Крымский калейдоскоп
Сколько себя помню, сказочный Крым неизменно был для меня источником радости и вдохновения. При сборах в поездку на полуостров мной заранее овладевало предчувствие новых эмоций и приятных сюрпризов. Изначальный импульс для подобного восприятия я приобрел еще в детстве, во время первого путешествия к берегам Тавриды. Именно тогда произошло долгожданное знакомство с ласковым Черным морем, экзотикой южной природы и приветливыми крымчанами. Под чутким маминым руководством, в прошлом спортсменки-разрядницы, я тогда же научился держаться на воде, а затем и плавать. Прежние попытки отца на эту тему заканчивались плачевно. Старый казачий способ забрасывания с лодки в воды Дона, увы, не сработал. Отчаянно побултыхавшись и порядком нахлебавшись воды, я обреченно шел ко дну, после чего страх перед водной бездной надолго поселился в шестилетнем мальчике. И лишь морская купель в сочетании с чутким маминым тренингом сотворили волшебство. А как не принять за чудо то, что бабушка Настя, у которой мы гостили в Евпатории, предсказала мне, тогда еще школьнику без определенных планов на будущее, гастрольный тур по городам Крыма? Отрадно, что когда через 10 лет пророчество сбылось, домашняя «ясновидица» успела убедиться в правоте своих слов.
Самые разнообразные дела и случаи в дальнейшем приводили меня на благословенную землю Крыма. Участие в археологической экспедиции (после 9-го класса) и съемки в картине «Принцесса на горошине»(1976), гастроли Нового драматического театра и снова съемки, теперь уже в к/ф «Русь изначальная»(1985), отдых с семьей в пансионате «Актер» (Мисхор, 1987) и Международный театральный фестивале в Ялте «Чеховские сезоны» (2005г). И о каждом событие сохранились самые теплые воспоминания.
Раскопки скифского городища и некрополя в устье реки Альмы (1969), запомнились своими древними находками и рассказами об исторических событиях тех лет.
Незабываемые первые гастроли Нового театра, созданного на базе нашего выпуска 1975-го года.
Открытие -- в Севастополе, затем Ялта, Феодосия и завершение в Евпатории. К этому городу было особое отношение. Именно здесь происходили события, описанные в повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики». Спектакль с таким названием, поставленный С.Л. Штейном в Народном театре ЗИЛа, заставил на всю жизнь влюбиться в героев этого романтического произведения. С книгой в руках я бродил по городу в поисках описанных автором мест.
Потом -- по известным причинам -- случился период длительной разлуки с полуостровом.
Возвращение на священную землю Крыма в 2016 году одарило меня радостью общения с милыми, уже повзрослевшими, кузинами и свежими сюжетами для повествования. Вот один из них.
Помимо теплого приема и насыщенной культурной программы среди прочих подарков, я получил на память от сестерт несколько номеров журнала «Полуостров сокровищ». Название --как нельзя лучше -- отражало содержание роскошного издания. Изобилие интересных статей научно-исторического характера и потрясающих снимков завораживало. Здесь были публикации и моих «вновь обретенных» родственников. Понятно, что начинающим автором сразу овладело жгучее желание увидеть свою фамилию среди публикующихся в журнале, и я мысленно стал перебирать в уме возможные варианты. На обложке некоторых номеров сообщалось, что данный печатный орган не только «познавательный», но и «развлекательный». Эта «лазейка» давала определенную надежду, и по возвращению в Москву я поспешил «осчастливить» редакцию рассказом о своих приключениях в Судаке во время съемок фильма «Русь изначальная». Пришедший вежливый ответ, увы, не порадовал. Для смягчения отказа мне было предложено прислать фото с журналом в руках и краткий отзыв о нем. Первое -- для размещения на стенах офиса, второе -- для публикации в ближайшем выпуске. Оба поручения я аккуратно выполнил в надежде на успешное развитие взаимоотношений.
Через год, оказавшись в Крыму, я вновь встретился с редактором, милой девушкой Лилей Грант. Настроение у нее было невеселое. Журнал -- без ощутимой финансовой поддержки-- доживал последние дни. Хотелось как-то подбодрить этих самоотверженных людей, которые в течение девяти лет вели борьбу за свое существование. И делали это профессионально и достойно. В качестве посильной поддержки я с удовольствием приобрел у них подписку журнала за много лет, а затем в дружеской беседе вкратце изложил историю, связанную с «морским гранитом», который был привезен Константином Аксаковым из Крыма и послужил надгробием, сначала великому Н.В.Гоголю, а затем -- в ходе мистических совпадений -- оказался на могиле другого писателя , Михаила Булгакова. Лиле, выслушавшей меня с интересом, ничего не оставалось, как посетовать на невозможность использовать данный сюжет для печати в связи с закрытием журнала. На том и распрощались. Удрученный очередным отказом, я уехал в Москву.
Но Крым не был бы Крымом, если бы и на этот раз не преподнес приятный сюрприз в виде звонка из редакции. Из разговора с Лилей следовало, что от меня ждут материала о «морском граните», тем самым оказывая честь опубликоваться в ФИНАЛЬНОМ, 35-м выпуске.
Устный вариант текста был давно готов, но для складного изложения на бумаге требовалось время. Забрезжившая реальность воплощения мечты окрыляла. Работа спорилась, и наконец первый вариант рукописи был отправлен на суд заказчика. В скорости пришел ответ, где тексту давалась положительная оценка, но не устраивал объем статьи. Оказывается, для моего творения был щедро отведен целый разворот. Срочно требовалось дополнение, так или иначе связанное с Крымом.
Выручили знания, обретенные на лекциях по истории русского театра. Услужливая память отозвалась трогательной историей о предсмертной гастрольной поездке на полуостров великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Смутно припомнилось, что и ему надгробием послужил монолит из Крыма. Во избежание неточностей я решил подробнее изучить проступившую тему и обратиться к специалистам.
К сожалению, сотрудники Дома-музея артиста в Москве не дали никаких вразумительных ответов на заданные вопросы, да и вообще проявили полное безразличие к моим изысканиям. Бог им судья.
Дальнейшие поиски привели меня на Пятницкое кладбище, где обрел свое последнее упокоение русский актер. (Первоначально прах его был предан земле в Ялте). Придя на место, я с радостью обнаружил на могиле артиста глыбу вулканического происхождения, и все сомнения по поводу адресной истории камня отпали сами собой. Об этом и многом другом мной написано в упомянутой выше статье. Процесс работы над ней оказался увлекательным и равноценным результату.
Свидетельство о публикации №220041101324