Казахстанский каравай
… Но сначала о том, как Федя Волков, родившийся в кондовой старообрядческой семье в глухом казахском ауле, носившем имя легендарного Ермака, сумел добраться до Ленинградской Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова, закончить её с отличием и стать врачом. …В начале Великой Отечественной войны в Казахстан выселили немцев Поволжья, из Крыма и Украины, которые обосновались в России еще в далекие екатерининские времена. В дикие казахские степи были депортированы и народы Северного Кавказа – чеченцы, кабардино-балкарцы, ингуши, авары. Условия переселения были жуткие. Моя свекровь вспоминала, как в январскую стужу на площади у «Чайной» выгружали из крытых военных машины депортированных – женщин с детьми, стариков , их убогий скарб… Выгружали и… бросали. Местный народ разбирал ссыльных по домам. Многие из них , так и не сумев приспособиться к суровым условиям Казахстана , умирали от голода, холода, несправедливости и бессилия.
Из всех высланных в основном своей масс выживали немцы- они сразу же стали объединяться в артели, организовывали свои совхозы, строили мельницы, у них были крепкие дома с цветными палисадниками и огородами. Более того, они оказали культурное влияние на жизнь и быт местного населения ( в основном русских и украинцев) , научив их не только коптить свиные окорока, заготавливать мясные и овощные консервы . Немцы были грамотными и учительствовали в школах. И один из учителей - Петр Карлович Моос однажды пришел к Фединой матери Пелагее Фадеевне и сказал: « Ваш Федюшка заканчивает десятилетку , ему надо учиться дальше, он способный ». « А где учиться?» « В военном училище или в академии, там бесплатно одевают и кормят. В Ленинграде, например, есть Военно- инженерная академия» . И умная Федина мама решила отправить своего сына учиться в Ленинград.
Шел 1946 год – первый послевоенный . Нищета, голодуха по всей стране. Собирали Федю всей родней: насушили сухарей, Анна , вдова погибшего на войне старшего брата Ивана, отдала мужнины полузасохшие ботинки и свое зеленое пальто в талию. Федя с самодельным вещмешком , в котором лежал аттестат об окончании школы и сухари, поехал в северную столицу. Вместе с ним отправился и его одноклассник и тоже отличник Вася Турбаев .
Приехали ребята в Ленинград, вышли на вокзал и… обомлели. Все дома –каменные! А у себя в Казахстане они только глинобитные мазанки видели. Пошли по Невскому, руками гладили каменные дома, глазели на памятники, подавленно молчали – для них это было чудо! Дошли до Медного всадника. Погрызли сухарей и решили искать Военно-инженерную академию, а вещмешки спрятали в кустах у медного Петра Первого . Нашли академию. Вернулись за вещами. А тут беда! У Феди мыши сгрызли все сухари и половину аттестата зрелости . Пропали документы! Что теперь делать? Но все-таки поплелись в академию. Там им сказали: «Пока располагайтесь в спортзале, а завтра с утра будем разбираться». Легли на полу вместе с такими же, как они, ребятами со всех концов страны. Вдруг среди ночи - крик : « Братва , айда в Военно-медицинскую! Там тушенкой кормят!». Половина абитуриентов повскакала и помчалась в Медицинскую академию - она была рядом, у Финляндского вокзала. И Федя с Васей тоже помчались! Шибко голодные были. Так хлопцы из далекого степного края Федя Волков и Вася Турбаев стали военными врачами. По окончанию академии их обоих, как отличников , направили в первую после войны топографическую экспедицию по Северному Морскому пути. Во Владивосток шли несколько месяцев. До демобилизации служили на Тихоокеанском флоте.
. …Но вернусь к целинному, «ермаковскому» периоду моей жизни. …Поезд « Москва – Павлодар» медленно подходил к перрону . Меня с трехлетним сыном ( муж приедет в Ермак позже) встречает свекор Матвей Павлович Волков, коренастый, крепкий старик с черной бородой, кланяется , берет вещи , сажает нас в телегу с сеном , и мы едем в Ермак, это 50 километров от Павлодара.
