Казахстан и Турция

Казахстан и Турция

Тот,  кто часто оглядывается назад
не забывает ошибки прошлого. Это дает
возможность быстрее двигаться вперед.

Мухаммед Ибрахим

Важное значение для Казахстана имеют взаимоотношения с Турцией. Перед казахстанской дипломатией стоит задача задействовать значительный потенциал политического, экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества с Анкарой как в двустороннем плане, так и в рамках ОБСЕ, ОЭС. Заинтересованность Турции в реализации проектов транспортировки нефти через ее территорию может обеспечить Казахстану альтернативный канал транспортных коммуникаций и выхода к мировому рынку. Тесные отношения с Турцией, являющейся членом ряда важных международных организаций, включая НАТО, интересны и с точки зрения интеграции Казахстана в европейские структуры.
 Показательно, что уже в 1996 году, то есть через пять лет после обретения независимости, в Казахстане были аккредитованы представительства практически всех ведущих зарубежных государств и международных организаций. По количеству иностранных представительств наша страна уверенно вышла на третье место в СНГ после России и Украины.
Говоря об усилиях нашей дипломатии по обеспечению глобальной безопасности и стабильности нельзя обойти вниманием инициативу, с которой Н.Назарбаев выступил в 1992 году в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казахстанский руководитель первым из лидеров новых независимых государств выступил с предложением о создании структур безопасности на азиатском континенте. Речь шла о многоплановой работе, нацеленной на созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Данная инициатива получила поддержку практически во всех азиатских государствах, играющих заметную роль в современных международных отношениях. Особо важное значение имела для Казахстана положительная реакция Москвы, Пекина, Дели, Анкары, Исламабада, Улан-Батора, а также соседей по Центрально-азиатскому региону - Кыргызстана и Таджикистана. Активное участие в процессе СВМДА приняли даже такие политические антагонисты, как Иран, Египет и Израиль.
В качестве наблюдателей в сложной, порой вязкой дипломатической работе участвовали США, Украина. Большое содействие в подготовке соответствующих документов оказали также эксперты ООН. В поддержку СВМДА выступила Организация Исламская Конференция. 
Приоритетная задача казахстанской дипломатии на Среднем Востоке состоит в планомерном расширении взаимовыгодных экономических связей и политического сотрудничества с соответствующими странами. Развитие продуктивных отношений нашей страны с государствами Среднего Востока требует сохранения сложного баланса политических и экономических интересов всех участников этого процесса, поиска взаимоприемлемых компромиссов, жесткого отстаивания своих национальных интересов.
Одним из наиболее влиятельных игроков в этой части света является Турецкая Республика - давний и стабильный партнер Казахстана.  Казахстанско-Турецкое сотрудничество характеризуется повышенной динамикой развития с первых дней установления дипломатических отношений (2 марта 1992 г.). Не прерываются плодотворные контакты на высшем уровне, в том числе в рамках саммитов тюркоязычных государств. Стороны подписали пакет важных межгосударственных соглашений, которые заложили фундамент долгосрочного сотрудничества.
За последнее десятилетие эта страна добилась значительных успехов в проведении рыночных и демократических преобразований, сумела укрепить свой международный авторитет. Теоретическую базу турецкой внешней политики, равно как экономики и доктрины национальной безопасности, составляют принципы, сформулированные Кемалем Ататюрком: обеспечение безопасности, эффективное использование ресурсов развития и центральная роль в регионе. Катализатором этого процесса, особенно на первоначальном этапе, стал такой фактор, как историческая и культурная общность наших народов. Несмотря на устремления Анкары играть консолидирующую роль в так называемом "тюркском мире", официальные визиты Президента Т.Озала в Казахстан (1993 г.) и Президента Н.Назарбаева в Турцию (1994 г.) продемонстрировали прагматичный подход сторон к перспективам взаимного сотрудничества. Стало очевидным, что Казахстан готов всемерно развивать двусторонние связи в политической, экономической и гуманитарной сферах, но не в ущерб интересам на российском или иных направлениях своей дипломатии. Н.Назарбаев в одной из бесед с Т.Озалом сказал, что Казахстан навсегда распрощался со стереотипом "старшего брата". Это заявление было правильно воспринято в Анкаре. Турция же недвусмысленно демонстрировала, что ее внешнеполитические предпочтения в первую очередь связаны с США и Европой.
