Огромная тревога по поводу обучения на дому

Вопрос: Школа ждёт от нас, что мы вдруг, никогда этому не обучаясь, не подписываясь сроду на домашнее дистанционное образование, возьмём на себя значительную часть обязанностей по обучению детей в этих условиях. Огромная тревога по поводу обучения на дому. Злость на школу, учителей, органы образования, страну. Как справиться?

Ответ: Безусловно, все технические вопросы обеспечения дистанционного образования – это точно не к психологу! Здесь приведу только рекомендацию из группы Министерства просвещения Российской Федерации:«Обращаем Ваше внимание, что обучение на дому - лишь временная вынужденная мера, принятая в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации. на сайте Минпросвещения России опубликован перечень ресурсов, рекомендованных к использованию во время обучения на дому. Разработчики занимаются совершенствованием функционирования платформ, но для Вашего удобства рекомендуем подобрать площадку, наиболее эффективно функционирующую в Вашем регионе и подходящую именно Вам. Могут быть задействованы любые ресурсы, которые помогут обеспечить образовательный процесс, включая социальные сети и мессенджеры, а также привычное обучение по учебникам с использованием мобильной связи. Все рекомендации Минпросвещения с учётом всех технических возможностей учащихся опубликованы на сайте.

Сегодня мне попался на глаза блог учителя, где в том числе, она делиться своими переживаниями, открытиями и надеждами по поводу сложностей этого процесса. Там по пунктам что работает, что не очень и как это можно исправить. Я солидарна с автором блога в том, что и у родителей, и у учителей много технических проблем, а также этических, и психологических. И про психологические я уже могу размышлять. Приведу одну цитату из блога преподавателя: «…была неприятно удивлена поведением родителей. Многие оказались не способными установить на телефон элементарное приложение. Зато сразу начали писать жалобы, куда отправить жалобу - это они почему-то быстрее находят. То есть учителя в возрасте оказались гораздо мобильнее и быстрее научились работать с новыми приложениями, чем молодые родители».

Я лично совсем не склонна в чем-то обвинять родителей, многие просто растерялись и имея другие проблемы (работа, финансы, напряжение от общей ситуации), находят своеобразную отдушину в излиянии гнева на ситуацию именно с обучением в условиях самоизоляции. Здесь по крайней мере есть кому высказать (школе, учителям, органам образования). Работодателю труднее смело высказать своё недовольство и злость на нём не сорвешь (побезумствовать, конечно, можно, но чревато….). Плюс не секрет, что обучение ребенка, и в нормальных условиях, для многих было достаточно нервным занятием, а столкнувшись с техническими и организационными трудности, родительские нервы натянулись до предела.

Понимаю, глубоко сочувствую! Я уже писала в предыдущих ответах на вопросы, как важно самим родителям сохранять спокойствие во взаимоотношениях с детьми (это базово!) в обычной жизни, а тем более в кризисных, стрессовых ситуациях. Именно близкие взрослые обеспечивают ребенку устойчивость (в ситуациях, других взаимоотношениях, во время перемен, и всегда). Владение своим эмоциональным состоянием – это личная ответственность взрослого человека.

Как это сделать – вариантов работы над собой очень много, вы найдете в соцсетях, на сайтах и форумах психологов. Спорт, йога, дыхательные практики, медитация, в том числе огород, чтение, другие спокойные занятия. Для тех, кто совсем не справляется самостоятельно, существует обращение к психологу или психотерапевту. Технологий приведения свои эмоции в норму – огромное количество. Сложно обычно только одно – взять на себя за себя ответственность. И если у вас получится успокоиться, то все остальные проблемы вполне решаемы. Из спокойствия.

А сейчас я вижу много бесполезных обсуждений одной и той же темы, не приводящих ни к какому положительному результату. Итогом можно считать только взвинчивание себя до предела, заражаясь негативом друг от друга. А ведь первое, что нужно понять сейчас, что это НЕСТАНДАРТНАЯ экстренная ситуация для всего мира, не только для вас лично. Все, так или иначе оказались в ней против своего желания. Для педагогов это огромный стресс, как и для вас. И в реальности все не до конца представляют, как это делать для разных детей, с разными условиями жизни, разными техническими возможностями интернета.

ВЫ лично не должны испытывать ни вины, ни стыда за сложившуюся ситуация. ВЫ не виноваты в ней, как и учителя. Им, как и вам, не дали времени на подготовку, просто не было такой возможности, эта ситуация не планировалась заранее, вы не можете не понимать этого. Учителя тоже начинали работу по переводу на домашнее дистанционное образование на время самоизоляции в панике, в напряжении, перестраиваясь на ходу.

«Как я должна с этим справиться????» - практически кричит мама. Никак. Вы не сможете с этим справиться идеально и прямо сейчас. Вы будете справляться день за днем. Понемногу. И в итоге обязательно справитесь. Не надо соревноваться с другими родителями, которые лучше вас разбираются в интернет-технологиях. Не надо соревноваться с самими собой в супергеройском марафоне, выжимать из себя все силы на срочное преодоление того, что другие люди годами изучали, обживая интернет. Да, они делали это. Но вы значит делали что-то другое, более важное для вас в тот момент. Не обесценивайте себя.

Делайте то, что вы можете. Каждый что-то да может. Обучайтесь онлайн технологиям вместе с вашим ребенком. Или выбирайте свой вариант обучения, на сайте Министерства просвещения Российской Федерации есть разные варианты. Главное ВЫ уже делаете, и делали это всегда – вы любите своего ребенка. А следовательно всё у вас и у него будет хорошо в конечном итоге. Вы переживете этот неприятный кризисный момент с его обучением, получите опыт, неприятный опыт, и дополнительный бонус – покажете своему ребенку, как справляться в ситуациях перемен и стресса.


Рецензии