Крушение веры

В этот раз я участвовала в семинаре «Осознанное родительство», с интересной темой: «Формирование детского мировоззрения». Мероприятие проходило на территории педагогического колледжа. Участников было заявлено около восьмиста тридцати человек, по факту - только половина.
Моё выступление было последним в программе.
- Следующая тема нашего семинара «Формирование детского мировоззрения», читает Вера Петровна Орлова.

Волнуясь, я подошла к профессорской трибуне, во рту пересохло. «Хорошо, что из-за неё не видно, как у меня дрожат колени. Интересно это волнение когда-нибудь пройдёт?» - думала я, пока слушатели рассаживались на свои места, после перерыва.
Как замечательно, что есть стаканчик с водой. Делаю маленький глоток, чтобы просто смочить рот, обводя взглядом помещение.
«Ну, понеслась!» - подумала я и начала свой доклад.
- Дети – невинны. А взрослые - глупы.

По лицам вижу, что сейчас начнутся возражения и споры, со второго ряда слышен «цок» языка, а в середине – пыхтение. Важно успеть предупредить, нежели потом просить и успокаивать.
- Предвещая ваше несогласие, прошу, просто послушайте моё объяснение. А после, обсудим и каждый сделает свои выводы. Хорошо! Договорились?

По аудитории прокатилось нечленораздельное согласие, сопровождаемое кивками голов.
- Тогда продолжим – сказала я, отпив ещё воды.
«Пока всё хорошо» - пронеслось в голове.
- Дитя – словно чистый лист, оно всё воспринимает на веру, так как ещё не обладает достаточными знаниями и не умеет сомневаться или подвергать критике полученную информацию.

На лицах слушающих читалось: согласие, скепсис и неуверенность, но все слушали.
- Дитя – словно пустой сосуд.
«Вот оно, раздражитель – реакция, психология я тебе обожаю» - думаю, тихонько улыбаясь.

Примирительно поднимаю руку, останавливая самых ярых и продолжаю.
- Да, да, у него уже могут быть, врождённые задатки и черты будущего характера. Это все знают, всё хорошо.
Так вот, именно его окружение, сначала: родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки, а потом: друзья, детский сад, школа, в общем социум, наполняют его знаниями, моделями поведения, пониманием где, как и когда себя правильно вести, что, как и зачем делать и много чего ещё, в процессе воспитания, обучения и становления личности.
Именно среда формирует человека и то, каким он выйдет, многое зависит от окружения.

Многие теперь согласно кивали, видна была заинтересованность темой.
«Отлично, теперь вы мои» - радовалась я.
- Мир новорожденного, в особенности первые месяцы – это мама, иногда папа.
По мере роста, Мир ребёнка расширяется, появляются новые люди, предметы, формируются новые навыки. Происходит развитие, налаживается контактность и двусторонняя связь.
Активно развивается мозг и тело, ребёнок так многому учится в первый год – полтора своей жизни.

Слушатели превратились в одно большое ухо, все глаза были направлены на меня.
- Сами подумайте, он учится: держать головку, владеть руками и ногами, переворачиваться, ползать по-плостулски и на четвереньках, стоять, ходить и бегать, и помимо этого, ещё учится смеяться, произносить звуки, говорить.
Не мало так успевает осваивать, правда!?

Народ в аудитории заулыбался, скинулось излишнее напряжение. «Замечательно» - я улыбалась.
- Всё это он постигает, при постоянном контакте извне. Взрослый показывает и направляет, то есть – обучает, формирует навык и умение, что уже есть опыт. И ребёнок на подсознательном уровне, полностью верит, доверяет и впитывает абсолютно всё.
Родители, воспринимаются детьми словно Боги, хотя ни этого слова, ни его значения они ещё не знают. Ведь они всё знают, всё умеют и всё могут, в отличии от него самого.

И да, это прекрасно, ведь именно в этот (в разных источниках до десяти лет) момент закладывается основа будущего человека. Опираясь на которую, ребёнок будет взращивать себя сам, формируя личность уже осознанно, идентифицирую себя с идеалом, на которого хочется быть похожим.
В руках родителя, что вложить в дитя. Правда для этого важно самому быть тем, кого хочется видеть в ребёнке.

На лицах слушателей появилась задумчивость, размышление и переосмысление.
- Но это уже отступление. Вернёмся к теме.
Как ребёнок познаёт Мир? В начале, он пробует на вкус и зуб, далее пробуя что-то делать и задавая бесчисленное количество вопросов.
Он безоговорочно верит всему, что скажет взрослый. И здесь важно не шутить и ржать над ним, а давать верные ответы.

- Иначе выйдет, как в этой истории.
Пусть главного героя зовут – Ромка. Так вот ему, старшие друзья сказали: «Мышь откладывает яйца, и из них вылупляются мышата». Они посмеялись, а он поверил, ведь они старшие, принял это за истину и жил с ней.
И вот, на копке картофеля, в лунке ему попалось мышиное «гнездо»*с новорожденными, голыми мышатами.
*Пояснение: Мышиное «гнездо» - норка в земле, выстланная мягкой, сухой травой и птичьими перьями.

