Мой почерк и моя речь взаимосвязаны?

Элегантный «Паркер», мягко поблескивая золотым пером, ждал своего часа, лёжа в фирменном футляре и приятно подчёркивая ясную чистоту листа. Рядом - торопливые пальчики стучали по клавиатуре компьютера, заканчивая реферат. Наконец, работа была закончена, и пальчики взялись за Паркер.

Изящная ручка была цепко и угловато ухвачена в кулачок, пальцы  скрючены.  В результате, путём напряжённых и каких-то  бестолковых усилий, на листе появились строки, в народе имеющие  точное прозвище – «курица лапой написала».

Сегодня куриная лапа пишет не только «Паркером», но и просто ручкой-шариком, и карандашом, и  фломастером. И - чистый лист покрывается или пьяно-кривыми, или  пузато-расплывающимися  буквами – напряжённым творением куриной лапы.

Наш почерк.
Что он может о нас рассказать?
И, главное - как почерк связан с нашей устной речью? И связан ли вообще?

Иоганн Каспар  Лафатер  (1741-1801гг.)  швейцарский философ и писатель, отмечал тесную связь и соответствие между устной речью и почерком.

Почерк – это письменная речь. Письменная и устная речь тесно связаны.

И в письменной речи, то есть в почерке,  и в устной речи – отражаются наиболее существенные качества человека. И письменная речь, и устная речь - передают содержание, суть поведения и поступков. 

Но передаёт по-разному. В устной речи высказывание  дополняют: поза, жесты, мимика.  А в письменной речи все эти элементы поведения - поза, жесты, мимика - «отпечатываются» в почерке. Почерк вбирает в себя всё то, что человек обычно выражает в устной речи. Если можно так выразиться, почерк – это эмоция письменной речи.

Ручка или карандаш – подобие музыкального инструмента. А музыка этого чудесного инструмента – слова. И этот инструмент вызывает чувства – то есть почерк.
Почерк одних людей – приятен, как хорошая музыка. Например, творения Моцарта мелодичны, округлённы, гармоничны, мягко и легко льются. Так и красивый почерк «ласкает взгляд».

Как всё взаимосвязано! Музыка Моцарта с успехом и уже давно используется для лечения сложных речевых расстройств или дефектов речи. Пример: косноязычная, дефектная речь французского актёра Жерара Депардье была исправлена  с помощью музыкальных творений бессмертного Вольфганга Амадея Моцарта.

Письменная речь формируется на базе устной и кодирует её. Эти два вида речи связаны «тысячами переходов друг в друга», как пишет Л.А.Булаховский.  (Например,  написанное – читаем вслух.  А сказанное – записываем).

Таким образом, неправильно сформированная устная речь, дефекты произношения, дефекты дикции – влияют на образование письменной речи. Если ребёнок путает звуки речи, произносит звуки с дефектами – всё это будет отражено в его письменной речи.

Если дикция небрежна, произношение с дефектами, то, соответственно, и почерк будет иметь такие специфические особенности, которые и называются – «писать куриной лапой».

Век информатизации диктует свои законы, скажете вы. Те, кто скоро пойдёт в первый класс, будут учиться с прицелом на дальнейшую компьютеризацию мира.  И, в первую очередь, это коснётся письменной речи, красивого и чёткого почерка.

Зачем сейчас иметь хороший почерк? Вполне можно обойтись «куриной лапой».

Тогда и правописание зачем?  Можно и без правил писать. 

И вообще, зачем читать, если можно просто слушать. 

Зачем писать, можно просто свои мысли компьютеру надиктовать. 

Эээ…... мысли???.....

Ну, если таковые появятся у человека, воспитывающегося в таких условиях.

Когда мы берём ручку и начинаем писать, в это время наш мозг начинает работать по-другому, в сравнении с тем, когда мы печатаем. То есть наш мозг работает по-другому при письме, чем при нажатии на клавиши. 

Проверенный современными исследованиями факт: словарный запас ребёнка начинает значительно отставать, если он пользуется исключительно клавиатурой.  А предложения становятся короче и проще.  И всё это в сравнении с теми детьми, которые  часто пишут от руки.

Отказ от обучения детей навыкам начертания букв, понятному, твёрдому почерку - ведёт к интеллектуальной деградации страны.

Главное – именно письмо  способствует качественной работе устной речи (а значит, улучшению дикции) мышления и памяти.

Именно письмо способствует не только улучшению речи, но повышению интеллекта в целом.

Автор Ю.Н.Харашкевич. Дефектолог / логопед для взрослых.


Рецензии
Интересно. Особенно когда наблюдаешь этот процесс в течение десятков лет, работая со студентами.

Николай Орехов   11.04.2020 05:06     Заявить о нарушении
Спасибо за то, что почитали и свои впечатления написали!

Юлия Харашкевич   12.04.2020 04:52   Заявить о нарушении