская азбука, и всё потому, что я совершенно не знаю старого, ещё школьного материала и совсем не умею математически мыслить. Сегодня кончу, в 8 ч. пойду в театр смотреть балет Глиэра «Бедный всадник». В кино хожу не очень часто, но и не редко. Как сдала мама полит-экономию?

Косички мои действительно сзади, ты прав, на карточке их не видно, потому что я их сильно заколола, т.к. волосы были растрепанные! Пока у меня всё. Пиши обязательно обо всём. Целую тебя и маму, ты её не серди, она у нас самая хорошая. Наташа.

Я очень рада, что в Сы-ре расширилась пищевая тор-я, всё таки можно купить, если есть деньги.

57

24/IV-49г.

Добрый день, милые, хорошие Миша и мама!

Воскресенье, люди празднуют пасху, в магазинах продают куличи, а около церкви народу! Не протолчешься. Сегодня ночью работали все кинотеатры и везде устраивались танцы, а днем субботник по озеленению города – всё для того, чтобы отвлечь народ от пасхи, но ничего не помогло. На улицах словно демонстрация, да и день замечательный. Я встала часов в 10, натирала с Эммой пол, потом гладила, ходила в баню, в столовую, сейчас Эмма ушла на манеж, там физсоревнования, а я сижу одна, ровно 7 часов, с улицы доносятся гудки машин и людские голоса, сегодня целый день открыта форточка.

Завтра начнется последняя учебная неделя. Домой приеду в конце июля, всех иногородних от электростанции освобождают. Я очень рада, что увижу вас раньше, чем предполагала. Деньги получила 21/IV, большое, большое спасибо. Сейчас читаю «Госпожа Бовари» Флобер и Гюго «Труженики моря», последняя очень нравится. За последние дни видела фильмы «Ошибка инженера Кочина» и «Центр нападения». Л.Н. ворчит на нас, за то, что часто ходим в кино и сравнивает с алкоголиками, мол, кино стало для нас необходимым. Мы смеемся над этим, нам кажется, что совсем не часто ходим, просто иногда такое находит, что дома никак не усидеть, вот и несемся в кино.

Смотрела балет «Медный всадник» Глиэра, понравилось так, что никаких слов не хватит рассказать об этом. Я в первый раз отхлопала себе ладони. Спектакль богато очень поставлен, много световых эффектов и очень хорошие декорации. Вначале показана Сенатская площадь (Декабристов) и Медный всадник, на площади толпа, танцует цыганка под звуки шарманки, затем появляются клоуны. Выходит полицейский, очищает место, и вот под звуки марша появляется полк, а перед ним орава мальчишек, совсем как сейчас. Наступает вечер, темнеет, на сцену выходит Евгений, затем Параша, танцуют, Параша смотрит на всадника и просит рассказать о Петре, Евгений повествует. Новая картина, показан Петр «на берегу пустынных волн стоял он дум великих полн…». Затем Петербург – новый порт, на пристани грузят и разгружают, приезжает Петр, его приветствуют, подходит корабль с голландскими купцами. Начинаются пляски русская, скоморохов (костюмы из ярких шелков, очень красиво), танцуют и голландцы со своими трубочками, потом скоморохи изображают бояр, на них огромные шапки, длинные мочальные бороды и палки в руках. В ходе танца они выделывали смешной трюк – мелко мелко трясли коленями, вот появился главный скоморох, он в гневе срывает бороды и бросает в тележку. Набережная Невы, на ассамблею идут дамы в пышных платьях и кавалеры. Они танцуют, среди них выделяется арап Ибрагим и царица бала. Приходит Петр, угощает английского посла русской горилкой, тот выпив, валится с ног, Петр хватается за живот, все хохочут. Снова Ев. и Параша у памятника, они прощаются. Дальше: Ев.  объясняется в любви Параше, начинается буря, они расстаются. Показана комнатка Ев. Он волнуется, слышны шум ветра и гром. Порыв ветра раскрывает окно. Ев. выбегает. Снова Нева и всадник. Люди в ужасе мечутся, среди них и Ев. Начинается самая замечательная картина – наводнение. Кажется, что вода настоящая, что это действительно Нева несёт свои грозные воды. Ев. один, среди бушующих волн, сидит на льве, перед ним молчаливо возвышается памятник. Его спасают на лодке. На другой день он пошел к домику Параши, там ничего нет, кроме кустика, он сходит с ума (чудесно играет артист, лицо его будто бы у сумасшедшего). Он на Сенатской площади, его окружают ребятишки и дразнят, внезапно он увидел всадника, подбегает и грозит кулаком «ужо тебе…» Медный всадник покачнулся, Ев. в страхе бежит, но везде его преследует топот. Здесь тоже очень хорошо сделано. Гром, молния и появляется огромная тень всадника, и на полу лежит, свернувшись от ужаса в комочек, Евгений. И последняя картина посвящена городу Петра, проплывают медленно биржа, академия, кунсткамера, университет, дворец Меньшикова, академия художеств.Я ушла очень довольная и гордая за своё искусство. Замечательно!

