Нас перелистывает время 2

               
         1941 - 1942гг.
         ______________   

                ***
                Холодный день, дрожа, прильнул к стеклу
                Туманом белым, мороком и мором.
                Не моросит. Но изморось измором
                Стучит в висках. И капли на полу….
                Вкрапленья красного в очерченный стандарт.
                За гранью понимания и слова
                Живую плоть заглатывает снова
                Взбесившийся Малевича квадрат.
                Тщедушна жизнь перед гордыней войн -
                Слаба, беспомощна и беззащитна.
                Утроба дня клокочет ненасытно,
                Отрыгивая стоны, копоть, вонь.
                Огрызки света мечутся в дыму,
                Выталкивая тени в зазеркалье.
                Их образы сплетаются астрально…
                Но снова взрыв хоронит тишину!
                ***
               
                ВАЛЯ - ВАЛЕНТИНА

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО: «…в течение 30 сентября 1941 года наши войска вели бои с противником на всём фронте. После упорных боёв наши войска оставили город Полтаву…»...
«…в течение 14 октября наши войска вели бои с противником на всём фронте и
особенно ожесточённые на Вяземском,Брянском и Калининском направлениях. После
ожесточённых боёв наши войска оставили город Мариуполь…»...
«…в течение 29 октября наши войска вели бои с противником на Волоколамском,
Можайском и Малоярославецком направлениях.Наши части отбили ряд ожесточённых атак
противника. Наши части оставили город Харьков…»

