Бакота на Днестре

Горда призраки Руси, России, СССР.
     У поздних польско-литовских авторов Бакота пишется как Бокота.
     Этот древнерусский городок на берегу Днестра располагается в Каменец-Подольском районе Хмельницкой области. Место это удивительно красиво своими видами, с ним связано множество легенд и мифов, история которых относится ко временам задолго до Рождества Христова.
     Название производится от древне славянского ба и кот (хотение), что означает бажане место, обожаемое место.
     У кельтов есть термин баккус, у испанцев бажо, означающие долину. В мове боката означает великий, ласковый, щедрый, ламаный кусок хлеба. Иногда такие места ещё называли золотыми, из-за их высокой урожайности. Также в этих местах женщины отличались высокой плодовитостью. Не зря женщинам даже после их смерти оказывали почёт, создавая им высокие курганы над их захоронениями.
     У румын буката с его суффиксами означает кусок, кусище, ломтик.
     В индоевропейской лексике бхак, бак означает наделять долей, удачей, богатством, хлебом. Триполье на Украине известно было своими злаками, кои находили в глиняных кувшинах. Бакота находится на территории Трипольской культуры земледелия. Так что слово Баката, можно связать с понятием богатство, Богатое место.
     Есть связь с санскритским словом бака, означающим журавль, с которым связано представление, восходящее к кельтам, что с появлением журавлей начинается лето. Журавель является одним из самых многочисленных видов птиц Украины.
     Есть также индийский Бог Бак, хранитель скорби, северной стороны света, что можно связать со скалами, которые не пропускают сюда северные ветры.
     Место это изначально облюбовали древние скитальцы славянского происхождения, которые прятались в пещерках Белой Горы Бак, что возвышается над местным пейзажем.
     Со временем место это стали обживать монахи, основавшие тут монастырь. В 11 веке тут жил Антоний, основатель Киево-Печорской Лавры.
     Исследования пещер и пещерок показывают, что христианские монахи и язычески волхвы соседствовали рядом в течение не менее тысячи лет. Повсюду кельи иноков перемежаются с капищами язычников.
     По Бакоте и сейчас шествует среди народа легенда о пришествии на Белую Гору Будды за 500 лет до Рождества Христова, и что на самом глубоком дне рукотворного моря покоится его семисаженный след, который появляется также в руслах разных речек вокруг, последний раз его видели на дне речки Смотрич, о чём археологи чуть ли не клятву приносили на программе партии.
     Говорят также, что Будда пришёл сюда побеседовать о Судьбах мира к Баку, богу древних индоарийцев. По совету Бака Будда в память о беседе пробил тут несколько целебных источников в скалах. Один лечит печень, другой глаза, а третий от злого духа в теле. А чтобы излечиться, нужно на тропе оставлять знаки в виде ленточек, бантиков, чтобы уважить Духа скалы Бака.
     Перед затоплением территории в 1981 году, жители Бакоты саморучно вырубили все посадки, разобрали все свои и заброшенные дома, что вывезли, что сожгли. Только церковь оставили, которая каждый год в день затопления показывает на поверхности рукотворного моря свой златоцветный Купол, и становится в этот день гонимым северным ветром по концам искусственного моря. Его власти пытались найти в глубине, водолазов звали, но те вылезая оттуда, только крестились истошно, даже те, которые в бога не веровали. Так и не нашли Купола. А люди верят и каждый год ко дню затопления множество народа с разных концов Древней Руси съезжаются сюда, чтобы увидеть это чудо. Кто-то и увидит, а кому-то и покажется то, что душой видится, однако все отмечают, что в этот день тут, на поверхности моря обязательно северный ветер гуляет.
     Ещё Бакота отмечается тем, что здесь много женских захоронений в виде курганов. Этот обряд более характерен для вятичей, которые многое в своём социокульте переняли от скифов, известных своими культами амазонок. Вятичи не хоронили женщин вместе с мужчинами.
