Первые потери полтинника...

25 декабря 1979-го года  произошла авиакатастрофа Ил-76 под Кабулом.
Погибли 7 членов экипажа и 37 десантников  350-го гвардейского парашютного десантного полка 103-й гвардейской дивизии ВДВ.

Приказ на пересечение советско-афганской границы был отдан в 15:00,
а в 18:00 местного времени (15:00 по московскому)
военно-транспортные самолёты начали переброску десанта по воздуху на аэродромы Кабул и Баграм.

В числе прочих в этом воздушном мосте принимал участие и борт 86036,
внутри которого находились десантники 350-го гв.ПДП, в основном из роты десантного обеспечения(РДО).
А также два автомобиля. Урал-375 гружённый боеприпасами и топливозаправщик.
Переброска войск по воздуху проходила в высоком темпе.

Стояла ночь, шёл снегопад. Ил-76 прибывали с интервалами в несколько минут.
Вскоре с авиабазы Баграм сообщили, что до сих пор не прибыл седьмой по счёту самолёт, которым был борт 86036.
С аэродрома Мары при этом передали, что он вылетел от них.

Были опрошены экипажи других самолётов, и экипаж восьмого самолёта сообщил,
что при выполнении захода он увидел,
как в темноте слева по курсу возникла вспышка.
В данной ситуации это означало, что Ил-76 разбился.

30 декабря в 16:00 с вертолёта Ми-8 борт 420 доложили
об обнаружении места катастрофы — высота 4269 (36 километров от Кабула).

Официальная версия: отклонившись от схемы захода, самолёт в 19:33 ударился
о гребень скалы. И разломился пополам.
После чего части фюзеляжа упали в ущелье и разрушились.
Все находившиеся на борту погибли.

1 января 1980-го года в 10:30 поисковая экспедиция обнаружила
переднюю часть фюзеляжа. С телами лётчиков.
Остальная часть фюзеляжа с десантниками, техникой и вооружением упала в труднодоступное ущелье.
Обнаружить её удалось только в 2005 году.

Ветераны 350-го гвардейского парашютно - десантного полка,
входившие в Афганистан в декабре 1979 года,
ежегодно собираются 25 декабря на Поклонной горе,
чтобы вспомнить тот день и помянуть своих погибших однополчан...


Рецензии
На самом деле в этой истории еще очень много непонятного.
В разных источниках упоминается разное подразделение. Кто-то говорит о комендатской роте (хотя в ПДП по штату был только комендансткий взвод), кто-то о роте десантного опеспечения (почему она летела в первом броске). В книге Шпака это не проясненино. В интервью Кротик(тогда командир 2го батальона, первым прилетевшем в Кабул) говорит "Там находилась кухня нашего батальона, кое-какая техника". О том, что это был его хозвзвод - молчок.
Старший лейтенант Пугачев Михаил Николаевич в каких-то материалах называется командиром 4й роты. Что он делал не с бойцами роты? По данным ArtOfWar 4й ротой командовал Рассказов Сергей Николаевич.
Можно встретить информация, что там было два Урала боеприпасов и бензозаправщик. Но столько просто не поместится в Ил.
Одним словом - загадки.

Владимир Ковалев-Рябой   15.09.2023 06:04     Заявить о нарушении
Конечно, с этой авиакатастрофой далеко не всё так однозначно, как в официальных документах представлено - ошибка экипажа. Родители погибшего Ивана Фраймута ездили в авиаполк и беседовали с лётчиками. Штурман полка им сказал, что от экипажа было получено сообщение - теряем управление, горит хвост или оперение, как правильно они передали я не в курсе. Этого нет нигде в отчётах. Что касается Пугачёва, то он из РДО, это сто процентов, поскольку весной 1979-го года мой комроты Евтухович Валерий Евгеньевич отправил меня и ещё двух сержантов нашей роты в карантин. Я был замкомвзвода, а взводным был лейтенант Пугачёв из РДО. И один из погибших бойцов Хижняк, в карантине был в моём отделении, после карантина направлен в роту десантного обеспечения. Первой группой, которая заходила в Афган 25 декабря командовал замкомполка Фёдор Иванович Сердечный. Но в последующей операции "Байкал-79" основная задача возлагалась на вторую группу, которой командовал комполка Шпак Георгий Иванович. Он летел с нашей 7-й ротой одним бортом, его сопровождал начальник разведки полка майор Симуков. В этой второй группе находилась вся боевая техника - БМД, самоходки. Когда мы приземлились и открылась рампа, Шпака уже встречал Сердечный, что то ему доложил. Мы были заняты выгрузкой техники, движки замёрзли, не запускались. Позже узнали, что Сердечный докладывал о гибели одного самолёта из его группы...

Владимир Кузнецов 19   25.12.2023 15:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.