Жить можно
По сторонам дороги на околице Архангельского радуют глаз в «горожниках» большие зароды сена (как-то не поворачивается язык назвать их стогами). Весело волнами ходит выросшая на месте скошенной травы отава (вновь подросшая трава). Второй укос обещает быть неплохим. Таким образом, те хозяева, кто держит одну-две головы крупнорогатого скота, уже большую часть кормов заготовили. У тех, кто имеет КРС побольше - самая горячая пора заготовок.
Чтобы как-то определиться, в каком направлении двигаться, заезжаем к Иванову Семену Ильичу, которого знаем еще с восьмидесятых. Красивый, ухоженный дом, с крашеными воротами, небольшая ограда - вся в цветах, за которыми заботливо ухаживает его жена Анна. На крылечке и веранде яркие, невероятной чистоты вязаные круги и тканые половики. Но есть и современные искусственные дорожки.
Семен Ильич, увидев подъехавшую к его дому машину, пришел от соседа, у которого ремонтировал старенький 66-ой. Несмотря на то, что он уже давненько на пенсии, к нему как высокопрофессиональному бывшему колхозному завгару, идут за помощью в ремонте техники.
Здороваемся. Приятное улыбчивое лицо, сохранившаяся стать, живой, с юмором, говор. Он наотрез отказывается фотографироваться для газеты и отсылает за рассказом к своему сыну Владимиру. Дескать, он хозяин недавно приобретенного пресс-подборщика, и сам расскажет историю приобретения, так здорово облегчающего крестьянский труд.
Но стараясь не показаться невежливым, все же поясняет, как получилось, что у них сложился стихийный кооператив. Сын Владимир с женой к своему Т-50 с сенокосилкой и поперечными граблями «добавили» пресс-подборщик, брат его жены Александр Ларионов - присоединился с Т-50, а с Владимиром Куприяновым, владельцем трактора МТЗ, договорились заготавливать сено вместе, чтобы пресс-подборщик работал, у Михаила Яковлева арендовали ГВК (валковые грабли) - вот и получилось сенокосное звено.
На мой вопрос, почему не на покосе, ведь день «золотой», Ильич ответил:
- Так, мне там сегодня делать нечего. Владимиру Куприянову уже сено накосили и убрали. Сын с Александром в две сенокосилки косят.- И помолчав, добавил,- Такая техника, накашивать не успеваем. Эх, тогда бы нам ее, в колхоз, а то, сколько ручного труда было. А теперь ни грабли, ни вилы в руки не берем, всё машины делают.
Я вспомнила, какой это труд на тридцатиградусной жаре вручную грести сено, класть в копны и вершить зарод. Не до пряных медовых запахов травы, не до романтики вечернего заката, когда руки и спина разламываются, а ноги отказываются идти от усталости. А Семен Ильич, прерывая мои воспоминания, добавил:
- Сейчас в деревне, если не лениться, да с такой техникой, жить можно. Разводи скот, продавай, вот тебе и копейка. Понятно, что это труд , и нелегкий труд. Так где он легкий-то, везде работать надо.
- А вам–то почему не отдыхается?- спрашиваю его.
- Так мы с Анной еще тоже корову держим. Силы пока есть, шевелимся. Да на такой технике, чего ж не работать! Одно удовольствие.
Попрощавшись и выяснив, где работает сын, мы отправляемся в луга на его поиски.
Первым на пути показался трактор с работающим пресс-подборщиком. Как выяснилось, это работает сенокосное звено СПК «Россия». Знакомимся с вышедшим к нам механизатором Николаем Михайловичем Ивановым. Уже пятый год они втроем – он, А. В. Куприянов, В.Г. Сетов накашивают сено на общественное стадо. Мужчины работали вдали - один на тракторе МТЗ ворошил сено граблями, а второй собирал в валки. Мы не стали задерживать тракториста - дело уже к вечеру, а объем работы предстоял большой. Понаблюдав, как ловко пресс-подборщик , собрав сено из валка, выложил на поле готовый рулон килограммов 200-250, отправились дальше.
Нам пришлось поплутать по лугам. Чтобы уточнить, где работает Иванов Владимир, подъезжаем к группе людей, метающих сено в зарод. Это Москалев Михаил Андронович и его жена Нина Николаевна, бывший фельдшер Александровского ФАПа, вместе с сыном Алексеем, зятем Евгением и родственником Александром Титовым заканчивают сенокос пятым зародом. Старенький МТЗ, что был приобретен хозяином еще в 1991 году, волочит сани вдоль вала из сена. Хозяин на зароде, а мужчины- помощники мощными навильниками подают сено на зарод. Нина Николаевна подскребает оставшиеся клочки. Знойно, тяжело. Но всех радует, что сегодня у них «саламат», сенокос заканчивается, а их две коровы с телятами будут обеспечены на зиму душистым зеленым кормом. Ведь не даром говорят: сено в копне - не сено, сено в зароде - сено. Узнав, кого мы разыскиваем, Михаил Андронович, сказал: «Они уже много выкосили, где рулоны увидите, там их покос. Что с такой техникой не косить!».
Выехав на дорогу, мы двинулись мимо полей СПК: пшеница, хоть и невысокая, но колос крупный, далее поле с уже желтым доспевающим овсом, затем поле, где овёс только начал колоситься - на зелёнку. Все это радует глаз. А на заброшенных полях скашивают траву два трактора. Подъезжаем. Смущенный Владимир Семенович рассказывает о том, что в его хозяйстве 31 голова КРС. В прошлом году он попробовал в работе пресс-подборщик (нанимал в СПК), вот и загорелся мечтой приобрести свой. Подумали с женой, посоветовался с отцом, и нынешней весной мечту осуществили – купили.
- Собрали деньги, взяли в Сбербанке кредит на сельхознужды и купили, за 425 тысяч, - рассказывает он.- Тяжело руками более 500 центнеров сена заготавливать. Чтобы хозяйство развивать, надо технику. Сейчас мы скооперировались. Получится - дальше будем приобретать все необходимое, а может вообще кооперативом работать будем. Вообще-то, заготовка идет быстро. Если бы не погода, к завершению шло бы уже. А потом можно и услуги людям предлагать или сено для продажи готовить.
На мой вопрос, что заставило такое большое хозяйство держать, ответил:
-А чем в деревне больше заниматься? Дети подрастают, дочка в медакадемии учится, через три года вторая будет куда-то поступать. Их учить нужно. А на скоте можно зарабатывать. Вот если бы еще сбыт мяса был организован, да сбор молока, а нам бы стаж шел, так и вообще было бы хорошо. А то сейчас у нас пять коров дойных, а шесть на подсосе. Куда молоко реализовать? А так бы и от молока доход был.
Мы прощаемся с механизаторами, так как их ждут работающие на малых оборотах Т-25. Через минуту они начали новый загон ровно ложащейся под косой травы. И не видно ему конца и края на холмистом бывшем поле, ставшем по воле судьбы покосом.
Свидетельство о публикации №220041101358