                ***
      Лица: знакомые и мало знакомые, родные и не очень – они проходили перед её мысленным взором, оставляя в душе зарубки. Сколько потерь!Сколько душевных кровоточащих ран! И первая тяжёлая утрата близкого человека, словно камень,будет лежать на сердце все оставшиеся годы напоминанием о быстротечности и хрупкости
человеческой жизни.
      Война шла уже несколько месяцев. Жизнь семьи сильно изменилась. Тома с мамой и братиком переехали из частного дома,расположенного на окраине текстильного городка,в центр, в освободившееся помещение в казарме.
Четырёхэтажное каменное здание с широкими коридорами и маленькими каморками по обе стороны ещё полвека тому назад построил хозяин фабрики для своих рабочих.
      Каморка, где разместилась семья, была крошечной. Но зато казарма отапливалась, вопрос покупки дров отпадал сам собой, да и с водой не предвиделось никаких проблем. На соседних этажах жили знакомые, родственники, помощь которых в это страшное время было трудно переоценить.
      Несмотря на то, что фашисты подошли к Москве очень близко (а городок, в котором жила Тома, находился всего в пятнадцати километрах от столицы), уроки в школе продолжались. Тому выбрали в классе старостой и доверили распределение хлеба среди одноклассников.
      Однажды к ним в класс после уроков пришла очень молоденькая и очень хорошенькая девушка.Но, несмотря на её хрупкость и нежное личико, в ней чувствовалась внутренняя сила,решительность. Она кратко представилась
ребятам:
– Меня зовут Валентина. Я ваша новая вожатая. Я хожу на курсы санинструкторов. Надеюсь, что меня скоро направят на фронт. Но пока мы в тылу,я хочу попросить вас, ребята, помочь нашим раненым. Вы все знаете, что в Подмосковье идут
тяжёлые бои. Больницы переполнены. Не хватает медсестёр, санитарок. А многие раненые бойцы даже не в состоянии написать письмо домой. Я предлагаю организовать дежурство в госпитале и помогать медицинскому персоналу по мере возможностей. Согласны?
Ребята одобрительно зашумели.
– Кто у вас председатель совета отряда, кто староста? – спросила девушка.
 Зоя и Тома подняли руки.
– Вот и отлично! – сказала Валентина. – Предлагаю, в связи с военным положением, на председателя возложить обязанности командира тимуровского отряда, а на старосту – обязанности комиссара. Будем работать вместе!
      А дел хватало! Ребята помогали писать письма раненым, устраивали концерты в госпитале, убирали и облагораживали прилегающую территорию: посыпали дорожки битым кирпичом,обрезали, окапывали деревья. О работе пионерского отряда, о его командире и о комиссаре в местной газете появилась небольшая статья, в которой корреспондент не забыл указать фамилии наиболее отличившихся пионеров.Весь класс гордился своей работой и зачитывал эту газету до дыр!
      Но, конечно, никто из пионеров не забыл, что именно Валя-Валентина, как ребята называли свою вожатую, была вдохновительницей и организатором всех общественно полезных дел. Именно она увлекала их новыми идеями и помогала полезными советами. Но и к своим обязанностям санитарки она относилась очень
ответственно и с душой. С доброй, светлой улыбкой заходила она в палату к раненым, приветливо разговаривала со всеми, попутно выполняя повседневную работу нянечки и заботливой утешительницы.Наблюдательные девчонки вскоре заметили,что многие раненые с большим нетерпением ждали прихода девушки и с особенной нежностью в голосе разговаривали с ней.
      Но однажды Валя-Валентина несколько дней подряд не появлялась в госпитале. Один молодой офицер, судя по фамилии и характерной внешности, грузин, которого собирались в скором времени выписать, очень нервничал по этому поводу. Несколько раз он обращался к пионеркам с вопросом: когда придёт Валя? Но девочки не знали, что ему ответить. Тогда он попросил Тому сходить к Валентине домой и передать ей записку.
Тома вышла из госпиталя и направилась к железнодорожному переезду, за которым виднелся Валин дом. Неожиданно её нагнала Зойка.
– Ты куда? – спросила подруга.
– Вано из третьей палаты попросил записку Вале-Валентине отнести, – сказала Тома.
– Ох, и красивый же этот Вано! Он мне одного грузинского артиста напоминает! Забыла его фамилию…. Канделаки, кажется…. А что в записке? – поинтересовалась подруга.
– Не знаю, я не читала. Нехорошо как-то чужие письма читать! – ответила Тома.
– А я прочитала, – призналась Зоя. – Мне Кравченко из четвёртой палаты, ну, тот у которого пулевое ранение в правое плечо, тоже записку просил Вале передать. Он ей сообщает, что его выписывают, и он назначает ей свидание на пустыре за больницей. Представляешь!Ну, давай прочитаем и твою записку! Никто не узнает! Она ведь не запечатана!
Тома, немного поколебавшись, всё-таки поддалась на уговоры подруги. Ей самой тоже этого хотелось! Оказалось, что и другой лейтенант просил Валю о свидании!
– Вот это да! – охнула Зойка. – Как же Валя-Валентина сразу с двумя встретится в один день и в одно время?
– Но ведь и не встретиться нельзя. Они оба на фронт едут. Я думаю, Валя им сама время назначит.
      Так и случилось! Девушка написала ответы обоим офицерам и попросила пионерок передать записки адресатам. Конечно, ответные послания не остались без внимания подружек. И теперь они точно знали место, время каждого свидания.
– Как ты думаешь, Зоя, кого из двоих она выберет? – спросила Тома.
– Я тебе уже говорила, мне Вано нравится!
– Мне тоже больше грузин нравится, но ведь и Кравченко ничего. Он такой высокий и глаза у него голубые…
– А давай потихоньку за ними последим и всё узнаем! – предложила Зоя.
      На следующий день девчонки пришли на пустырь пораньше и заняли наблюдательную позицию. Первым на свидание пришел Вано. Девчонки очень хорошо видели со своего места и Валю, и грузина, но ничего не слышали. Хотя и так всё было понятно. Разговор был очень коротким, они не приближались друг к другу. На прощание девушка протянула парню руку и ушла,а Вано ещё долго стоял один и курил. Девчонкам очень было его жалко.
      А вот второе свидание с лейтенантом Кравченко прошло совершенно по-другому! В какой-то момент подружкам стало неудобно, что они стали свидетелями объятий и поцелуев двух влюблённых, и они потихоньку покинули свой наблюдательный пункт.
      А через неделю на фронт уехала и Валя. Они провожали её всем классом и обещали писать письма. Правда, уже через месяц посылать письма стало некому. Валя погибла, спасая жизнь раненому солдату в боях под Москвой.
      Эту трагическую новость поведала ребятам классная руководительница перед началом своего урока. Девчонки не верили своим ушам и не могли сдержать слёз, да и у мальчишек глаза были на мокром месте. Ведь такого не могло быть,чтобы Валя-Валентина такая жизнерадостная,такая красивая больше НИКОГДА не придёт к ним в класс. Не скажет весело: «Здравствуйте,тимуровцы! К трудовым подвигам на благо
Советской Родины – будьте готовы!» А в ответ дружное: «Всегда готовы!» …
      Миновала первая военная зима, особенно трудная для Томы. Наступила весна. С первыми солнечными лучиками появилась надежда на лучшее… В один из весенних тёплых дней она неожиданно встретила Кравченко. В военной форме старшего лейтенанта, с букетом цветов он направлялся к переезду, за которым находился
дом Вали. Офицер прошёл мимо Томы, не узнав её, погруженный в свои мысли и с улыбкой на лице.
      А Томе не хватило силы духа остановить его…
                ***
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ: в ходе московской стратегической оборонительной операции с 30 сентября по 5 декабря 1941 г. безвозвратные потери советских войск составили –
514338 человек, санитарные – 143 941 человек,среднесуточные – 9 825 человек.


Продолжение http://proza.ru/2020/04/13/711


Рецензии