Видный политик Казахстана по внешним сношениям К.Токаев отмечал, что наличие у обеих стран общих интересов в сфере международной политики и безопасности позволяет значительно расширить спектр взаимного сотрудничества. Одно из возможных направлений такого взаимодействия обозначил на очередном саммите Глав тюркоязычных государств в Стамбуле (апрель 2001 г.) Н.Назарбаев. Он предложил принять специальную Хартию, направленную на борьбу с международным терроризмом. Предметом плодотворных контактов является казахстанская инициатива о созыве СВМДА. Анкара демонстрирует понимание и поддержку усилиям Казахстана по созданию на евразийском пространстве структуры, обеспечивающей прочную безопасность.
 Можно констатировать, что, несмотря на отсутствие серьезных проблем в двусторонних отношениях, а также совпадение взглядов по многим международным проблемам, турецкий вектор стал весьма важным, но все же не доминирующим во внешней политике Казахстана (также как и других Центрально-азиатских стран). Это подтвердили и итоговые документы встреч Глав тюркоязычных государств в Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане (1998 г.), которые не содержали положений, указывающих на особые отношения указанных стран в какой-либо иной сфере, кроме образования и культуры.
Тем не менее, в Казахстане воздают должное турецкому руководству и народу этого государства за неизменно дружественное отношение к нашей стране. Турция была первым государством в мире, признавшим независимость Казахстана. Неоценимый вклад в становление и развитие плодотворного сотрудничества между нашими странами внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.
Двусторонние торгово-экономические отношения развиваются в целом поступательно и имеют устойчивую тенденцию к расширению. По объему внешнеторгового оборота Турции со странами СНГ Казахстан входит в первую тройку после России и Украины. Общий объем турецких инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, превысил 500 млн. долларов. Вместе с тем, отрицательное воздействие на развитие взаимной торговли оказали азиатский и российский финансовые кризисы. Если в 1998 году общий товарооборот составил почти 300 млн. долларов, то в 1999 году этот показатель снизился вдвое. Такой откат во взаимной торговле удается постепенно компенсировать, о чем свидетельствует достигнутый в 2000 году объем товарооборота на уровне 206 млн. долларов.
Заметную активность проявляют турецкие деловые круги в Казахстане. К началу 2000 года более 200 турецких фирм вели разработку или приступили к реализации десятков проектов на общую сумму 2 млрд. долларов. Однако, несмотря на многочисленность турецких компаний, работающих в Казахстане, направление их деятельности ограничивается в основном строительством и торговлей. Они пока не представлены в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия, переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля. В свою очередь, казахстанские компании, за исключением "Эйр Казахстан", не представлены в Турции.
На 1 января 2002 г. в Республике Казахстан действовало 3995 совместных и иностранных предприятий (на 1 января 2001г. - 2366), созданных с участием партнеров из 107 стран (98), с уставным капиталом в размере 183293,3 млн. тенге. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями расположено на территории г. Алматы - 2461. В г. Астане и в Атырауской области действует - по 270 предприятий, Карагандинской - 191, Восточно-Казахстанской - 129.
В качестве фактора, способного заметно оживить двустороннее сотрудничество, дипломаты двух стран и зарубежные эксперты по праву называют перспективы транспортировки казахстанской нефти через территорию Турции. В 1998 году была подписана Анкарская Декларация, в которой лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана и Министр энергетики США отметили важность строительства транскаспийских и транскавказских экспортных трубопроводов. Понятно, что особая роль в этом контексте принадлежит проблеме юридического статуса Каспия. Позиция Турции заключается в поддержке усилий Казахстана добиться раздела Каспия на национальные сектора. Однако уникальность и неоднозначное восприятие международным сообществом ситуации вокруг Каспия не позволяют Анкаре акцентировано выражать свою позицию по этому вопросу.
 В ноябре 1999 года в рамках юбилейного саммита ОБСЕ с участием Президента Н.Назарбаева была подписана Стамбульская Декларация по проекту нефтепровода "Баку-Джейхан". Анкара придает большое значение этому проекту, отводя ему роль основного экспортного маршрута по доставке каспийской нефти на мировые рынки. Казахстан же исходит из многовариантности экспортных маршрутов и экономической целесообразности каждого проекта.
Подписание упомянутых документов - это, скорее всего, лишь начальный этап перед более сложной фазой - обсуждения технических и коммерческих условий проекта. Здесь необходимо выделить один существенный момент: по мнению большинства специалистов, "Баку-Джейхан" вряд ли будет рентабельным и жизнеспособным без казахстанской нефти. Этим обстоятельством можно объяснить активные дипломатические усилия Анкары, Баку, Тбилиси и Вашингтона по склонению Казахстана к участию в проекте. Только в 2000 году подобную цель преследовали миссии в Астану высокопоставленных представителей Турции, Азербайджана и Грузии, а также специального советника Президента США по энергетическим ресурсам Каспийского региона.
