Мать султана Сулеймана

Имя Айше Хафса Султан нам всем известно по сериалу «Великолепный век». Надо полагать, что большинство зрителей к ней испытывает не самые приятные чувства. Ведь от этой женщины всеми любимой Хюррем  столько было причинено боли...

Сейчас уже никто не скажет точно, какие на самом деле были отношения у свекрови и невестки. Как, впрочем, никто не знает, кем на самом деле была Айше. Нет, то что исторически эта женщина существовала, являлась матерью султана и носила титул валиде, никто не отрицает. Хотя есть версия, что на самом деле Сулейман  не являлся ее сыном.


По слухам, которые имели место быть, и об этом пишет в своем замечательном историческом романе «Роксалана» Павел Загребельный, ребенка родила одна из наложниц султана Селима I. Айше, которая до этого рожала только девочек, приказала убить наложницу, а детей поменять... Так ли это или нет,  никто уже не скажет. Достоверно известно одно — Сулейман относился к своей матери с большим уважением и всегда прислушивался к ее советам. Впрочем, так было до тех пор, пока в гареме не появилась Хюррем.

Валиде Хафса

Так кем на самом деле являлась матерью султана Сулеймана? В истории довольно много путаницы относительно этой темы. Впрочем, подобное наблюдается супругами или любимыми наложницами практически всех султанов.  Дело в том, что жизнь правителей фиксировалась буквально по минутам — что одел, во сколько встал, куда пошел, что поел… А вот о жизни женской половины дворца таких записей не велось.
Отсюда и возникают различные домыслы. Относительно Айше имеется общепринятая версия, что она была дочерью крымского хана Менгли I Герея. Но этого не могло быть, потому что просто не могло быть. Достоверно установлено, девушку по имен Айше из Крыма привезли в гарем султана Селима в 1511 году. В то время, как  сам Сулейман родился в 1494 году.  Следовательно, родить его она просто не могла физически.

Документальных подтверждению тому, что именно Айше родила будущего правителя империи, не имеется. Некоторые историки считают, что матерью Сулеймана I  была представительница династии правителей Дулкадырогуллары, но это не так. Скорее всего, Хафса-султан была европейкой. Вот простое тому подтверждение -  в гаремных книгах ее отцом называют некого Абдюлмуина, что было обычным именем для отца у всех  наложниц, которые принимали ислам.


Словом, о жизни Хафсы-султан, кстати, при жизни ее чаще  величали Хафса-хатун, известно мало.  Считается, что в гарем она попала приблизительно в 13-14 лет. Шехзаде Селим на тот момент было около 27 лет.  Современники описывают ее как очень красивую и умную женщину, последнее вполне соответствует действительности. Вряд ли бы в гарем к султану, который больше интересовался мальчиками и войной, взяли бы глупую дурнушку.


Так же известно, что юность Хафсы прошла в Трабзоне, где Селим I, прозванный Явузом или Грозным, тогда еще шехзаде, был санджакбеем  готовился к управлению страной.  Именно там 6 ноября 1494 года  и родился будущий султан Сулейман Кануни. В начале 1512 года дед Сулеймана Баязид II отрекся от престола в пользу  своего сына Селима I.

Зная о вспыльчивом характере своего мужа, Айше всячески оберегала сына от его гнева. Она часто писала султану письма, где описывала свою тоску и любовь, преданность наследника Сулеймана. Но Явуз особенно не реагировал на эти послания, так что ей пришлось всю свою нерастраченную любовь направить на сына и сделать все, чтобы вырастить из него достойного правителя.

Грозного султана Селима  не стало в 1520 году и престол занимает Сулейман, которому не пришлось воевать за престол — ведь кроме него больше наследников мужского пола не имелось. Молодой султан забрал в Стамбул мать и свой гарем, которым отныне ей пришлось управлять, и жить в окружении всеобщей любви и почитании.

На посту валиде Хафса пробыла тринадцать лет, пять месяцев и двадцать семь дней. Она скончалась в Стамбуле 19 марта 1534 года, предположительно от инсульта. Валиде-султан была похоронена в саду мечети султана Селима Явуза в Фатихе, Позднее по приказу сына, султана Сулеймана I над могилой был воздвигнут мавзолей.


Письма валиде

В архивах султанского дворца сохранилось несколько писем, отправленных Хафсой султанам Селиму I и Сулейману I.

Одно из писем, подписанное «Валиде-и Султан Сулейман Шах» («мать султана Сулейман-шаха»), было адресовано Селиму, когда он был ещё шехзаде. В этом письме Хафса выражала надежду, что Селим займет трон, и его ожидание не будет напрасным. Кроме того, это письмо показывает, что во времена пребывания Селима в Трабзоне Хафса была не с ним, а с сыном в санджаке.

В 1522 году Хафса написала сыну послание, где обращается к нему такими словами: «Свет очей моих, услада сердца, частичка души моей» и прикладывает к посланию  письмо вдовы египетского наместника Хайырбея, в котором женщина просит помочь покинуть Египет. Мать Сулеймана объявляет, что готова взять на себя расходы на переправку из Египта и взять ее под свое покровительство.

 В другом письме Хафса просит сына позаботиться о его двоюродных сестрах Айше и Фатьме, дочерях шехзаде Алемшаха, которые стали круглыми сиротами после смерти матери.  Эти документы свидетельствуют о том, что Хафса была сострадательной и доброй женщиной.

Память о валиде


Еще при жизни Хафсы-султан в июне-июле 1523 года был учрежден вакуф, назначены его управляющие и источники дохода. К 1531 году в работниках фонда числилось 117 человек. В мечети было два имама, проповедник, четыре муэдзина и другие служащие.

