Письма 1948-1949 гг. Часть седьмая

61

21/V-49г.

Здравствуй, родная мамочка! Привет Мише.

Сегодня 21 мая, исполнилось 10 месяцев, как я уехала из дома. Хочется скорей вернуться, снова очутиться вместе с вами. От тебя, мам, письма бывают очень редко, а Миша опять не пишет мне. Допустили его к экзаменам? Как он сдал первый? Пусть сам обо всём напишет. Мама, как у вас идет жизнь, с деньгами, наверное, туго. Мы с Эммой сейчас сидим без денег, от тебя я не получила пока, а стипендия уже вся. Вчера за целый день истратили 37 коп. купили кислой капусты пол кило и был хлеб. А сегодня заняли у Л.Н. по 10 р. Ну в общем ничего, носа не вешаем, надеемся на лучшее. У девочек тоже денег нет, но нам не привыкать. И до тех пор у нас так будет, пока не научимся разумно жить. Сейчас готовимся к марксизму, остался ещё 1 день. Читать лень, потому что всё знакомо и до черта надоело, но всё равно надо, так как уверенных знаний нет. Сейчас сижу на историческом материализме, читаю одно место несколько раз, а в голове ничего не остается! Сегодня Дахия проводил консультацию, хорошо и понятно он говорит, всё как-то по местам сразу становится. Жаль, что он не будет вести семинары на II курсе.

Вчера ходила к А.В. за книгами. Она обещала написать тебе большое письмо, когда я поеду домой (…)  Не очень давно, как раз после геологии слушали оперу Чайковского «Пиковая дама». Билеты по 3 р., сидели на галерке и очень понравилось, только точно не знаем, как кончилась жизнь Лизы, утопилась она или вышла замуж за Елецкого. Погода стоит теплая, люди купаются, катаются на лодках, цветут каштаны и акации, все деревья зеленые, густые. Очень хорошо на улице, и Ленинград действительно прекрасен. Сейчас ничего не читаю, кроме марксизма, ой нет, вчера прочла Сталина «О Ленине» из первого тома сочинений, мне очень понравилось, особенно одно место. Меньшевики одержали победу над большевиками на IV съезде партии (1906 г.)  Пригорюнившиеся большевики собрались вокруг Ленина, смотрят на него и кто-то уныло спрашивает, что будет дальше? А Ленин едко процедил сквозь зубы: «Не хныкайте товарищи, мы победим, ибо мы правы!», он не любил хныкающих интеллигентов.

До свидания. Целую крепко и обнимаю. Ваша Наташа.

Как хорошо, что есть фотоаппарат!

Совсем забыла, привет от А.В. и от девочек, конечно, и от меня. Желаю Мише успеха, сдавай лучше.

62

27/V-49г. Ленинград

Дорогая мама и милый Миша!