Миша, я сегодня видела, как ребятишки ловили рыбу кругом. Мы стояли с Эммой и хохотали. Мальчуган со всего размаха швырял круг в воду, от одного шума всякая рыба разбежится, а девочка носила за ним стеклянную баночку с какими-то пиявками. Я купила марку со зданием кунсткамеры Петра, интересная марка, да и видов Ленинграда мало почему-то на них изображают.

Живу хорошо, учусь, читаю и жду дня отъезда. Ещё надо сдать три зачета: топографию, математику и геологию, все будем сдавать во вторник. Скоро 1 мая, поздравляю вас с этим весенним праздником трудящихся и желаю встретить его радостней и чтобы у вас было побольше вкусненького. Сейчас опять будет подписка на заём, мне тоже придётся подписаться, хотя очень не хочется, ты, мам, поменьше подписывайся, а то ты всегда на очень большую сумму, хотя всё это для нашего же блага делается. Сегодня писать кончу. Жду писем от вас.
Целую, обнимаю Михеля, маму. Мам, я очень радуюсь за тебя, вот и твой труд всё-таки оценили, абонемент взял 1 место, ты им доказала, что значит дело делать! А теперь как у тебя дела, дорогая мама, как я хочу, чтобы у тебя было поменьше неприятностей на работе.

Ещё раз целую. Наташа.

Привет от Madchen и Л.Н.

58

3/V-49г.

Добрый день, Миша!

Получила письма от тебя и мамы. Маме послала сегодня утром, а тебе пишу сейчас. Во-первых, давай говорить на чистоту и хватит тебе выдумывать, что я плохо живу. Ну, вот смотри, встаю, пью чай с булками и конфетами, в столовой обедаю, например сегодня борщ со сметаной, макароны с маслом компот и 100 гр. хлеба, всё это стоит 4 р.60 к. и каждый день в этом роде. Вечером тоже чего-нибудь жуем. В кино хожу, книги читаю, иногда бываю в театре. Плохо то, что нет тебя и мамы, но когда получу письмо – настоящий праздник. И ты думаешь, что я плохо живу, это разве плохо? Очень хорошо и ты сам согласишься со мной. С этим кончим раз и навсегда. И если мне иногда не хватает денег, то только из-за моего неуменья жить по настоящему. Теперь о фотоаппарате. Никаких денег на пленки не копи и не посылай. Пленки, проявитель, закрепитель, бумагу, ванночки для проявления и красное стекло я куплю сама и привезу обязательно.
Если тебе не хочется покупать аппарат, то отдай деньги маме, пусть она что-нибудь необходимое купит. А я тогда из следующей стипендии куплю аппарат и всё нужное для фотографирования. Мне очень хочется снимать. Нас на практике научат, а я приеду и тебя научу, будем вместе фотографировать. Ты не беспокойся, это всё так и будет. Теперь о крючках и нитке, схожу в «Динамо», посмотрю, если есть, то тоже привезу. Приеду числа 22-го-23 июля, а может и несколько позднее, это уж как с практики  отпустят. Как провёл 1 мая и как дела в школе? А мама как себя чувствует? (…)  Если бы ты знал, как я соскучилась без тебя и без мамы. Я уж всем про тебя рассказываю, и девчонки тебя вроде уважают по моим рассказам. Думаешь, мне не хочется с тобой наговориться, я с тобой только и могла говорить обо всём. Нам было обоим понятно и доступно то, о чём разговаривали, я никогда не считала, что ты что-нибудь не поймешь, или ещё вроде этого. И я осталась совсем, совсем такой же, ни чуточки ни другой. Только оказывается, я глупее, чем я сама о себе думала. Ну уж какая есть. Поцелуй за меня маму покрепче. Миша, ты постарайся с учёбой справиться. Вот я тоже эти дни зубрю математику, ты думаешь, мне не надоело? Или я не боюсь её? Еще больше твоего, но учить НАДО. И я буду, хотя это самый нелюбимый мой предмет, от наших учебных успехов зависит наша будущая жизнь. Как бы было хорошо, если бы ты перешел в 9 кл., а я на 2 курс и оба с хорошими отметками! Вот бы маму порадовали, ведь если подумать, то у нашей мамы тяжелая жизнь и уж очень мало радостей. Ты, Мишенька, постарайся, я тоже. Ох, черт возьми, хорошо будет, когда снова увидимся! Сегодня на этом кончу.