… Степь да степь кругом, вдоль дороги редкие столбы электропередач, ни дерев, ни кустов. … У въезда в город стоит огромный памятник «Ермаку Тимофеевичу от благодарных целинников» ( по преданию здесь в Иртыше утонул легендарный «покоритель диких племен Сибири» . После распада Союза ССР памятник за одну ночь был снесен «дикими племенами», а город переименован - Ермак стал называться Аксу ).
…Едем на телеге дальше. А где же город? Одни глинобитные мазанки , на проезжей части дороги чумазые дети --казачата и русские - с собаками играют. Совхозная «Чайная», магазин, керосиновая лавка – тоже глинобитные … Подъехали к вкопанной по самые ставни мазанке за деревянным забором. Встречает нас Федина мама – Пелагея Фадеевна, со слезами целует меня, берет на руки внучка - «Чистый Федюшка», снова плачет…
Волковы были из самарских старообрядцев, еще в царские времена бежавшие от гонителей веры на новые российские земли. Крестились двумя перстами. Моя свекровь , «бабушка Поля», твердо следовала правилам своей веры - « с мирскими и «нечистыми» (другой, троеперстной веры) не есть, не пить, не вкупе (т.е .вместе) Богу молиться». Все в доме делилось на «чистое» и «нечистое». У каждого члена семьи была своя посуда – тарелка, ложка, чашка, для гостей - «мирских» была отдельная посуда. В избе при простоте обстановки была «чистая бедность», идеальный порядок , много старинных икон. По субботам – обязательная баня, она была под одной крышей с домом. В «первый пар» шла бабушка, потом снохи с детьми, за ними – мужчины . Приходили соседи, знакомые – бабушка никому не отказывала ни в бане, ни в столе, ни в ночлеге. У нее в доме постоянно кто-то «гостевал» – все окрест знали странноприимный дом «бабушки Волковой »
. Среди них помню одинокую старушку, немку по прозвищу «Старчиха» (звали ее Елизавета Оттовна Штарк) ; сухую , как стручок, казашку Мукзузу, которая, отправляясь из степного аула в Павлодар к сыну, по дороге всегда останавливалась на ночь у «баушк Пелагей ». Для всех странниц у бабушки Поли был открыт «стол» , целый день кипел самовар. При всей строгости старообрядческой веры, она была женщиной необыкновенной доброты и гостеприимства. «Судите по делам их» - в её доме я видела христианскую веру в действии. И это сыграло главную роль в моем приходе к Богу.
… Несколько раз приезжал из дальнего степного совхоза и двоюродный брат мужа - Фадей с женой Ритой, скромной , бессловесной женщиной ( немкой, из ссыльных), у него были какие-то дела в райвоенкомате . Они останавливались у тети Поли на ночь – расстояния в Казахстане огромные, за один день туда и обратно не управишься. Как-то в один из приездов с Фадеем случился страшный эпилептический припадок . С трудом удалось его откачать. Наутро, придя в себя, он сказал , что у него нет больше сил ходатайствовать о возращении боевых наград, после каждого такого похода в военкомат он «умирает в падучей». Я спросила : « А почему у вас отобрали награды?» . Фадей (седой и изможденный - а было ему чуть больше сорока) с горечью посмотрел на меня и ответил: « Если буду рассказывать о себе, а это значит и переживать все снова, то не выдержу, умру».
