Почему независимый дед Костаки в Кишинёв бомжевать

                Почему независимый дед Костаки в Кишинёв бомжевать пошел

Прошло почти 30 лет после обретения Молдовой независимости! Раскидало молдаван по миру, да так, что мало не покажется! Сотни сёл брошены и заросли сорняками и кустарниками. Бесконечные плантации винограда превратились в покосившиеся шпалеры, вокруг которых непролазный чертополох. Персиковые сады давно вырублены на дрова. Сады яблонь одичали и родят что-то подобное дички, растущей в лесополосах.

В одном из, ещё не совсем брошенных сёл, собрались земляки в доме деда Костаки, пьют вино и рассказывают истории своих скитаний по странам и континентам. Каждая история яркая,  насыщена ослепительными похождениями.

Сосед Ион приехал из Италии, глаза у него горят, одет по одному ему понятному крику моды. Сыпет рассказы о прелестях Италии. Кем он только не работал помощником мусорщика, сборщиком яблок, при-портовым грузчиком.
Где только не ночевал: в ночлежке,  в общежитии, снимал койку в комнате. Бывало ночевал, где придётся, но это небезопасно полиция может накрыть.
Что только он не увидел - этих , которые из Африки. И тут же искромётные описания особенностей этих самых негроидов. А какие они доверчивые, обмануть их легко. Правда однажды его так отлупили, что едва выжил.
На секунду остановился Ион, но проглотив очередной стакан вина продолжил, что квартирку в Кишинёве он купил, там живёт припеваючи. В село приехал, только, навестить односельчан. Не вернётся он в село никогда в жизни!

Дед Костаки, который хозяин дома, слушает внимательно. Чётко представляет Италию, этих из Африки. Кучи мусора на улицах итальянских городов. Дома. Подъезды. Сады и виноградники. Жена деда Костаки давно работает в Израиле, за стариками ухаживает. Свой надел земли дед Костаки сдал "Лидеру" за мизерную плату, жена ему на еду присылает. Оставил дед себе лишь кусок виноградника, чтобы, значит, вино для себя делать. Чего ему самому на поле горбатится, он и в совхозе не очень усердствовал, всё больше по ночам часть совхозного урожая домой мешками да сумками волок.
Это самое вино дед Костаки наливает гостям совершенно бесплатно, вот они в знак благодарности и одаривают его приключенческими рассказами. Едва успел первый рассказчик свою душу перед "со-стаканниками" изливать, как повествовать начал второй.

Зовут второго рассказчика Дарьян. Дарьян работал строителем в Испании. Трудиться приходилось много, но  бригада была молдавская, поэтому рассказы были лишены ярких красок про африканцев и не менее ярких красок о ночлежках. По непонятным причинам там он заболел головой и потерял координацию и часть слуха. На заработанные деньги он и его жена купили квартиру в Кишинёве, где сейчас живут. Жена работала в Португалии в цехе по глубокой заморозке рыбы, заболела, практически не ходит. Жалуется, что это от вечного мороза в цехе, в нём только молдаванки работали.
Дом в селе они давно бросили, из-за длительной неухоженности дом пришел в негодность, продать его невозможно, стоит дом догнивает. Соседи начали для топки растаскивать.
Выпил Дарьян очередной стакан вина, закусил ломтиком мамалыги и погрузился в себя.

"Этим уже в селе нечего делать, не выживут, считай калеки", - подумал дед Костаки!

Третий рассказчик, Аурел, работал в Казахстане, затем в Москве. В Казахстане было хорошо. Он делал с бригадой  молдаван окна и двери, но в один момент хозяин объявил, что продукция спросом не пользуется, в моду вошли Стеклопакеты из Европы. «Деревяшку» никто не покупает.
Пришлось всей бригадой переехать в подмосковье, дачи москвичам строить. За это время жена уехала в Румынию, там вышла за румына. Ему повезло, свой дом в деревне он успел продать семье цыган, дёшево, но, главное, продать. Купил квартиру в Кишинёве, там живёт. Пенсия, правда, маленькая, но заначка ещё имеется. Нечего ему в селе кизяк на зиму собирать и сушить – отопление у него в квартире, водопровод, магазин под боком! Немного подрабатывает на участии в митингах и демонстрациях. Там расчёт сразу в конвертах!

Далеко за полночь, выпив изрядное количество вина, гости разошлись. Дед Костаки долго не мог заснуть, какую яркую, интересную жизнь прожили его односельчане, Увидели разные страны, разных людей. Чего он держится за этот дом в селе.

Односельчане все купили квартирки в Кишинёве. Живут себе на этажах. А он тут никакого покоя не имеет, утром опять поросёнка кормить, кур кормить. Несколько грядок около дома, там тоже горбатится надо. Одной воды сколько натаскать надо. Дом!!! То крыша потекла, то стена облупилась. Щепки, дрова; корневища от подсолнуха и кукурузы, кизяк для топки собирать надо. Дров, да угля хоть немного купить. В общем нет покоя.

Нет, больше так не будет. Я тоже в Кишинёв хочу. Утром поднялся дед Костаки, продал дом вместе с курами, поросёнком и подвалом и вином в придачу. Дёшево продал! Вернее, просто, оставил бедной семье многодетных цыган! А кто купит в селе дом, когда все молдаване продают, да никто из молдаван не покупает!