Привет от Madchen и от меня
.
Сегодня подписалась на заём на 100 р.

Крепко тебя целую и маму тоже. Я уже здорова, пусть мама не беспокоится.

Погода хорошая. До свидания. Наташа.
Пиши. Я жду.
Вот и всё.

P.S.Наклеила тебе каких-то ослов картошкой, да не держатся. Это Эмка, ума рехнулась, купила 3 листа этих дрянных картинок, девать некуда, вот она их на письма клеит и мне велит, а Л.Н. смеется над ней «маленькая, картинок захотелось».

59

8/V-49 г. Ленинград

Здравствуйте, мама и Миша!

Жду не дождусь дня, когда снова будем все вместе. Вчера сдала самый трудный экзамен – математику на хорошо. После экзамена собрались у нас Лида, Ида, Зоя. Пили чай, разговаривали, а потом ходили в кино, смотрели «Двойная игра» из истории Испании во время войн Наполеона (1808-1812гг.). Фильм так себе. Купили с Эммой билеты на балет «Лебединое озеро» Чайковского и в МХАТ (приезжает на гастроли). Пьеса «Зеленая улица» с участием Тарасовой, ты её, мам, ведь знаешь по фильму «Без вины виноватые». Я очень хотела посмотреть пьесу Метерлинка «Синяя птица», но билетов уже нет. Очень жаль, я помню, что тебе очень нравился этот спектакль. Сейчас готовимся к топографии, вернее только собираемся учить, но очень лень. 

А на улице настоящее лето. Ходим без пальто, а деревья такие красивые, покрытые молодыми листочками или сережками. Мы вчера утром идём на экзамен и восторгаемся чудесами природы. Особенно красиво выглядит Адмиралтейство сквозь молодую листву. Да, вчера печатали карточки до 2-х ч. ночи. Пришлю вам Л.Н. с Шибановым (преподаватель топографии) и лаборантками, Л.Н. у Медного всадника и просто Медного всадника. Фотографировала Эмма на первомайской демонстрации. Читаю сейчас драмы Ибсена, нравятся. Э. и Л. сдали математику на отл. Эмме исполнилось 6 мая 18 лет, теперь и она совершеннолетняя, а то всё гордилась, что ей только 17 лет.

Миша, я смотрела в «Динамо» крючки, но они см 2 в длину, меньше нет, таких ниток тоже нет, продаются всякие удочки со всеми принадлежностями. Ты не огорчайся, ещё будут, наверное, в продаже. Живу, как видите, хорошо. Никаких карточек не пошлю, наклеили их на окно сохнуть, а они так прилипли, что пришлось снова отмачивать от стекла, многие попортились при этой операции.

Сегодня ходили в Исаакиевский собор, там ведь теперь антирелигиозный музей. Как красиво внутри, я никогда не думала. Колонны из разноцветного мрамора и малахита. А роспись на стенах, куполе, просто чудо какое-то. Я не знаю, как называется главная часть церкви, врата господни или алтарь, ну в общем в Исаакие очень всё богато и красиво. Резьба по мрамору, дереву, литье, позолота, отделка разными сортами мрамора, агатом, позолоченные фигуры ангелов и всяких других святых, да ко всему этому прибавить картины Брюллова, Басина, изображения святых из мозаики цветной – всё это составляет внутреннее убранство собора. Недаром говорят, что это самый красивый и богатый собор в мире. Экскурсовод рассказывала историю постройки собора. Это оказывается 4 собор. Первый был построен в 1703 г., при основании крепости Петербурга Петром I. Он стоял на том месте, где сейчас находится памятник Петру I.Потом собор перестроили, я не запомнила имя архитектора, собор вышел очень красивый, но он сгорел во время грозы. Когда после смерти Петра на престол пришла его дочь Елизавета, то она приказала вновь выстроить собор святого Исаакия архитектору Ринальди. Ринальди составил великолепный проект, но он не осуществился, построили, но не такой, вышел безобразный. И вот уже при Александре I в 1803 г. начинают постройку современного собора по проекту Монферрана. Строили 40 лет с 1818 г. по 1858 г. Из них 16 лет ушло на отделку. 30 мая 1858 г. Исаакий был открыт. На позолоту купола пошло 400 кг червонного золота. Например колонны высотой в 17 м. вырубали из гранитных масс, а устанавливали их при помощи системы блоков и лесов за 40-45 м. И сперва ставили колонны, а потом уж возводили стены и купол. Смысл всех картин, барельефных украшений заключался в том, что царь – божий помазанник, что народ должен быть покорен и смирен перед своим царем. И каждый святой – это изображение лица близкого к царю. А Александр Невский (которого считали святым, символизирует Александра I. На одном портике изображен святой Исаакий Далматский, он благословляет каго-то античного царя с его женой (это как раз и подразумевается Ал.I), а вокруг него слуги, в самом конце в виде какого-то ангела, обвитого лентой, изображен сам Монферран, а в руках держит модель Исаакия. А в самом соборе есть модель его, сделанная из липы, так искусно всё вырезано, и нигде не склеено и не сколочено, а всю игрушку можно разобрать на части, ну все, все подробности вырезаны и так хорошо, мастер делал её 11 лет, а ему за нее нисколько не заплатили. Я пишу так много об этом потому, что мне очень очень понравилось, ещё ни в каком музее не было так интересно.

