Мой почерк и моя речь взаимосвязаны?
Изящная ручка была цепко и угловато ухвачена в кулачок, пальцы скрючены. В результате, путём напряжённых и каких-то бестолковых усилий, на листе появились строки, в народе имеющие точное прозвище – «курица лапой написала».
Сегодня куриная лапа пишет не только «Паркером», но и просто ручкой-шариком, и карандашом, и фломастером. И - чистый лист покрывается или пьяно-кривыми, или пузато-расплывающимися буквами – напряжённым творением куриной лапы.
Наш почерк.
Что он может о нас рассказать?
И, главное - как почерк связан с нашей устной речью? И связан ли вообще?
Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801гг.) швейцарский философ и писатель, отмечал тесную связь и соответствие между устной речью и почерком.
Почерк – это письменная речь. Письменная и устная речь тесно связаны.
И в письменной речи, то есть в почерке, и в устной речи – отражаются наиболее существенные качества человека. И письменная речь, и устная речь - передают содержание, суть поведения и поступков.
Но передаёт по-разному. В устной речи высказывание дополняют: поза, жесты, мимика. А в письменной речи все эти элементы поведения - поза, жесты, мимика - «отпечатываются» в почерке. Почерк вбирает в себя всё то, что человек обычно выражает в устной речи. Если можно так выразиться, почерк – это эмоция письменной речи.
Ручка или карандаш – подобие музыкального инструмента. А музыка этого чудесного инструмента – слова. И этот инструмент вызывает чувства – то есть почерк.
Почерк одних людей – приятен, как хорошая музыка. Например, творения Моцарта мелодичны, округлённы, гармоничны, мягко и легко льются. Так и красивый почерк «ласкает взгляд».
Как всё взаимосвязано! Музыка Моцарта с успехом и уже давно используется для лечения сложных речевых расстройств или дефектов речи. Пример: косноязычная, дефектная речь французского актёра Жерара Депардье была исправлена с помощью музыкальных творений бессмертного Вольфганга Амадея Моцарта.
Письменная речь формируется на базе устной и кодирует её. Эти два вида речи связаны «тысячами переходов друг в друга», как пишет Л.А.Булаховский. (Например, написанное – читаем вслух. А сказанное – записываем).
Таким образом, неправильно сформированная устная речь, дефекты произношения, дефекты дикции – влияют на образование письменной речи. Если ребёнок путает звуки речи, произносит звуки с дефектами – всё это будет отражено в его письменной речи.
Если дикция небрежна, произношение с дефектами, то, соответственно, и почерк будет иметь такие специфические особенности, которые и называются – «писать куриной лапой».
Век информатизации диктует свои законы, скажете вы. Те, кто скоро пойдёт в первый класс, будут учиться с прицелом на дальнейшую компьютеризацию мира. И, в первую очередь, это коснётся письменной речи, красивого и чёткого почерка.
Зачем сейчас иметь хороший почерк? Вполне можно обойтись «куриной лапой».
Тогда и правописание зачем? Можно и без правил писать.
И вообще, зачем читать, если можно просто слушать.
Зачем писать, можно просто свои мысли компьютеру надиктовать.
Эээ…... мысли???.....
Ну, если таковые появятся у человека, воспитывающегося в таких условиях.
Когда мы берём ручку и начинаем писать, в это время наш мозг начинает работать по-другому, в сравнении с тем, когда мы печатаем. То есть наш мозг работает по-другому при письме, чем при нажатии на клавиши.
Проверенный современными исследованиями факт: словарный запас ребёнка начинает значительно отставать, если он пользуется исключительно клавиатурой. А предложения становятся короче и проще. И всё это в сравнении с теми детьми, которые часто пишут от руки.
Отказ от обучения детей навыкам начертания букв, понятному, твёрдому почерку - ведёт к интеллектуальной деградации страны.
Главное – именно письмо способствует качественной работе устной речи (а значит, улучшению дикции) мышления и памяти.
Именно письмо способствует не только улучшению речи, но повышению интеллекта в целом.
Автор Ю.Н.Харашкевич. Дефектолог / логопед для взрослых.
Свидетельство о публикации №220041100138
Николай Орехов 11.04.2020 05:06 Заявить о нарушении
Юлия Харашкевич 12.04.2020 04:52 Заявить о нарушении