Пошел дед Костаки в Кишинёв за лучшей жизнью. 

Теперь в Кишинёве дед Костаки «бомжует», а друзья соседи, которые его своими байками "всбаламутили", шарахаются от деда, но иногда сжалившись, дают на стакан вина.
Жена, что в Израиле, как узнала, что дед Костаки дом цыганам отдал, перестала деньги на жизнь присылать, а может с тоски померла. Она ведь в душе мечтала вернутся в родную "Касуцу". Никто не знает ничего про жену, оборвала она всякую связь с родиной!


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Борис!
Смешно, если бы не так грустно и печально.
Самое страшное, что это не только проза литературы, но и невесёлая проза жизни.
Жаль этих работяг-заробичан, которые поехали в три моря не от хорошей жизни. И что-то подсказывает дальнейшая жизнь у них в Кишинёве не сыр с квартирой, то бишь с маслом.
Деда, который поверил им и захотел своего журавля в Кишиневе, вместо синицы в селе.
Вроде с юмором, но проблему серьёзную подняли Вы, Борис.
С уважением,

Влад Алексеев 2   06.06.2020 17:35     Заявить о нарушении
Влад! Это серьёзная проблема молдавского народа! Сотни деревень брошены и обезлюдели. И это не вблизи Ледовитого Океана, а на земле, которую недавно называли "Солнечная Молдавия, край янтарной виноградной грозди!". Народ поверил в и получил!
Запад забыл формулу: "Мы в ответе за тех кого приручили".

Борис Вугман   06.06.2020 22:32   Заявить о нарушении
Борис! Должен заметить, что эта проблема является актуальной, но только Молдавии ( прекрасно понимаю вашу боль, потому что эта Ваша земля), но и большинства стран Восточной Европы – бывших соцстран и СССР.
«Запад забыл формулу: "Мы в ответе за тех кого приручили". – смотрю, слушаю, читаю в новостях, что происходит сейчас в США, как этот «Миннеаполис» распространяется подобно новому вирусу по миру, Европе оторопь берёт ( что-то подсказывает это только начало – грядут грандиозные перемены). Ошибки от прежней «колониальной политики» Запада возвращается бумерангом чрез сотни лет. Я не злорадствую, видеть сцены насилия, грабежи, унизительное зрелище – белое население каются на коленях перед самодовольными протестующими за акты прошлого (колониализм, работорговля к которым они конкретно не имеют никакого отношения) – это же «расизм наоборот». Глядя на процессы и события, происходящие теперь в Молдавии, Прибалтике, Восточной Европе и в Средней Азии (мы в России не должны тешить себя иллюзиями) – это может вернуться новой волной «Миннеаполиса» в другом «восточном» обличье. Попозже, когда население там осознает, как теперь афроамериканцы и мигранты в Европе т.д..
С уважением,

Влад Алексеев 2   07.06.2020 00:32   Заявить о нарушении
Дорогой Влад, в переписке со мной видно, что Вы понимаете проблему намного обширнее, чем в своём произведении "Вымирает русская деревня"! В этом произведении имеется фраза " Помню, в середине 90-х один из влиятельных тогда политиков бросил ...". Мне представляется , чт это сделано в услуге ПОПУЛИЗМУ, этакая подсознательная попытка угодить общественному мнению писателей "проза ру". Мол, чиновник, нехороший такой, какашка - виноват во всех проблемах, и далее исторические победы и классики литературы. Вас тут подхватят и давай грязь месить, а в результате старая история любимая российским обывательским сознанием: "дураки и дороги", "чиновники дураки", "царь не тот -не настоящий"! В переписке оказывается, что Вы талантливо представляете "ГЛОБАЛИЗМ" процесса гибели деревни по всей периферии Западной Европы. Нет упоминания о Сирии, Африке; не описано, что вокруг США такие же процессы. Даже внутри США народ бросает центральные районы и бежит на побережья. Для меня понятно, что это Вы чётко осознаёте. Прсматривается то, что писатели "проза ру" несут в себе элементы корпоративного взаимовлияния.
В реалии Вы представили мне, что русская деревня лишь часть "ГЛОБАЛЬНОГО ПРОЦЕССА". На Сицилии этот процесс прошёл в 40- 50 годы, фильмы "Рокко и его Братья", "Капитан Катани", "Крёстный отец".
Давайте попробуем в проблемме " русская деревня" видеть "молдавскую деревню", "украинскую деревню" и так далее. Поможет нам в этом доброжелательная переписка, доброжелательная критика и подсказка.
Но, самое важное, видеть процесс во всё его масштабе времени и пространстве и понимать, что "дурак-чиновник", "царь ненастоящий" такие же "валуны и обломки" такого селевого потока, как исторический процесс.
С уважением Борис.


Борис Вугман   07.06.2020 09:54   Заявить о нарушении
Борис! Это одно из первых публикаций на прозе.
Писались на волне эмоций и ваши замечания думаю вполне справедливы.
С уважением,

Влад Алексеев 2   07.06.2020 10:02   Заявить о нарушении
Вы оба достойны уважения. Простите что подслушал.

Александр Вечасон   20.06.2020 05:22   Заявить о нарушении