Пищу в имарете, в котором трудилось 20 человек, подавали регулярно: согласно данным вакуфных книг, ежегодное потребление мяса имаретской кухни составляло 16 627 килограмм, а потребление пшеницы — 91 500 килограмм.

 В обители дервишей постоянно проживало девять человек. В медресе преподавало до десяти человек, получавших зарплату 2 акче в день.

В вакуфных книгах за 1575 год сообщается о назначении ответственных за работу построек в западной части комплекса: здесь числились главный лекарь, второй лекарь, руководитель лечебницы, глазной врач, хирург и помощник руководителя. Уже в 60 годах ХХ столетия под действием естественных причин была часть комплекса разрушилась. Ее восстановили в 1969 году, кроме  имарета и обители дервишей.

По сей день в Манисе в память Хафсы-султан проводится фестиваль «Маниса месир маджуну». По этому поводу имеется легенда. Рассказывают, что когда Хафса пребывала в Манисе, она тяжело заболела. К постели больной был вызван главный лекарь султанского двора Муса бин Муслихиддин бин Кылыч. Он сделал сбор из сорока одной травы и вылечил молодую женщину.

После выздоровления она пожелала, чтобы эту мазь, которую назвали «Месир» раздавали всем желающим.  Считается, что это снадобье исцеляет все болезни.

Кроме того, вакуфы Хафсы-султан действовали вБурсе и Ментеше Она также построила гостиницу на пути из Стамбула в Эдирне, вблизи которой позднее появился город Хавса, мечеть в Перкане, мечеть и хаммам в Мармарисе, медресе и имарет в Трабзоне.


Рецензии
Здравствуйте,Наталья!Все хочется спросить:Вы стали интересоваться историей Османской империи и писать об этом после сериала"Великолепный век?"Лично у меня(вероятно у многих так)появилось желание узнать как можно больше об этой эпохе после просмотра сериала.Стала интересна не только история империи,но и вообще история Турции,как будущее страны складывалось дальше.Но достоверную информацию найти нелегко.О чем говорить,если даже в Википедии она предоставлена лишь бы - лишь бы?Вот,например,популярный титул валиде. Ведь сам титул валиде был введен в Османской империи позже и первой носительницей его была Нурбану.Конечно,матери первых султанов обладали всеми полномочиями валиде,но до введения титула валиде-султан, по сельджукской традиции, использовался титул хатун.А историк исследователь Лесли Пирс вообще считает, что до официального брака Сулеймана с Хюррем, и титул "султан" был не доступен никому из наложниц гарема, кем бы они не являлись,а именовались тоже "хатун."У нас сейчас многие упрекают историков во лжи.Но интересно,что уже в османской империи летописцы,писавшие о султанах прошлого, вносили в их родословные корректировки по материнской линии.Конечно,мать великого султана не должна быть без рода и племени.Так и появлялись причудливые биографии матерей султана, где реальную женщину просто"скрещивали" с именитой женой из гарема и получался образ просто "два в одном".Имя и даты важных событий от реальной матери, а биография от знатной жены из гарема.Так и произошло с матерью Сулеймана I.Наверняка известно,что у его отца Селима I было 4 жены. Ими стали Айше-хатун, Хафса-султан, Таджлу-хатун и еще одна женщина, имя которой не сохранилось.И одна из них была принцесса, дочь Крымского хана.Свадьба состоялась в 1511 году, звали крымскую принцессу Айше–хатун.Однако есть ещё одна женщина, наложница по имени Хафса, хотя её еще называют Хафизе, Айша Хафса и просто Айша. В историю она войдет как мать Сулеймана Великолепного, Хафса-султан.Вот с этого места и начинаются разногласия у историков–летописцев. Была ли Хафса той самой принцессой Айше или Айше это другое имя, совершенно другой женщины. Была ли вообще эта другая женщина, может это всё один персонаж?самый веский аргумент в пользу того, что Хафса никак не могла быть Айше, это год рождения Сулеймана. Если он был рожден в 1494,(о чем есть много свидетельств,)а брак Айше–хатун с Селимом состоялся в 1511 году,то налицо просто попытка "привить" Хафсу-султан к благородным предкам. Из этого можно сделать вывод,что, Хафса и Айше разные жены султана Селима.Но есть небольшое но.А с кем был брак крымской принцессы с Селимом I или его братом Мехмедом,чему тоже есть свидетельства. Возможно,что эти свидетельства брака брата Селима,тоже позже были "переклеены" к его биографии потомками с целью возвышения рода Сулеймана Великолепного по женской линии.Вы правильно написали,что имя её отца Абдулмуин (бинти Абдулмуин),а в другом документе, обнаруженном известным турецким историком Чагатай Улучай, она дочь Абдуллы (бинти Абдул-хай) Все эти имена производные от имени Абддула, что означает «слуга Всевышнего», по христиански смысл "раб Божий".Такие имена давались людям, обращённым в ислам.

Ирина Шестопалова 2   14.12.2021 18:28     Заявить о нарушении
наверное вас огорчу. Но историей Османской империи, а вернее будет сказать, Роксоланой, интересуюсь давно. С той поры, как прочитала книгу Павла Загребельного "Роксолана". Мама у кого-то взяла прочитать эту книгу, и я очень заинтересовалась. В начале 2000-х даже специально ездила в Стамбул, очень хотелось посмотреть город, где она жила. Самое интересное, что в гарем попасть не смогла. Гид удивлялась - впервые он оказался закрыт... Сидела на степенях мечети Сулеймании и не попала в гробницу Хюррем-султан. Тоже оказалась закрыта. Так что сериал к моему интересу не имеет отношения. Скажу более, смогла посмотреть его лишь раз. Актеры подобраны великолепно, но столько неточности...

Наталья Швец   14.12.2021 19:31   Заявить о нарушении