И он гордо поделился своими знаниями. Взрослые и другие дети смеялись, а Ромка был очень смущён и явно чувствовал неловкость. На лице читалось сомнение, недоверие и растерянность.
Ему, конечно же, объяснили, как на самом деле это происходит. И теперь он знал правду, но Мир, в котором жил Ромка, рухнул, его обманули друзья.

Кто-то хихикал, кто-то улыбался, а кто-то сохранял серьёзность.
- Теперь представьте, что пережил этот ребёнок. Поставьте себя на его место и прочувствуйте всю гамму переживаний.

Смех прекратился, улыбки исчезли с лиц, в зале воцарилась тишина.
- Нельзя врать и обманывать, только для того, чтобы посмеяться – это подло и некрасиво. А ещё, ребёнок перестанет верить, и будет всё подвергать сомнению – сказала я, подведя итог этой истории.

- Вот вам другой пример, он из личного опыта.
Я тоже, как и все вы, была маленькой. Задавала много вопросов, слушалась родителей, помогала по дому и хозяйству. Наблюдала, что и как делали они, и повторяла – училась.
Уважала и очень старалась мочь всё, что могли они. Очень радовалась, когда у меня получалось сделать что-то значимое. Если не выходило, то пробовала снова и снова, пока не получалось.
Считала взрослых – очень мудрыми и умными. И верила им во всём.

Первый класс, я очень ждала школу, любила учиться и узнавать новое. Она мне представлялась, чем-то таинственным и священным. Мама говорила, что там учителя, которых важно слушаться. И каким-то образом, я приравняла Учителей к «Богам». Они учат разным знаниям и предметам, что у меня будут разные книжки и тетрадки. Мне очень хотелось попасть туда. Это было чем-то весьма ответственным, даже взрослым что ли.

Я смотрела большими глазами, полными благоговения, на свою первую Учительницу – взрослую женщину. Мне она казалась более мудрой и умной, знающей что-то такое, чего не знают другие.
Старательно выводила прописи, высунув язык и замирала, когда она подходила корректировать положение ручки в руке.
Из левши, меня сделали правшой. Я не спорила и особо не сопротивлялась, так как безоговорочно верила старшим. Они же всё знают!

И вот однажды, на перемене, я пошла в туалет. Сделав то, зачем пришла, мыла руки.
Зашла она – мой «Бог». До сих пор помню, как удивлённо провожала её взглядом и думала: «Зачем она пришла в туалет? Что ей здесь делать?»
Учительница прошла в кабинку и я поняла, зачем.

Мой Мир рухнул, оказывается она – просто человек! Значит и другие учителя – тоже люди, такие же, как мои родители и все остальные.
Остаток учебного дня, я провела в задумчивости и размышлениях. Учительница, несколько раз делала мне замечание, возвращая к классной работе.
Я всё так же прилежно училась. «Богом» она, конечно же, уже не была, но взрослой, у которой можно научиться чему-то новому, оставалась.

- Эта история показывает, что ребёнок склонен «обожествлять» то, что ему не совсем ясно, с чем он ещё не имел дела.
Опять-таки, родители не достаточно прояснили, что такое школа и кто такой Учитель. Я, опираясь на полученную информацию, сама сделала заключение. В этом случае не верное – закончила свою историю.

Люди тихонько перешёптывались, улыбались, было видно, что им хочется поделиться своими рассказами и опытом.
- В подведении итогов хочется ещё раз заострить ваше внимание, на важности правильного общения с детьми. Вы для них «Бог»* – они верят вам, просто на слово.
*В этом случае «Бог» - их создатель, мамы и папы, именно они создали своих детей.

В большей степени, от родителей зависит, каким вырастет его ребёнок.
Поэтому воспитывайте себя, а дети вырастут похожими на вас.
И помните, вы были детьми, а они ещё не были взрослыми. По крайней мере, в этом воплощении.

Слушатели понимающе смотрели и улыбались.
- У взрослых уже есть знания, опыт, представления о Мире, сложившиеся модели поведения, реакции и действия, которые применяются в ежедневной жизни «на автомате».

Дети же, ещё вообще ничего не знают об этом мире, его разнообразии и возможностях. У них нулевой опыт и знания. Они ещё только учатся, поэтому прошу вас, проявите чуткость, внимательность, терпение и одарите любовью.
Именно родители прописывают поведенческую базу будущего человека.

- Желаю вам осознанного родительства и воспитания. Надеюсь, материал был полезен.
Если у вас есть какие-либо вопросы, я готова ответить в перерыве. На этом, семинар «Осознанное родительство» закончен. Всех благодарю. До свидания.

#ваша_Я


Рецензии