     С появлением на Руси письменности, появляются и упоминания об этом месте. Первая такая косвенная отметка датируется началом 11-го века. То, что тут уже было поселение, подтверждают археологические раскопы. Здесь стоял небольшой городок площадью в 10 гектар. На этой территории могли разместиться от 2 до 3 тыс. жителей.
     В те времена Бакота находилась на границе с многими княжествами и воеводствами, что обусловливало её политическую значимость. Бакота становилась предметом военных политических столкновений различных групп влияния.
     Это место в 11 веке относилось к Галицко-Волынскому княжеству. Но его делили между собой также Польша, Литва, Румыния, Орда, Киевская Русь.
     Пересечение дорог приводило в Бакоту множество разного народу, которые приносили сюда и ремёсла. Рядом с городищем есть множество капотень 12 и 13 веков с остатками железного ремесла.
     Бакота отмечается своим особым тёплым и безветренным микроклиматом. Это место недоступно для северных ветров, которые разбиваются о скалы, во главе который возвышается Белая гора со своим духом Баком.
     В середине 13-го века Бакота уже была достаточно крупным административным и политическим центром, вокруг которого располагались различные ремёсла. Она не могла не привлечь внимания татар, которые в 1255 году произвели разрушительный набег на городок. Часть людей разбежались, другие сошли в Бакотские пещеры, где располагался монастырь.
     Оттуда они делали партизанские набеги на татар. В конце концов, татары попытались замуровать обитателей пещер. Но смогли перекрыть только те проходы, к которым подобрались на своих лошадках. Тогда из самых недр скалы Бак вышли древние язычники, которые показали партизанам иные проходы на божий свет, через которые можно было выйти на свободу. Не совладав с засевшими в пещерах язычниками и православными людьми, татары отступили, разрушив Бакотский замок.
     Однако город призрак вновь возродился, ведь место это было намолено, здесь был благоприятнейший климат по сравнению с соседними местами, тут родился богатый хлеб, тут было перекрестье дорог и племенных путей.
     Около 1430 г. в результате мира между поляками и литовцами, Бакота оставлена как граница перемирия, где не властвовали ни одни, ни другие. Воспользовавшись ситуацией безвластия, и наученные советами богомольцев и язычников Бакотского белоскального монастыря жители Бакоты устанавливают собственную власть, отказываются платить налоги и отдавать крестьян в солдатчину. Они провозглашают Бакотскую княжескую республику. В 1435 году пришли поляки, с позволения литовцев, и подвергли Бакоту очередному разрушению. Однако и они не смогли добраться до основателей и вдохновителей Бакотской республики, которые схоронились в подземных казематах, под монастырём.
     С тех пор больше никто особо с войной сюда не приходил. 500 лет люди жили здесь в покое и добре. В советское время был восстановлен частично древний храм в Бакоте, началась служба. Во время Великой Отечественной войны немцев тут не было. В 1947 местность совсем опустела из-за неурожая. Землю поразила какая-то язва. Но монахи в храме сохранились, служба шла. В следующие годы население назад не вернулась. Служба к 1960-му году прекратилась.
     В 1981 году долина была затоплена при строительстве гидростанции на Днестре.
     В 1996 г. верхняя скала Белой горы была кем-то подорвана. Скала обрушилась и похоронила пещеры и усыпальницы с древними настенными росписями, на которых были рунические знаки, которые до сих пор не смогли разгадать.
     Однако в отдельных местах склона наблюдаются уцелевшие огороды и фруктовые сады, за которыми кто-то ухаживает. Предполагают, что часть иноков осталась внутри горы, которые вместе древними языческими волхвами продолжают возделывать земли для своего пропитания, в ожидании людей, которые должны вернуться сюда, как написано в рунах.
А недалеко, под самой Белой горой, появились небольшие курганы, которые очень похожи на древние женские захоронения. Говорят, что часть женщин, приходящих сюда для изгнания из себя злого духа через омовения в роднике Будды, остаются в монастыре.
++++++++++++++++++++


Рецензии