Нурсултан Назарбаев подтвердил позицию Казахстана в отношении проекта Баку-Джейхан. Он информировал турецкого коллегу о том, что в следующем году завершается строительство КТК, что позволит увеличить экспорт нефти через территорию России. Серьезному обсуждению главы Казахстана и Турции подвергли вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере.
Открытие новых месторождений нефти на казахстанском шельфе Каспия добавляет уверенность в конечной реализации проекта Баку-Джейхан и транспортировке казахстанской нефти по данному маршруту, поскольку объемы добычи в 2010-2015 годах возрастут до 150 миллионов тонн. В этой связи он не исключил возможность появления и других маршрутов транспортировки в восточном и южном направлениях, а также новых вариантов в российском направлении, в частности, ведущих к Балтийскому морю. С турецкой стороны было высказано предложение о присоединении Казахстана к Межправительственному соглашению по транспортировке нефти между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Нурсултан Назарбаев ответил, что в таком случае трубопроводный проект должен называться Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. И в этой связи необходимо решать множество вопросов, начиная с размеров тарифных ставок за транзит и завершая техническими аспектами транспортировки нефти. Для решения этих вопросов необходимы не только конкретные действия специалистов, но и обстановка реального и тесного сотрудничества.
 Расширяется военно-техническое сотрудничество Турции и Казахстана. Министр обороны Турции поддержал казахстанскую армию почти триллионом турецких лир. Переговоры двух военных ведомств вокруг военно-технического сотрудничества Турции и Казахстана оказались на редкость плодотворными: в который уже раз за последние 4 года нам удалось уговорить партнеров на очередную материально-техническую помощь. Она составила 831 миллиард турецких лир (1000 лир = 0,1 тенге).
Скоро в Казахстан прибудут первые из 30 обещанных автомобилей повышенной проходимости и уже второй бесплатный патрульный катер, также турки подготовят и оснастят военные спецподразделения.
 Успешное развитие получило казахстанско-турецкое сотрудничество в культурно-гуманитарной области. Наиболее продвинутым проектом в сфере образования стал Международный казахско-турецкий Университет имени Х.А.Яссави в городе Туркестане.   На его развитие Правительством Турции было выделено в общей сложности 60 млн. долларов. Сегодня МКТУ - современное высшее учебное заведение с солидной методической и экспериментальной базой, где обучаются 15 тыс. студентов. Продолжается обучение на безвозмездной основе студентов и аспирантов Казахстана в высших учебных заведениях самой Турции. В свою очередь, в Казахстане на пожертвования турецких бизнесменов функционируют 26 казахско-турецких лицеев, где обучаются 5 тыс. человек, а также открытый в 1998 году частный университет имени С.Демиреля. Порядка 700 турецких граждан обучаются в настоящее время в Казахстане, работают десятки преподавателей из Турции. Многие казахстанские ученые и специалисты преподают различные технические и гуманитарные дисциплины в турецких университетах.
Богатыми по содержанию являются двусторонние связи в области культуры. Традиционным стало проведение на взаимной основе гастролей творческих коллективов и отдельных исполнителей; переподготовка на телевидении Турции специалистов областных и республиканских телекомпаний Казахстана; организация выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства; совместная работа по линии ТЮРКСОЙ; реставрационные работы в мавзолее Х.А.Яссави в Туркестане; различные юбилейные мероприятия.
Заслуживает упоминания инициатива Фонда исследования тюркского мира по созданию отделений турецкого языка и литературы в вузах Алматы, Кызылорды и Талдыкоргана, содействию в подготовке преподавательского состава по тюркологическим специальностям. Активную роль в упрочении научных контактов играет Высшее общество культуры, языка и истории им. Ататюрка. Данное общество, являющееся по существу национальной академией наук гуманитарного профиля, изъявило готовность участвовать в подготовке издания Казахской энциклопедии, журнала "Музыка тюркского мира", а также в совместных проектах по изучению наследия Коркута и археологических памятников.