Как долго от вас нет писем. Я очень беспокоюсь и не знаю, что думать, утешаю себя тем, что ещё будут. От тебя, мам, было последнее письмо от 9 мая и больше нет. Хоть бы Миша писал, хотя у него ведь экзамены, ну как твои дела братец кролик? А у меня завтра физика, сижу зубрю, ни черта не понимаю и не знаю, надоело, стала вам писать. Вчера слушала лекцию в университете «Расовая дискриминация в США» читал Вейланд Родд (негр). Миша, помнишь, он играл Геркулеса в «1,5-м капитана», Ура в «Миклоха-Маклай», Джима в «Том Сойер», негра, которого били американцы в фильме «Встреча на Эльбе» и в целом ряде других фильмов. Он приехал из Америки впервые в СССР в 1932 г., его пригласили сниматься в московскую киностудию, а в 1937 г. принял советское гражданство, кончил театральный институт, сейчас советский артист. Самая любимая роль его Отелло. Действительно лицо, руки черные, волосы плотные, курчавые, ну в общем такой, какими описывают негров, я почему-то никогда не могла себе этого ясно представить. Хорошо говорит по-русски, всё понятно, голос приятный, ну самый обыкновенный человек, и притом очень умный. Рассказывал о своём детстве. Отца не помнит, матери лишился 9 лет, остался с теткой. Та, чтобы он не умер у неё с голоду, решила отдать его в исправительную колонию или детскую тюрьму. Но мэр, выдававший туда путевки, потребовал веских причин его плохого поведения. Тетка сказала, что Вейланд любит убегать в цирк после школы, пренебрегает церковью и только вчера, играя с ребятами в футбол, порвал последние штаны. Но все эти улики оказались слишком слабыми, а самое главное, негров сюда не принимали. Но всё-таки его устроили в какой-то детский дом. Там он работал на свекольной плантации с утра до вечера, с 12 лет работает в аптеке, а с 16 лет лифтером и уборщиком в самой большой гостинице в Чикаго. В это же время учится в техникуме, по английски они называются по другому. Учился с 9 утра до 3-х дня, работал с 7 ч. в. до 7 ч. утра, ночью мыл мраморный пол в столовом зале гостиницы. Он так уставал, что мыл машинально, сам спал. Официанты собирались и смотрели как негр-«виртуоз» (так они его прозвали), спит и моет пол, да ещё так чисто, что на белом платке главного начальника не оставалось ни пылинки. Кончив учебу, стал выступать среди негров, играл впервые в негритянском театре роль Отелло. Он ещё рассказывал, как он после СССР вернулся в Америку и уже отвык от надписей «только для белых» и как он вошёл в ресторан, заказал обед и сидел очень долго, а когда напомнил о заказе, то ему крикнули, чтобы он шел на кухню, там место для негров. У него было такое состояние, как бывает, когда человек проснется ночью в чужой комнате, ещё не сообразит, что он не у себя, потянется за чем-нибудь и крепко стукнется лбом о стену или дверь, и тут сразу его осенит, что он не дома. Вот совсем такое же чувство появилось у Вейсланда. Рассказал о истории негров, появившихся в Америке, о том, как к ним относятся в США. Считает, что самый лучший друг негров Поль Робсон, вы слышали как он поёт. Было очень интересно. После лекции Вейсланд и ещё одна артистка сыграли 3 сцены из пьесы «Глубокие корни». Тоже очень хорошо.

Письмо начала писать вчера, кончаю сегодня. Сегодня сдала физику на 5. Я очень довольна. Это действительно был экзамен. Спрашивал меня много, я на все вопросы ответила и экзаменатор остался доволен. В первый семестр я тоже у него сдавала. Это первый экзамен, который я считаю, что сдала хорошо. Теперь буду пересдавать топографию, как глупо я поступила, что не учила во время. Теперь бы всё уже было, так нет вот, с хвостом сейчас тащусь. Эмма сдала всё, у неё 2 4 и 3 пятерки, Лида провалила геологию, тоже будет пересдавать.

Сегодня нам выдали стипендию, но у меня за это время снова появились долги. Мама, почему ты так редко пишешь, писем нет и нет. Я думаю, что ты не смогла мне выслать денег и поэтому не пишешь. Но знаешь, мамочка, я проживу без денег, но без писем мне очень плохо, я в этом месяце писала уже 17,21,23 и вот сегодня, вернее в течении этих 10-11 дней посылаю вам четвертое письмо, а от вас хоть бы открытка. Так нельзя меня мучить, я знаю, как бывает трудно писать, но всё же, а то мне в голову лезут всякие глупые мысли.

Как дела у вас идут, экзамены у Миши? Напишите обо всём. Крепко вас целую. Наташа.

63

1/VI-49г. Ленинград

Здравствуй, мама!

Вчера получила твоё письмо от 23/V (…) Сегодня еду в Саблино на практику. От Ленинграда 1 час 20 м. езды поездом. Учеба кончилась. Пройду учебную практику, стану студентом второго курса и приеду домой. Вчера пересдавала топографию, получила хорошо. Сдала в это семестр немного лучше, чем в тот. Три отлично и два хорошо и стипендия будет. Я всё-таки довольна. Топографию пересдавали вместе с Зоей, учили 3 дня, совсем одурели, но всё же не зря.