Позже узнала о его трагедии. Родной отец Фадея , русский, умер молодым, мать ( родная сестра моего свекора) снова вышла замуж – за казаха , и тот дал приемному сыну свою фамилию . И стал русский мальчик Фадеем Ивановичем Кабылбековым (нарочно не придумаешь!). Под этой фамилией и был призван на Великую Отечественную войну. Служил полковым разведчиком, имел несколько боевых орденов , медали. Но везде к нему зорко присматривались чекисты и контрразведка – «Почему русский парень (ярко выраженный блондин с голубыми глазами) носит нерусскую фамилию?». Но как-то все сходило. Перед окончанием войны группу войск, где служил Фадей, перебросили на Дальний Восток – здесь Япония грозила нападением. И вот тут-то его и прихватили наши славные чекисты. Фадею «пришили дело» – шпионаж в пользу Японии и … приговорили к расстрелу. Фадей убеждал следователя, что он носит фамилию не родного отца, а после войны намерен хлопотать о смене казахской фамилии на русскую -по матери он был Волков. «Тогда пусть твоя мать подтвердит это» - ответили ему чекисты. И Фадей написал в Казахстан матери. А « родная душа» ему не ответила. Я помню эту угрюмую женщину (она тоже изредка ночевала в доме Волковых), сектантку - фанатичку, она носила железные вериги ( цепи) под одеждой…
Следователи ждали ответа почти год ( а Фадей все это время находился в камере смертников, там он и поседел) и не дождавшись, решили привести приговор в исполнение. И случилось чудо. К нему в камеру пришел вновь назначенный следователь – майор, по виду нерусский, узкоглазый. «Ты родился в Казахстане?» «Да». « В степном ауле таком-то?» «Да». «Знаешь семью учителя Жургумбая?» «Знаю». « Это ты спас его сынишку Митю- Митхата?» … И Фадей вспомнил, как мальчишками они купались в Иртыше, маленький сын школьного учителя Жургумбая , не умея плавать, стал тонуть. Десятилетний Фадюшка бросился в воду и вытащил его на берег. На другой день пришел к его матери учитель и говорит: «Твой сын спас моего сына. Чем тебя отблагодарить? У меня старший сын в Алма-Ата работает большим начальником, он все сделает?». Мать ответила «Хочу швейную машинку». И через некоторое время старший сын Жургумбая – военный человек - привез из Алма – Аты подольскую швейную машинку, по тем временам вещь редчайшую и очень дорогую.
…У казахов есть древний и мудрый обычай- молодая семья отдает своего первенца на воспитание пожилым родителям: со стариками должны обязательно жить внуки – и тогда старость будет полноценной…
Выходило, что старший сын учителя Жургумбая - военный следователь, служивший на Дальнем Востоке, был родным отцом мальчика, которого спас Фадей. И он подтвердил личность «японского шпиона» Фадея Ивановича Кабылбекова. Домой Фадей вернулся физически и морально уничтоженным. Сил хватило только на то, чтобы сменить фамилию – он стал Волковым. А уж о возвращении военных наград и говорить было нечего.
Видела я в Казахстане и семьи высланных чеченцев, ингушей и других северокавказцев– они держались обособленно, мужчины ходили с высоко поднятыми головами, за ними шли женщины в черном . И ссыльные немцы держали «оборону» - женились только на своих и выходили замуж только за своих. Правда, одна из бабушкиных внучек Люба Волкова вышла замуж за парня из немцев, с которым училась в школе, и когда в девяностых годах советские немцы подались на свою историческую родину, уехала вместе с его семьей в Германию. Где ты сейчас, наша милая Любушка?
…Моя свекровь родила десять детей. Половину - «Бог взял» еще в младенчестве… Старший Иван погиб на фронте , средний Тимофей ( самый талантливый и яркий из молодых Волковых) умер после войны от полученных ран, единственная девочка Ксеночка утонула в весенний разлив в десятилетнем возрасте. «Бог дал и Бог взял мою единственную дочку, значит буду доживать свой век в одиночестве….» - часто повторяла Пелагея Фадеевна и вздыхала.
Бабушка пекла необыкновенной вкусноты пироги - с картошкой, капустой, черемухой. А уж блины у нее были – высший класс! Она любила повторять - « Была бы корова да курочка, состряпает и дурочка» . В хозяйстве были и корова и куры, и бабушка не жалела сдобы. Но уж когда постилась, так постилась. Варила постный борщ , пекла постные пироги, к чаю всегда были сушки, баранки и любимая карамель «лимончики». Бабушка научила нас пить крепко заваренный чай по-казахски : со свежими сливками - « каймаком». Двор стариков Волковых всегда был полон детьми – и своими , и чужими, и когда бабушка Поля садилась за сепаратор, то к ней в очередь с чашками, блюдцами, ложками выстраивались маленькие «волчатки» и их друзья, пришедшие играть во двор. Это надо было видеть.