В настоящее время между Казахстаном и Турцией, по инициативе Казахстана, вводится визовый режим. Соглашение в свое время подписали министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции Чинар Алдемир. Такая мера предпринята в связи с усилившейся угрозой терроризма, для защиты национальной безопасности и предупреждения нелегальной миграции. Кроме того, визовый режим послужит и защите внутреннего рынка труда. При этом соглашение о введении визового режима вступит в силу лишь через три-четыре месяца после прохождения всех необходимых внутригосударственных процедур. До этого времени безвизовый режим, введенный еще в 1992 году.
Как заверили в МИДе, предпринятая мера ни в коей мере не должна отразиться на торгово-экономическом сотрудничестве, предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан. Предусмотрено облегчение визового режима для людей бизнеса, инвесторов, шоп-туристов, по линии научно-культурного обмена делегаций. Для владельцев дипломатических и служебных паспортов безвизовый режим продлится до трех месяцев. Выдача виз будет осуществляться через консульства. Шоп-туристам, возможно, визы будут выдавать непосредственно в аэропортах Алматы и Астаны без консульских сборов. Мировое сообщество с удовлетворением отмечает, что Казахстан и Турция, являясь крупными Евразийскими государствами, последовательно выступают за ускорение и углубление процесса разносторонней интеграции между странами континента.   Как Турция, связанная союзом со странами ЕС, так и Казахстан, имеющий авторитет и играющий ключевую роль в СНГ, оказывают содействие поиску путей и развитию сотрудничества между двумя крупными политико-экономическими образованиями на континенте. Казахстан также развивает прямые контакты с ЕС. Изложенное подтверждает тот факт, что наши отношения строятся не только в двусторонней плоскости, но и в пространстве многостороннего сотрудничества, в рамках таких авторитетных международных и региональных структур, как ООН, Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация экономического сотрудничества и Организация Исламская Конференция (ОИК), ЕС. Этот процесс рассматривается именно в контексте усиления интеграции. Причем экономический аспект этого процесса имеет большой удельный вес.
Стратегически важным не только для двустороннего сотрудничества является вопрос транспортировки каспийской нефти через территорию Турции (на экспортный терминал в Джейхане) к Средиземному морю. В соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным сторонами в ходе визита премьер-министра Турции Т.Чиллер была создана двусторонняя Рабочая группа по созданию Акционерной Трубопроводной Компании, проработки технических вопросов и подготовки документации по проекту прокладки экспортного трубопровода. Период активной работы группы закончился к лету 1998 года, когда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые рабочие документы, содержащие цели, задачи и программа работ группы. В дальнейшем на ее работу оказывал влияние политический фактор, связанный с выбором окончательного варианта. Однако, итоги высоких контактов последнего периода дают возможность предположить положительную перспективность этого маршрута транспортировки, а, следовательно, и перспективность сотрудничества в этой сфере не только с Турцией, но и с другими заинтересованными в этом вопросе странами.
Необходимым условием успешно и планомерно развивающихся как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, как юридического фундамента, без которого нельзя построить многопрофильное "сооружение", называемое успешным сотрудничеством. На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних документов составляет более 60, причем более 10 являются многосторонними. Декларации, договора, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения, - таков неполный перечень областей сотрудничества двух стран. Такой широкий спектр и количество документов, заключенных Казахстаном с Турцией можно сравнить лишь с США, КНР, Россией - крупными супердержавами.
Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отношений, их наполнение новым содержанием отвечает долгосрочным стратегическим интересам нашей страны. Назрела необходимость более полного использования Казахстаном активной позиции Турции в некоторых сегментах евразийского политического пространства. В первую очередь, это касается поддержки Турцией внешнеполитических инициатив нашей страны, включая меры по созыву СВМДА, продвижения интересов Казахстана в рамках таких региональных структур, как ОБСЕ, ОЭС и ОИК. Масштабы Казахстанско-Турецкого сотрудничества в состоянии значительно увеличиться с реализацией ряда крупных совместных проектов. Среди них выделяются вынашиваемые планы по транспортировке различных грузов через территорию Турции, использованию транскавказского транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, а также трансазиатской железнодорожной магистрали. Встречи казахстанского лидера с вновь избранным Президентом Турции А.Сезером в ходе Саммита ООН и визит турецкого руководителя в Казахстан 19-20 октября 2000 года продемонстрировали стремление политического руководства двух стран к наращиванию взаимовыгодных контактов по всему спектру сотрудничества, развитию регулярного двустороннего диалога.
Казахстанская дипломатия и впредь будет уделять повышенное внимание вопросам укрепления сотрудничества между нашими государствами, рассматривая Турцию в качестве важного партнера. Казахстан и Турция будут продолжать взаимодействие в международных организациях, в том числе в ООН и ОБСЕ.