Сегодня схожу к А.В. за книгами, теперь можно читать, я очень хочу. Схожу в университетскую библиотеку, сдам Ибсена. Нужно сегодня погладить, собраться. Поезд отходит в 5 ч. Собираемся у нас, придут Зоя и Лида. Ой, уже скоро, совсем скоро буду дома. Мама, юбку я не купила, т.к. у меня во время не оказалось лишних денег, а сейчас их не стало в продаже.

Мам, я совершенно здорова, это у меня болела голова в 1 мая и от этого было очень плохо, я и написала, поддавшись хандре, а потом себя ругала. Больше никогда не буду так делать. Со мной ничего не случится. Как мои дела? Пока что всё очень хорошо. Сейчас настроение бодрое, оттого, что справилась с учебой. Ну что ещё? Деньги – дело наживное, ты ведь сама, мама, часто так говорила. У меня долг в 70 р. Но это не так страшно. Мама, ты не уезжай в командировку, пока я буду дома. Ну что это такое? Что я тебя что ли и не увижу, а потом опять целый год отдельно будем жить, я тогда совсем с ума сойду. Нет уж, пусть как хотят, а тебя пусть и не думают никуда посылать. Ну как это можно? И всего я буду дома месяца полтара и вдруг? Мама, постарайся пожалуйста не ездить. Вчера я смотрела кино «Станционный смотритель» мне очень понравилось, я перечитала снова прозу Пушкина. Сейчас очень много о нём говорят и пишут, готовятся к 150 летию со дня рождения. У меня на сегодня всё. Крепко целую тебя мамочка и Михаила тоже. (…) Пишите почаще. Я буду приезжать каждый понедельник в Ленинград и заходить на почтамт.

«Будьте здоровы, живите богато». До свидания. Скоро увидимся. Ещё раз целую. Наташа.

64

6/VI-49г. Ленинград

Здравствуйте, мама и Миша!

Вчера в 10 ч. я приехала из Саблино на выходной день, теперь у нас выходной – понедельник, как и у тебя мам. Прожила в Саблино 4 дня. Работала в поле с теодолитом. Это прибор для измерения вертикальных и горизонтальных углов. Состоит из зрительной трубы, горизонтального и вертикального круга и треноги. С помощью теодолита и мерной ленты (длиной 20 м) строим полигон (многоугольник). Сначала измеряли стороны, потом углы, которые образовались между сторонами. Встанешь на вершину угла и наводишь трубу на рейки (они стоят по концам сторон), а потом надо взять отсчет по кругам, они разделены на градусы и минуты. На каждой точке стояния делается 12 отсчетов. Очень интересно наводить трубу на рейку, в неё очень хорошо всё видно. Мы ещё не закончили свой полигон, т.к. потеряли 40 м, из-за этого вышла неувязка и не успели снова пересчитать, а стороны пришлось вновь перемерять. Работа интересная, только теодолит носить тяжело, но мы по очереди. Нас разделили на бригады по 5 человек. В нашей бригаде Зоя, Лида, Эмма, Этя и я. Этя, девочка с нашего курса, Эмма – бригадир, она несёт моральную и материальную ответственность за всю бригаду и инструменты. А мы уже успели порвать ленту, хоть она и металлическая, и потерять шпильку, которой закрепляют конец ленты при измерении.

Живём в маленьком домике, в комнате 20 человек. Утром в 7 встаём, делаем зарядку, выдуваем по пол-литра молока и идём в поле до 1 ч. дня. С 1 до 3 ч. обеденный перерыв, затем до 8-9 ч. вечера снова работа. Вечером моемся в речке, снова пол-литра молока и в 11 ч. спать. Умываемся в речке Тосно. Речушка очень мелкая, дно и берег усыпаны камнями, вода богата железистыми соединениями, от этого у неё цвет как у крепкого чая. Берега крутые, заросли кустарником, сверху смотреть на речку интересно. Мы все довольны своим житьём. Только одно плохо – это солнце. Ведь с утра до вечера в поле и солнце превратило нас в краснокожих индейцев, это мы прожили всего 4 дня, а что будет потом, право не знаю, наверное будем неграми. Загорать очень хорошо, но дело не в этом, а в том, что у меня болят от солнца ноги, руки, шея, с лица усиленно лезет кожа. Там моемся на реке и сразу охватывает ветер, от этого кожа обветрилась и растрескалась, больно. Хоть совсем не умывайся. Я сегодня ходила в баню, так горячей водой мыться очень трудно. Купила вазелин и намазала лицо, сейчас щиплет нос, а лицо красное и блестящее. Л.Н. говорит, что меня узнать нельзя. Ну может быть вы всё-таки узнаете свою Наташу, хотя бы и в образе негритёнка.

