Хозяйка магазина

В поисках работы я наткнулась на объявление на дверях полуподвала: «Требуются продавцы с высшим образованием». Спустилась на три ступени ниже тротуара и оказалась в торговом «зале» под тяжелыми сводами старого петербургского дома. Грузная женщина лет 45-ти, в узкой короткой юбке ярко-малинового цвета вышла мне навстречу. Мне повезло, это была сама директор магазина, а точнее, его Хозяйка.
- Опыт торговли имеете? – она оценивающе посмотрела на меня.
- Торговала с лотка.
Я почти не лукавила. На одном из институтских вечеров я распространяла билеты праздничной лотереи.

- Образование?
- Институт киноинженеров.
Приставка «кино» вызвала ее одобрение.
- Что ж, киношники нам подойдут. Продавец должен быть артистом.
Мое уточнение, что я вычерчивала на ватмане кинозалы, слегка разочаровали Хозяйку, но от намерения, взять меня,  она не отказалась.
- Плачу три минимальных зарплаты. Идемте смотреть товар.

На следующий день, захватив документы, я вышла на работу. Хозяйка убрала мою трудовую книжку в сейф и отослала меня за прилавок. Там уже стояла моя напарница.
- Нинель, - назвалась немолодая продавщица с грустными усталыми глазами. – Хорошо, что вы появились. Теперь выходные дни будут почаще.
- Мне Хозяйка обещала два выходных в неделю, разве не так? – удивилась я.
- Так положено. Но народ тут не держится. Людей не хватает, приходится каждый день ходить на службу.
- Увольняются? Платят мало? – спросила я, отметив про себя старомодный слог продавщицы.

Нинель не ответила, так как открылась дверь магазинчика и по ступенькам спустилась покупательница. Она робко шла вдоль прилавка. Я ожидала ее вопросов, но их не последовало. Зато Нинель не молчала. Она проследовала за вошедшей, расхваливая все подряд: топоры, дрели, ведра, подставки для обуви. Однако в ее словах не чувствовалось энтузиазма. Покупательница затравленно ускорила шаг и выбежала из магазинчика, ничего не купив. За нашей работой наблюдала из подсобки Хозяйка. Она подошла ко мне:
- Вот что, уважаемая Алина, как вас там…?
- Вячеславовна, - подсказала я.

- На таком отчестве язык сломаешь, - недовольно заметила хозяйка. – Так вот, Алина, покупателя надо «держать», а не молчать. Вы обязаны втюхать им товар любым способом. И говорить, говорить. Учитесь у Нинель, она опытный работник.
Тот факт, что Нинель не удалось «втюхать» товар, видимо недостатком не считалось.
Хозяйка будто прочитала мои мысли:
- Это не беда, если выпадет пустой номер, и покупатель уйдет без покупки. Ваше дело работать языком.

Теперь, когда моя работа в магазинчике осталась в прошлом, я часто вспоминаю  наставления Хозяйки, делая покупки. Во всех неказистых магазинах и рыночках продавцы проявляют навязчивость к покупателю. И только в элитных универмагах продавец корректен и сдержан. Но в тот день, после замечания Хозяйки, пересилив себя, я стала говорящим автоматом. Едва появлялся посетитель в торговом зале, я начинала, как громкоговоритель озвучивать свойства товара. Один старичок от испуга, наверно, купил у меня кусок мыла. Еще одна женщина приобрела порошок от тараканов.

В обеденный перерыв я вышла в булочную, купила пару бубликов и вернулась назад. Табличка, приглашающая продавцов, висела на прежнем месте.
- Ее никогда не снимают. Я же вам сказала, здесь никто надолго не задерживается.
Более подробных объяснений Нинель не дала. Она, молча, налила из термоса чай и стала закусывать принесенной с собой снедью.
- А чайника здесь нет? – поинтересовалась я. Жевать бублики в сухомятку было трудно.
- У хозяев есть, но нам не положено.
Не поверив, я направилась в подсобку.