 Структура казахстанского экспорта в Турцию за четыре последних года не претерпела каких-либо серьезных изменений и имеет резко выраженный сырьевой характер. Основными товарами экспорта являются катодная медь и катоды, цинк в слитках, прокат черных металлов, удобрения, шкуры животных, шерсть и другие. В Турции закупались товары народного потребления, продовольственные товары, лекарства, автомобили и автобусы, машины и оборудование, автоматические телефонные станции, моющие средства и др.
 Активна деятельность турецких деловых кругов в Казахстане. Так из 2200 иностранных фирм, осуществляющих совместное производство, 319 являлись турецкими. По данным Государственного Управления внешней торговли Турции, более 200 турецких фирм ведут разработку или приступили к осуществлению свыше 40 проектов на общую сумму $2 млрд. Турецкие компании участвуют в реализации крупных проектов в топливно-энергетическом комплексе, а также в модернизации ряда предприятий металлургической промышленности. Активно развивается сотрудничество в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Налажено производство и создано 14 совместных предприятий по переработке кожевенного сырья и отходов кожевенного производства с дальнейшим изготовлением товаров народного потребления.
 Укрепляются связи и в области банковского дела. Крупнейшие банки Турции Зираат Банкасы и Эмлак Банкасы учредили в Алматы с казахстанскими партнерами совместные банки, которые сейчас успешно действуют на финансовом рынке республики. Одной из основных их задач является обслуживание необеспеченных прямыми государственными гарантиями инвестиционных проектов как государственного, так и частного секторов Турции в Казахстане.
Широкие перспективы расширения двусторонних торгово-экономических связей открылись с вводом в эксплуатацию  железнодорожного перехода Теджен - Серахс - Мешхед, обеспечивающего сквозное движение по Трансазиатской железнодорожной магистрали от Тихоокеанского побережья к Средиземноморью общей протяженностью 10,5 тыс. км.
Между тем нынешнее состояние развития двусторонних торгово-экономических отношений между Казахстаном и Турцией, несмотря на достигнутую солидную договорно-правовую базу, неуклонный рост товарооборота, обилие переговоров и взаимных визитов, не в полной мере отвечает имеющимся возможностям между двумя странами и имеет огромный потенциал. Прежде всего, отрицательное влияние на развитие отношений оказывают характерные для нынешнего этапа времени общие негативные факторы, такие как кризисные явления в экономике в целом, производственный спад, растущая инфляция, неотрегулированность нормативной базы, отсутствие должного государственного контроля и другие. Все это ведет к снижению активности турецких деловых кругов в Казахстане.
Сдерживают развитие двусторонних деловых связей и слабо налаженные прямые контакты между объединениями деловых людей обеих стран. На сегодняшний день остаются невостребованными возможности турецких компаний в модернизации казахстанских предприятий тяжелой индустрии, а также в области энергетики, нефтехимии, транспорта и коммуникации, сельского хозяйства.
 Действующие в Казахстане турецкие фирмы в своем подавляющем большинстве являются мелкими и средними. Крупный же капитал пока занимает выжидательную позицию и не спешит делать большие и долгосрочные инвестиции. Это обстоятельство объясняется отсутствием скоординированной и планомерной информационной работы министерств и ведомств по разъяснению экономического права Казахстана, а это в свою очередь приводит к тому, что иностранные деловые круги основывают свою стратегию на казахстанском рынке на неверных или устаревших сведениях. В этой связи остро встает вопрос о более тесных совместных отношениях между правительствами Казахстана и Турции, которые бы позволили скоординировать деятельность в сфере экономики.
В результате возросших контактов между различными ведомствами двух стран, особенно внешнеполитических и торговых, и обмена визитами на высшем уровне, были достигнуты некоторые компромиссы по отдельным вопросам. Визиты на высоком уровне способствовали активизации турецко-казахстанских связей в экономической и научно-технической областях.
Идеи нового политического мышления руководством Казахстана в международных делах привели к качественному сдвигу в международных отношениях в целом, и в частности с Турцией. Ход истории, общественного прогресса не только настоятельно требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия всех государств, независимо от их общественного строя и географического положения, но и создает для этого необходимые политические, социальные, материальные предпосылки.
Будущее казахстанско-турецких отношений, как и будущее отношений между всеми державами мира будет зависеть от стремления решить многие вопросы, разногласия и противоречия путем мирных переговоров, исключая возможность нанесения ущерба другим странам.


Рецензии