...Малограмотная, она бережно хранила и часто читала по складам огромный старинный фолиант – рукописную Библию, которую самарские старообрядцы Табаковы передавали из поколения в поколение. «Этой Библией батюшка благословил меня, когда замуж выходила за Матвей Павлыча» - часто повторяла она, бережно завязывая уголки большого плата , в который заворачивала семейную реликвию… И строго добавляла - «Когда умру, передайте Книгу семье Табаковых , в Самару…»
…Умерла бабушка Поля, когда мы уже уехали из Ермака … У нее был запущенный тромбофлебит , не прошли даром и многочисленные роды, и непосильный труд в колхозе, голод в военные годы, да еще приходилось по весне босыми ногами месить глину -для обновления хаты к Пасхе… Ее положили в районную больницу, когда уже было поздно . Началась гангрена. Спасти могла только ампутация ноги . «Нет!» - твердо сказала бабушка Поля - « За мной некому ухаживать. Дети , снохи живут далеко…» … И однажды, когда она лежала под капельницей, а в палате никого не было, вырвала иглы из вен, а прибежавшим врачам сказала : « Все! Не подходите ко мне . Буду умирать…». И через три дня отошла ко Господу. Так уходят из жизни люди великой веры… А ее завещание – вернуть Святую Книгу старообрядцам Табаковым в родную Самару – было исполнено.
Особый рассказ о Федином отце – Матвее Павловиче Волкове. Это была ярчайшая личность. Родом из Вольного Сибирского казачества. Помню, в шестидесятых годах он приехал в Москву, так ему столичные жители на улицах не давали проходу – останавливали, приветствовали, восторженно трясли за руку, просили вместе сфотографироваться, проявляли высшую степень уважения - «папаша, разреши тебя угостить стопочкой …». Дед, который обладал необыкновенным даром витиеватой речи , отвечал на это так: «Не имею достоинства ломиться в амбицию, но… не возражаю». Московские мужики – пьянтосы балдели от него. Да и было от чего - он был потрясающе колоритен! Краснощекий, с густой полуседой бородой (старообрядец, он никогда не брился, только бороду равнял ножницами) ,в флотской шинели нараспашку, в офицерском кителе ( обмундирование с сыновьего плеча) , в кирзовых сапогах на кривых кавалерийских ногах (сапоги, естественно, густо смазаны дегтем), в форменной казачьей фуражке с чубом набекрень, он с достоинством , уверенно, по-военному шагал по столице …. Это был человек из другого, дореволюционного мира, представитель истребленного в советское время казачьего сословия – опоры Царя и Отечества. Неведомо как сохранившийся русский типаж, мимо которого нельзя было пройти, не оглянувшись.
В Гражданскую дед воевал в рядах , естественно, белых…. В свой единственный визит в Москву - в год 50-летия Советской власти , он случайно увидел по телевизору в старой хронике «врага революции, деятеля Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке» атамана Семенова. Дед вскочил, вытянулся в струнку и так стоял по стойке «смирно», отдавая честь своему командиру, пока не кончились кадры хроники. Был очень взволнован «встречей» со своим атаманом , с которым уходил в Китай, где скитался шесть лет. По возращению на родину легко отделался ссылкой на трудовой фронт – на строительство Магнитогорского металлургического комбината.
… Бабушка верно ждала его много лет, к ней, красавице, не раз сватались, но она продолжала ждать «мужа, Богом данного». А замуж ее отдали в шестнадцать лет. На казачьем празднике дочь пимоката Фадея Табакова (семья катала пимы - валенки) Полюшка упала в обморок - молодой казак с густым чубом в таком стремительном темпе джигитовал на лошади, что у нее закружилась голова. И через день этот казак прислал к ее родителям, старообрядцам, сватов.