«Слона-то я и не приметил». Совсем забыла, ведь маятник Фуко тоже показали, и я воочию, можно сказать, убедилась, что земля вращается. Маятник колеблется всё время в одной плоскости, совсем без отклонений, а пол Исаакия вместе с Землей вращается, ну и с нами конечно, поэтому и не замечаем. На полу сделан круг и разделен на градусы, через 5 м. круг поворачивается на 1 градус. Памятник всё время качается в плоскости от 0 до 180 градусов, но земля вращается, вместе с ней круг, на место 0 приходит 1, потом 2 градуса и так далее. Миша, понятно или нет? Ну объясню потом дома, это интересно. Кончу на этом. (…) Целую вас много, много раз. Наташа.

Мамочка и Мишенька, я вас очень люблю, как мне хочется домой. Чем ближе это время, тем меньше терпения у меня.

30 мая – это день рождения Петра I.

60

17/V-49г. Ленинград

Здравствуйте мамочка и Миша!

Дорогая мама, крепко крепко тебя целую и обнимаю, я так рада твоему письму, очень долго ничего не получала, сильно беспокоилась, всякие дурацкие мысли в голову лезли, и сегодня письмо. Какое счастье. (…) Мама, я пишу вам письма и довольно часто. С 1 мая послала письма 3 или 4, писала о том, как провела праздник и как сдала математику (на хорошо). Значит ещё не получили, но почему так долго, я не знаю. С математикой я разделалась благополучно, а впереди ещё физика, тоже страшно, главное задачи. Кроме первого я сдала 2 экзамена, топографию на 3 и геологию (сегодня на отлично). Топографию сдала так плохо, потому, что мы ничего не делали, решили так, мол учить не будем, что выйдет. Ну и вышло весьма плачевно для меня и очень удачно для Лиды с Эммой, у обоих 5. Виновата я, больше никто, думала совсем не тем местом, каким надо. Иду в университет сдавать экзамен, а у самой в голове туман. Ну и вот – результат, снова сдавать,  если остальные будут хорошо. Вообще осталось 2 экзамена, марксизм и физика. Не знаю, как физика пройдёт. Учить буду, ты, мам, не думай, больше экспериментов не повторится.

Вечером, после целого дня «зубрежки» часа 2 бродили с Лидой по Ленинграду, ходили в Летний сад, посмотрели памятник дедушке Крылову. Интересные зверюшки на нём (памятнике), поставлен он в 1855 г. Клодтом. В этом же саду домик Петра I, строил Трезини с 1710 по 1714 г. Снаружи стены украшены картинами из древней мифологии, а внутри ещё не была. Ленинград сейчас очень красивый, ну особенно прекрасный какой-то. Миша, как хорошо, что купил аппарат, я рада, рада и довольна. Это очень хорошо, будем фотографировать. Мама, милая, ты себя береги, господи, ну тебя просто засыпали работой, я рада, что тебе благодарность, ты, мам, настоящий человек, умеешь работать, а мне кажется, что из меня никто не выйдет, кроме как небокоптитель. Мама, я кончу, живу хорошо, получили деньги за квартиру, так что пока всё в порядке. Я здорова. Читаю драмы Ибсена. Целую. Наташа.

Пишите чаще, я ведь пишу, уж не виновата, что не приходят.


Рецензии