Рассказ старого учебника

Начался новый учебный год, а это значит, что скоро Татьяна Борисовна займет своё место в дальнем уголке библиотеки. Татьяна Борисовна - библиотекарь в единственной школе маленького городка. Городишко настолько мал, что отыскать его на карте – настоящее испытание. Здесь то и начинается история старого учебника, повидавшего много книжных полок, магазинов и распродаж.
Потрёпанный четвёртый томик «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого занимал почётное место на четвертой полке снизу. Татьяна Борисовна специально поставила его так, чтобы взгляд каждого, кто заходил в библиотеку волей-неволей устремлялся именно на него. На книгу даже падал солнечный свет, пробивавшийся из маленького оконца на противоположной стороне от книжных полок. От этого старая, ветхая, потёртая обложка четвёртого томика светилась золотом и привлекала внимание гостей библиотеки чуть сильнее. Люди подходили, брали книгу в руки, равнодушно вертели ее, открывали, иногда так, что, и без того сломанный корешок, хрустел. Казалось, книга стонала от невыносимой боли. В конце концов, томик всегда возвращали на книжную полку. И так стоял он на своём, казалось бы, почётном месте уже 22 года. Четвёртый томик помнил и лучшие времена.
Библиотечная дверь скрипнула, потом еще раз, и наконец, приоткрылась. В проём пролез мальчуган – Ванька из 7а класса. Татьяна Борисовна сидела за столом, в своем уголке, и заполняла журнал выдачи книг.
- Ванечка, ты что же, книжку взять? – завидев мальчишку, Татьяна Борисовна отвлеклась от дел и расплылась в добродушной улыбке.
- Ага – проронил паренёк.
- Тебе на урок или дома почитать? – Библиотекарь засуетилась и неуклюже вылезла из-за стола.
- Вот еще дома я не читал. – отрезал он. – сказали взять стихи Пушкина на урок литературы.
 - Ах, Пушкина. Погоди, погоди, сейчас найду. – Татьяна Борисовна принялась искать по полкам сборник стихотворений Александра Сергеевича.
Тем временем, Ванька прошелся по узеньким коридорам библиотеки, между полками, и взял тот самый четвёртый томик «Войны и мира». Повертел его в руках – тяжеленная книжица. Только он открыл первую страничку, как Татьяна Борисовна позвала его:
-Ванечка, нашла, бери.
Ванька забросил томик на первую полку за ряд других книг и вприпрыжку побежал к библиотекарю.
От удара об другие книги сломанный корешок четвёртого томика треснул, а обложка вывернулась. Горько плакала книга от боли и обиды, уже не освещаемая солнечным светом, потерявшая своё почётное место на четвёртой полке в первом ряду. Только никто не видел слёз, и никто не слышал его всхлипов, томик плакал тихо. Но постойте-ка, кое-кто всё-таки заметил страдания бедняги. На первой полке снизу хранились книги, которые редко брали, а также там была погнутая, но почти новая лампа с одной лампочкой, жестяные слегка ржавые линейки и чей-то старый коричневый рюкзак на одной застежке. Они-то и стали свидетелями страданий четвёртого томика.
-Что-то у нас стало мокро. – возмущалась почти новая лампа. – на мои провода не должна попадать вода.
-Твои провода давно трухлявые, ничего им не будет – заметил рюкзак с одной застежкой.
-Да, но ведь… - она не успела договорить, послышались всхлипывания.
-У нас новенький! – торжественно объявили жестяные линейки. – Добро пожаловать на нашу полку! – поприветствовали они.
-Отчего же ты плачешь? – обратился рюкзак к четвёртому томику.
-Это он от радости, наверное. – Заметила лампа.
-Не похоже. – засомневался рюкзак и попросил – расскажи, дружок, что с тобой приключилось и о чём ты так горько плачешь.
Все жители первой книжной полки снизу приготовились слушать, а томик, вытирая пожелтевшими от времени страницами, слезы, скатывавшиеся по обложке, начал свой рассказ.

Много лет назад, уж и не помню, сколько именно, мои странички сшила одна работница на книжном заводе, названия которого я уж и подавно не вспомню. Да, это было так давно, что книги тогда еще сшивали вручную. Потом меня положили в большую коробку, запечатали её хорошенько и куда-то понесли. В коробке было темно, и от скуки я задремал, а проснулся уже на полке маленького букинистического магазинчика. Я жил там недолго, скоро меня купил человек – красивый, стройный мужчина с длинными черными усами, закручивавшимися в калачик над его верхней губой. Должно быть, он был коллекционером или просто любил читать. У него была огромная библиотека и очень много книг. Школьная библиотека, ставшая мне домом теперь, даже близко не сравнится с той. Я долго жил у этого человека, он часто доставал меня с полки и аккуратно открывал мои страницы, будто боясь порвать их. Он никогда не брал книги грязными руками и никогда не бросал нас, а всегда возвращал на полку, чистую, без единой пылинки. То-то было счастье! Нелегкие времена наступили лет через 50, когда человек умер, а его библиотеку начали растаскивать дети, внуки, в общем, родственники. Я попал в семью, где была маленькая девочка. Ей дозволялось делать все, что ей вздумается и никогда ничего не запрещалось. Однажды она схватила меня своими ручонками, измазанными в малиновом варенье по самый локоть. Пыль на полке, где стоял я и другие книги никогда не вытиралась, а меня за все годы, которые я там провёл, ни разу не взяли почитать. То-то было горе! Потом я попал на ярмарку. Там распродавали старые книги за копеечную цену. К тому времени я уже и был старым, потрёпанным и в некоторых местах даже порванным. Про человека в таких случаях говорят – старый и больной. Книги же – старые и порванные. На той самой ярмарке и купила меня Татьяна Борисовна. Я всегда был один, но Татьяна Борисовна частенько говорила, что у меня есть еще три старших брата – три томика. Она говорила про эту библиотеку и про то, что отнесёт меня сюда, к своей семье. Здесь я нашёл братьев и стоял на четвертой полке снизу, в самом центре, под лучами солнца и у всех на виду вместе со своими братьями целых двадцать два года. А сегодня пришёл какой-то мальчишка и забросил меня сюда, к вам.
После этих слова четвёртый томик зарыдал пуще прежнего.
-Он нам так всё затопит! – воскликнула лампа. Рассказ томика её тронул, глаза стали влажными, но, чтобы отвлечь всех и себя, она воскликнула ещё раз (для большей вероятности, что её услышат) – непременно затопит!
Что могли ответить на рассказ старого учебника жители первой полки снизу? Всех их объединяла не простая, местами похожая судьба. Все они долго и верно служили человеку, а потом оказались здесь – на первой полке снизу в маленькой библиотеке маленького городка, который даже отыскать на карте – испытание.


Рецензии