Жили они тогда в Самарской губернии. Потом подались от богоборческой власти на вольные земли Казахстана, там и образовалось на месте глиняного казахского аула старообрядческое поселение - в Ермаке большинство русских жителей признавало только «двуперстную» веру.
Жизнь у бабушки Поли была трудной - дед в молодости любил выпить, погулять, а иной раз и рукоприкладствовал. Побьет по пьянке , а наутро валялся в ногах - «Прости, ради Христа, узюминка моя». Одним словом, все было по-русски - «Люби, как душу, тряси, как грушу». Гонял ее и детей до тех пор, пока не подрос старший Ванюшка. Вот как рассказывала сама Пелагея Фадеевна : « Пришел отец как-то утром после работы (по ночам совхозные бахчи стерёг), как всегда, навеселе. Уже на подступах к дому засучивает рукава –«Кто здесь по углам прячется…. Я вам щас покажу …». … Вышел ему навстречу старшенький Ванюшка (ему тогда лет 14 было) , побледнел весь и говорит :«Хватит над нами измываться. Не трогай мать… у меня тоже кулаки». Отец остановился, сник – «Ты что, сынок? Я ничего, сынок….» . И с тех пор руки ни на кого не поднимал … В сорок первом призвали Ванюшку на войну. Провожали мы новобранцев на пристани в Ермаке. Народу собралось …, все прощаются, плачут. А он на какую-то железку на пароходе залез и кричат -«Я вернусь! Ждите меня, мама, Нюся». Нюся , жена его молодая, беременная осталась. Он кричит «Вернусь!», а сердце мне говорит – «Нет, не вернется Ванюшка. В последний раз его вижу… Так и вышло». Вдовая старшая сноха – Нюся, Анна Ивановна Морозова, всю жизнь прожила со стариками Волковыми, замуж больше не выходила.
Разных людей встречала я во время своего пребывания в Ермаке. В те годы Казахстан был ссыльным краем, одним из островов архипелага ГУЛАГА. «Сталинские курорты» за колючей проволокой были повсюду, были они и в угольных копях Экибастуза ( город шахтеров был недалеко ) и Караганды, а уж ссыльные поселенцы – на каждом шагу . Но и вольные люди со всего СССР сбегались в эти места - от бед, алиментов, тюрьмы, после разводов, в поисках работы. Везде не хватало профессиональных кадров.
В редакцию районной газеты «Ленинский путь», где я работала, постоянно приходили наниматься газетчики, уволенные за пьянство. … Знойным летним днем входит в редакцию такой «ходок" , его мы сразу узнавали его по валенкам, привязанным к потрепанному чемодану –как пошел человек зимой «по городам и весям» , так и странствует целый год с валенками наперевес из одного района в другой… Одним словом, советские типажи из «Леса» Островского: «Ты куда? Из Костромы в Самару» . «А ты? Из Самары в Кострому». Много было среди них и бывших фронтовиков , переломанных войной …
А жизнь шла своим чередом. Облагородили эти дикие степные края целинники – молодые патриоты из разных уголков страны, среди которых были агрономы, зоотехники, учителя, врачи. В те времена целина была процветающим краем - урожаи зерновых в степных районах Казахстана были действительно небывалые. «Казахстанский каравай» позволил накормить страну в тяжелые годы. Правда, его хватило не надолго…
Фото. Самара. 1915 год. Слева-направо: Фадей Максимович Табаков, Матвей Павлович Волков и Пелагея Фадеевна Волкова с первенцем Ванюшкой. (фото вышлю позже)
Свидетельство о публикации №220041101009
Без волнения и восхищения невозможно читать этот Ваш эмоциональный рассказ о Ермаке, о семье мужа Фёдора Волкова. Много интересного и нового узнала я о Казахстане, переселенцах.
Слово "кондовая" (кондовая старообрядческая семья) выбивается из ритма Вашего сердечного рассказа о родственниках мужа.
Желаю Вам новых тем для произведений!
Лариса Прошина 12.04.2020 20:03 Заявить о нарушении
Каким Бейсембаев 13.04.2020 18:14 Заявить о нарушении