Читать начала Диккенса «Наш общий друг». Пока ещё ничего не могу сказать о книге, т.к. прочла очень мало. В Саблино совсем времени не было. Там нас хотят научить плавать, я бы очень хотела. Как это не странно, а нас никто не признаёт студентами до сих пор. Мы ехали в Саблино, с нами уселись рядом два дяди. Спрашивают, как у нас идут экзамены, и что мы сегодня сдавали. Я говорю, что сегодня ничего, а вчера топографию (мы с Зоей как раз её пересдавали). «Как топографию? Ведь её в школе нет? Вы в каком классе?». Мы хохочем, утверждаем, что действительно топографию сдавали. «Значит вы в техникуме учитесь?» - Нет, в университете. – «Что?? Не может быть!». Ты бы, мам, посмотрела только, у дяди буквально глаза на лоб вылезли. А мы смеемся и никак перестать не можем. «Уф, ну конечно шутите» - решил гражданин. И ничто его не убедило в правдивости наших слов, кроме студенческого билета. Тут уж он поверил. И мы стали разговаривать. Право слово и смешно и обидно. И до каких это пор будет! И ведь все так.

Ну а как вы живёте, у Миши экзамены как, сдаёт он или нет? Мам, а ты? Как с работой и со всем остальным? Напишите обо всём. Мама, я сейчас ходила на почту и получила от тебя письмо от 31/V. Оно меня подбодрило, а то уж я думала, что опять ничего не будет от вас. Жаль, только, что нет денег. Сегодня кончилась моя стипендия, т.к. у меня были долги и за квартиру. Я всё это отдала и рассчитала, что до 6/VI  мне хватит. Но денег пока нет. Я заняла у Эммы 30 р., надо ведь жить целую неделю в Саблино. Мы едем сегодня вечером в 8 ч. 25 м. Завтра снова рабочий день, трудный, но интересный. Мама, я тоже без вас сильно стосковалась, хочу, очень хочу домой. Так часто я чувствую, что мне не хватает тебя, твоего совета. Я знаю мам, что тебе очень трудно, конечно все эти жизненные заботы утомляют больше, чем всё остальное. (…)

Передай Михелю, что у меня прибавилось 19 интересных марок. Целую крепко, крепко. Наташа.

66

12/VI-49г. Ленинград

Добрый день, мамочка и Миша!

Прошла вторая неделя практики. Сегодня я снова в Ленинграде. Зашла на почту, ведь не была целую неделю. Получила письмо от 4/VI. Рада, что не зря приехала. Эмма осталась в Саблино. Я сегодня ночую одна. Кое-что постирала, ходила в баню. Сегодня день прошёл так, что мне он показался очень длинным. Утром я была ещё в Саблино. Мы сейчас работаем над мензульной съемкой. Результатом её является крохотная карта участка, которую полностью составляем сами. И начертить надо. Мензула – это столик, на нем помещается планшет и кипрегель, т.е. зрительная труба. Если захотите, то расскажу вам потом всё подробно, а сейчас описывать всё это долго. Одним словом после целой недели работы оказалось, что нам надо начинать всё сначала, т.к. у нас ничего не вышло. Ну и мы сегодня встали в 5 ч. утра и отправились на поле, поработали до 8 ч., а потом зарядил дождь, промокли до нитки, ничего не успели и вернулись обратно. Затем решили ехать в Ленинград, завтра у нас выходной, а сегодня ещё был рабочий день, но из-за дождя работать нельзя. Приехала я в Ленинград, а ключ у Л.Н. забыла взять, пришлось идти к Лиде в общежитие. У Лиды спали, кое-как сушились, а в это время прекратился дождь и выглянуло солнце. Отправились с ней в кино, посмотрели «Возмездие». Фильм о борьбе ирландцев против гнёта англичан. Особенно интересного ничего нет. А потом я пошла к себе, Л.Н. приехала и привезла ключ. Ну, занималась всякими делами, о которых уже писала, а сейчас уже половина двенадцатого, очень спать хочу, сейчас лягу.