- Не видите, у нас производственное совещание? Закройте дверь! – строго распорядилась Хозяйка.
Я видела только мясной рулет на столе, плывущий в тумане чайного пара. С трудом отвела глаза. И, пересилив себя,  попросила: « Мне, пожалуйста только стакан кипятка. Завтра я принесу с тобой».
Хозяйка недовольно плеснула кипяток в протянутую мною кружку (кружку я взяла из ассортимента магазина).
- Кружку можете оставить себе. Стоимость вычту из зарплаты.
Я не собиралась покупать эту кружку, но сейчас получила очередной урок. Вольно распоряжаться товаром я не вправе.

Я вернулась в торговый зал и стала дожевывать свои бублики, запивая их кипятком.
- Ничего, привыкните, - утешила меня Нинель. – Я тут уже третью неделю работаю. А хотелось бы год продержаться, до пенсии. Вообще-то, я – географ, диссертацию по рельефам защитила, но наш институт закрыли …
Я ее понимала: наш институт тоже закрыли.
В этот момент нетерпеливый покупатель застучал в дверь нашего подвальчика. Наш обед завершился.

К концу дня духота в подвале стала нестерпимой. Я подошла к плотно закрытому, зарешеченному оконцу под потолком, надеясь поймать струю живительного воздуха.
- Вот, засранки, не усмотрели, - услышала я за спиной брань Хозяйки. – Здесь мешки полиэтиленовые у вас лежали. Вся партия исчезла. Не иначе им ноги кто-то приделал.
Нинель нервно задвигалась, ища пропавшие мешки.
- Вычту из зарплаты, - взвизгнула Хозяйка и снова удалилась в подсобку на следующее производственное совещание.
Спустя несколько дней Нинель пришла грустная и сказала, что ей срочно надо лечь на операцию. Что-то там с поджелудочной железой.

Ее место заняла худенькая девушка Ира, выпускница Авиационного института. Ира не имела питерской прописки,  и работа у Хозяйки оказалась для нее последним шансом остаться в городе. (Оказалось,  таких бесправных и безответных Хозяйка привечала с большой охотой. Эти люди не смели и пикнуть о маленькой зарплате и бесконечно длинной рабочей неделе). Иру беспокоило только одно. Вдруг заболеет ее Катька и придется остаться с маленькой дочкой дома.

- Да, - поведала я, - Хозяйка вашу предшественницу уволила, когда той пришлось лечь в больницу.
- Как, прямо с больничного? – уточнила Ира.
- Здесь больничных не бывает. Три дня, самое большее, дадут поболеть, без оплаты, конечно. А дольше церемониться не будут.

- Что девушки, скучаете? – прервала наш разговор Хозяйка. – Пойдем-ка, Алина, в подсобку. Надо ценники новые написать. Пора цены снижать.
Мы прошли в подсобку. Хозяйка убрала чайник со стола. Вытерла клеенку. Дала мне в руки фломастер.
Начнем! – скомандовала Хозяйка. – Что у нас лучше всего идет?
- Эмалированные кастрюли отечественного производства. Только они и так недорогие, куда уж снижать цены?

А вот сейчас увидишь куда! Смотри, это тебе образец будет.
Хозяйка нарисовала ужасающе большую цифру. Потом зачеркнула ее, и сверху изобразила новую, поскромнее. Но и эта, скромная, цифра в два раза превышала цену, по которой кастрюли продавались сейчас!
- Какое же тут снижение …, - не сразу разгадала я ее замысел.
- А ты, что думала, девушка. Неужели я и впрямь стала бы снижать. Ты же меня дурой не считаешь?

Нет, дурой я ее не считала. Хозяйка была изощренно умна. (Теперь, увидев в магазинах объявление, что цены снижены, я вспоминаю дьявольские хитрости Хозяйки).
«Снизив» таким образом цены, я написала еще несколько ценников.
- А старые ценники брось в корзину, - приказала Хозяйка, - да заодно вынеси мусор на помойку.

Я, молча,  взяла корзину с мусором и вышла во двор.
В этом магазинчике я продержалась месяц, потому что те, кто сбегал раньше, за отработанные дни не получал ни рубля. В трудовой книжке у меня не осталось никакой записи. Хозяйке было выгоднее делать вид (перед налоговой инспекцией), что нас, работников, не существует.
Порой мне кажется, что все это было в странном сне.       
 1995 г.


Рецензии