Крымский калейдоскоп

               
   Сколько себя помню, сказочный  Крым неизменно был  для меня источником радости и вдохновения. При сборах  в поездку на полуостров мной  заранее  овладевало предчувствие   новых  эмоций  и приятных сюрпризов. Изначальный импульс  для подобного восприятия  я приобрел  еще в детстве,  во время первого путешествия  к берегам Тавриды. Именно тогда произошло долгожданное знакомство с ласковым Черным морем, экзотикой южной природы и приветливыми крымчанами. Под  чутким  маминым руководством, в прошлом спортсменки-разрядницы,   я тогда же научился держаться на воде, а затем и плавать.  Прежние попытки отца на эту тему заканчивались плачевно.  Старый казачий способ  забрасывания  с лодки в воды Дона, увы, не сработал.   Отчаянно побултыхавшись и порядком нахлебавшись воды, я  обреченно шел ко дну, после чего  страх перед водной бездной надолго поселился в шестилетнем мальчике.  И лишь морская  купель в сочетании с чутким  маминым тренингом  сотворили волшебство.                А как не принять за чудо то, что бабушка Настя, у которой мы гостили в Евпатории, предсказала мне, тогда еще школьнику  без определенных планов на будущее, гастрольный тур по городам Крыма?  Отрадно, что когда через 10 лет пророчество сбылось,  домашняя «ясновидица» успела убедиться в правоте своих слов.
    Самые разнообразные дела и случаи в дальнейшем  приводили меня  на благословенную землю Крыма. Участие в археологической экспедиции  (после 9-го класса)  и съемки в  картине «Принцесса на горошине»(1976),  гастроли Нового драматического  театра и снова съемки, теперь уже в к/ф  «Русь изначальная»(1985),  отдых с семьей в пансионате «Актер» (Мисхор, 1987) и  Международный театральный   фестивале в Ялте «Чеховские сезоны» (2005г). И о каждом событие сохранились самые теплые воспоминания.
    Раскопки  скифского городища и некрополя  в устье реки Альмы (1969), запомнились своими древними находками  и рассказами об исторических событиях тех лет.
   Незабываемые первые гастроли Нового театра, созданного на базе нашего выпуска 1975-го года.
Открытие --  в Севастополе, затем Ялта, Феодосия и завершение в Евпатории. К этому городу было особое отношение. Именно здесь происходили события, описанные в  повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики». Спектакль с таким названием,  поставленный  С.Л. Штейном в Народном театре ЗИЛа,  заставил  на всю жизнь влюбиться в героев  этого романтического произведения. С книгой в руках я бродил по городу в поисках описанных автором мест.
 Потом -- по известным причинам -- случился период  длительной разлуки с полуостровом.
    Возвращение на священную землю Крыма в 2016 году   одарило меня  радостью  общения  с милыми, уже повзрослевшими,  кузинами  и  свежими сюжетами для повествования. Вот один из них.
     Помимо теплого приема и насыщенной культурной программы  среди прочих подарков, я получил на память от сестерт несколько номеров  журнала  «Полуостров сокровищ». Название --как нельзя лучше -- отражало содержание роскошного  издания.  Изобилие интересных статей научно-исторического характера  и потрясающих снимков завораживало. Здесь были публикации и моих «вновь обретенных» родственников. Понятно, что начинающим автором сразу овладело жгучее  желание увидеть свою фамилию среди публикующихся в  журнале,  и я мысленно стал перебирать в уме возможные варианты.  На обложке некоторых номеров сообщалось, что данный печатный орган не только «познавательный», но и «развлекательный». Эта  «лазейка» давала определенную надежду, и по возвращению в Москву  я поспешил «осчастливить» редакцию   рассказом о своих приключениях в Судаке во время съемок фильма «Русь изначальная».  Пришедший вежливый ответ, увы, не порадовал.  Для смягчения отказа мне было предложено прислать  фото с журналом в руках и краткий отзыв о нем. Первое --  для размещения на стенах офиса, второе -- для публикации в ближайшем выпуске.  Оба поручения  я аккуратно выполнил в надежде на  успешное развитие взаимоотношений.
   Через год, оказавшись в Крыму, я вновь встретился с редактором, милой девушкой Лилей Грант. Настроение у нее было невеселое. Журнал -- без ощутимой финансовой поддержки-- доживал последние дни. Хотелось как-то подбодрить  этих самоотверженных  людей, которые в течение  девяти лет вели борьбу за свое существование. И делали это профессионально  и  достойно. В качестве посильной поддержки  я с удовольствием приобрел у них подписку журнала за много лет, а  затем  в  дружеской беседе  вкратце  изложил  историю, связанную  с «морским гранитом», который был привезен  Константином Аксаковым из Крыма и послужил надгробием, сначала великому  Н.В.Гоголю, а затем -- в ходе мистических совпадений -- оказался на могиле другого писателя , Михаила Булгакова.  Лиле, выслушавшей меня с интересом,  ничего не оставалось, как посетовать на невозможность использовать данный сюжет для печати в  связи с закрытием журнала.  На  том и распрощались. Удрученный  очередным отказом, я уехал в Москву.
   Но Крым не был бы Крымом,  если бы и на этот  раз не преподнес  приятный сюрприз в виде звонка из редакции. Из разговора с Лилей следовало, что от меня  ждут  материала о «морском граните»,  тем самым  оказывая честь опубликоваться в ФИНАЛЬНОМ, 35-м  выпуске.
    Устный  вариант  текста  был давно готов, но для складного  изложения  на бумаге требовалось время.  Забрезжившая реальность воплощения мечты окрыляла. Работа спорилась, и наконец первый вариант рукописи был отправлен на суд  заказчика. В скорости  пришел ответ, где тексту давалась положительная оценка, но не устраивал объем статьи. Оказывается,  для моего творения  был  щедро отведен целый разворот.  Срочно требовалось  дополнение, так или иначе связанное с Крымом.
    Выручили знания, обретенные на лекциях по истории русского театра.  Услужливая  память отозвалась трогательной  историей  о предсмертной гастрольной поездке на полуостров великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Смутно припомнилось, что и ему надгробием послужил монолит из Крыма. Во избежание  неточностей  я решил подробнее изучить проступившую  тему и обратиться к специалистам.
К сожалению,  сотрудники Дома-музея  артиста в Москве не дали никаких вразумительных ответов на заданные  вопросы, да и вообще проявили  полное безразличие к моим изысканиям. Бог им судья.
    Дальнейшие поиски  привели меня на Пятницкое кладбище, где обрел свое последнее упокоение русский актер. (Первоначально прах его был предан земле в Ялте). Придя на место, я с радостью обнаружил на могиле артиста  глыбу вулканического происхождения, и все сомнения по поводу  адресной истории камня отпали сами собой. Об этом и многом другом  мной  написано в упомянутой выше  статье.  Процесс  работы над ней  оказался  увлекательным  и  равноценным  результату.
   


Рецензии
"Крым источник радости и вдохновения" это верно!

Юлья Дюмар   21.08.2020 08:47     Заявить о нарушении