Читаю Диккенса очень медленно. Мама, почему вы не получаете от меня письма? Об оценках, юбке и обо всём остальном я уже писала всё подробно. Может быть письма теряются (…)  Мама, потерпи ещё немножко, я скоро уже приеду, остался всего один месяц, это совсем пустяк, а там целых два месяца будем вместе. Мама, я так хочу скорей к тебе! Я иногда хочу плакать, как маленькая девочка, из-за того, что нет рядом мамы. Всё же очень плохо жить отдельно! Ну ничего. Придёт конец мучениям. Целую вас крепко, крепко. Жду писем. Ваша Наташа.

67

25/VI-49г. Ленинград

Здравствуй, родная мамочка! Привет Михаилу.

Мама! Опять давно нет писем! Я уже второй раз приехала в Ленинград, а письма ни разу не получила, только один перевод, за который очень благодарна, т.к. деньги нужны сильно. Сейчас у нас работа в Саблино идёт медленно. Всё время дожди, а они мешают, ничего нельзя делать под дождём, да и дороги все раскисли, а ноги у нас никогда не просыхали. Из-за дождя нас отпускают уже второй раз с практики на 2 дня. Я поеду туда в понедельник утром. Мы, конечно, огорчаемся, т.к. из-за погоды оттягивается наш отъезд домой. Теперь практика кончится, наверное, не раньше чем 17 июля. Мама, а как хочется домой! У нас всех одно и тоже в голове: «Скоро ли домой поедем?». Ну просто терпения никакого не хватает, так и рвешься скорей отсюда. Ида едет 27 июня, она уже купила билет. Как мы ей завидуем! И право не верим, что тоже когда-нибудь отправимся.(…)

Я читаю Диккенса и ещё начала книгу Кунина «Магеллан». Слушали с Эммой в тот приезд оперу Бизе «Кармен», смотрела кино «Собор парижской богоматери». Мама, я тебя очень прошу выслать деньги 1 июля, а не 15 как обычно, т.к. 15 у меня кончается прописка и я не смогу получить деньги. Эти деньги мне будут на дорогу. Постарайся, мамочка, вышли почтой, они числа 7 будут в Ленинграде, иначе я останусь совсем без денег, у девочек прописка тоже кончается. Сейчас я получила от тебя деньги 100 р., 50 дам Эмме (у неё совсем нет денег), а 50 себе, вот и будем жить да поживать, добра наживать.

На практике мы фотографируем довольно много, у меня уже получается гораздо лучше, чем раньше, есть интересные карточки, приеду и покажу. Мне нравится фотография, где я так рада, что у нас есть свой аппарат. Мама, я купила плащ дождевой за 95 р., не знаю, рассердишься ты или нет, что я деньги так трачу, но мне было очень плохо, когда пальто промокнет насквозь и негде высушить. А дожди идут всё время не переставая. Плащ черного цвета, очень длинный и широкий и я в нём как в мешке, но зато сухое пальто, а это самое главное. Эмма тоже купила, только голубой, из-за этого у нас стипендия так быстро и кончилась, а твои деньги оказались как раз к стати. Мне ещё нужно будет галоши, и тогда дождь мне не страшен. Мам, ну а как твои дела? И что делает Миша? Сдавал он экзамены или нет? Напишите обо всём. Но скоро я приеду сама.
Я вот сейчас сижу и пишу, а дней через 7 это письмо будет в твоих руках мамочка.

Послесловие.

Письмо от 25/VI было последним в пачке писем, датированных 1948-1949 гг. Первый учебный год в университете закончился.

Позже будут опубликованы письма 1953-1961 года из белорусского села Индура. Именно туда попала Наталья Непомилуева после окончания учебы в Ленинградском университете.
 


Рецензии