Огненный и Чистый мечи Властелина-Победителя

Слыхал ли читатель про национального героя Испании, Родриго (Руи) Диаса де Вивара, который больше известен как "Эль Сид Кампеадор" ("Властелин-Победитель")?

Про него сняты фильмы, мультфильмы (даже аниме-сериал!), написано много литературы. Самое известное произведение - "Песнь о моём Сиде", выпущенная спустя 200 лет после смерти Эль Сида.

Если проанализировать его поступки, можно убедиться, что это был, как говорится, откровенный антигерой и моральный вертихвост. Тем не менее, человек настолько обаятельный и интересный, а последствия его побед над маврами - столь значимы, что испанцы по-прежнему любят своего "Славного Бородача".

Отчаянный рубака, грамотный полководец, ловкий интриган, весельчак и приколист - это всё про Руи Диаса! Он начинал как предводитель небольшой наёмной шайки, потом дослужился до крупного военачальника, а закончил жизнь правителем Валенсии.

Жил он в неспокойное время. В те поры (XI век) Испания была форпостом Западной Европы, из последних сил сдерживающим нашествие мусульман из Мавритании. Случившиеся немного позднее Крестовые походы были своего рода ответом на вторжение исламистов в Европу.

Вот в такой атмосфере всеобщего бардака и жил Руи Диас, терпевший неприятности то от мусульман-мавров, то от своих. Награбить и повоевать он успел вдоволь, да так удачно, что сарацины, преклоняясь перед доблестью врага, нарекли его "Эль Сид", т.е. Властелин.

Второе прозвище Сида, Кампеадор, означает "Победитель".

Страху на мавров он успел нагнать даже после кончины! Когда он был смертельно ранен отравленной стрелой, то успел сшутить последнюю шутку. Он приказал товарищам усадить его труп на коня и выпустить на поле боя. Испанцы так и сделали, привязав умершего Эль Сида к седлу. Испанская армия, увидев издалека героя со штандартом, обрадовалась: "С нами Кампеадор! Живой!" А мавры наоборот, запаниковали: "Да его даже яд не берёт!" В битве победу одержали испанцы.

Кстати, своего коня, на котором он пошёл в последний (по иронии судьбы, посмертный) бой, Эль Сид звал... Дураком.

Благодарный народ Испании сохранил два меча Эль Сида - Тисону ("Огненный Меч") и Коладу ("Чистый").

Мечи выглядят очень красиво.

"Огненный Меч" Тисона представляет собой один из четырёх сохранившихся раннесредневековых испанских мечей. Массивное навершие для облегчения веса имеет два отверстия. Перекрестие рукояти напоминает то ли рога фантастического оленя, то ли букеты внеземных цветов. Вдоль дола идёт гравированная надпись: "Я Тисона, меня сделали в 1040 году эры".

Нужно пояснить, что под "эрой" испанцы понимали точку отсчёта с 38 года нашей эры, поэтому дата изготовления, получается, 1002 год.

С другой стороны клинка есть ещё одна гравировка, выдержка из молитвы: "Возрадуйся, Мария, благодатью полная, бог с тобой".

И тут возникают вопросы.

Клинок, как показали исследования, современник Эль Сида, сделан в XI веке. Но рукоять - минимум XVI века производства. Да, старую рукоять могли и заменить на новую по мере ветшания. Но именно форма рукояти, характерная для Нового Времени, заставила в своё время подозревать в Тисоне подделку. Да и гравировка могла быть нанесена значительно позднее, уже не в XI веке.

То есть Тисона - не факт, что та самая, Сидовская. Клинок действительно из эпохи Кампеадора, и тот мог пользоваться подобным мечом. Вопросов больше, чем ответов.

С "Чистой" Коладой всё намного проще: Эль Сид не мог держать её в руках. И никогда не держал.

С виду Колада похожа на шпагу эпохи Нового Времени, в первую очередь из-за характерной защитной гарды, напоминающей обвитую вокруг рукояти меча толстую проволоку. Клинок сделан в XIII веке, спустя двести лет после кончины Эль Сида. Рукоять, по-видимому, так же, как и у "Огненного Меча", была заменена в XVI веке. На клинке есть гравировка: "Я Колада, сделана в эпоху Святой Троицы". Этот меч никак не мог быть, вопреки преданию, трофеем, забранным Сидом у мавров.

Так что Колада, выставленная напоказ, не та. А более поздний меч, не имеющий к Руи Диасу никакого отношения.

Мечи представляют собой интересные образцы испанской военной мысли и служат хорошим напоминанием о подвигах славного Эль Сида... хотя он, похоже, эти два меча и в глаза не видал.


Рецензии