Меч Довмонта, защитника Пскова

Мы уже говорили о мече псковского князя Всеволода-Гавриила, а сегодня речь пойдёт об оружии его "коллеги по службе".

На том же стенде, что и клинок Всеволода (который, как разобрались, на самом деле не его), представлен меч, приписываемый самому знаменитому князю Пскова — Довмонту, талантливому полководцу и умелому организатору.

Непривычное имя объясняется тем, что он был по происхождению литовцем. В Псковскую боярскую республику его привели тяжёлые жизненные обстоятельства. В те поры Литва погрязла в междоусобицах; наиболее сильный и коварный князь, Миндовг, постепенно подчинял себе остальных местечковых феодалов.

Под тяжёлую руку попал и Довмонт, в то время князь Нальшанский. Миндовг сговорился с тевтонскими рыцарями, которые похитили жену Довмонта, при посредничестве князя Герденя. Вдобавок Миндовг, воспользовавшись тем, что Довмонт в отъезде с дружиной, поручил захват Нальшанского удела злейшему Довмонтову врагу — князю Герденю.

Довмонт с товарищами сумел проникнуть в логово Миндовга и убить его, но сил не хватало, чтобы вести полномасштабную войну.

В итоге Довмонт остался без семьи и надела. Всё, что при нём было — 190 верных дружинников, как балтов, так и славян. А в Литве больше друзей у него не осталось, только враги. Плюс в родных пенатах хозяйничали тевтонские крестоносцы, которых Довмонт люто возненавидел.

Что ему оставалось, кроме как пойти в партизаны?

Но наконец князю-изгнаннику улыбнулась удача.

Разграбив тевтонский караван и освободив пленных, Довмонт разговорился со спасёнными людьми. Один из них оказался псковским купцом, хорошим другом посадника (должность наподобие главы администрации города). Купец, узнав о бедах князя, предложил ему поехать во Псков, там как раз, выражаясь современным языком, была свободная вакансия.

Купец замолвил за Довмонта словечко главным лицам Пскова — посаднику, тысяцкому (министру обороны) и архиепископу (не только главному по части религии, но и заведующему городской казной), рассказав о том, как князь со своей дружиной спас русских пленных от немцев. Старшины без долгих размышлений приняли Довмонта на должность, предварительно покрестив литовца-язычника в православие. То, что он балт, никого не смущало: Русь уже в те времена была многонациональной.

Нужно пояснить, что в боярских республиках, таких как Новгород и Псков, должность князя не являлась верховной, в отличие от монархий в соседних русских княжествах. Князья Новгорода и Пскова были верховными главнокомандующими в войнах и судьями по уголовным делам. Можно сказать, работали по контракту, т.к. их в любой момент могли уволить. А Довмонт на своём "рабочем месте" пробыл аж 33 (!) года, до кончины в 1299 году.

Перечислять все его подвиги слишком долго — настолько их много.

Он был надёжным защитником западных русских границ. Он отомстил своему злейшему врагу Герденю, разорив его владения и похитив семью. Неоднократно выпроваживал вон непрошеных гостей типа литовских и тевтонских налётчиков, и сам ходил в ответные походы на буйных соседей.

За всю военную карьеру он не потерпел ни одного поражения, притом пообещал, что за каждую победу будет ставить часовню в честь святого. В результате пришлось расширять детинец — а то кремль ломился от часовен, заложенных Довмонтом. (Слышали про "Довмонтов Град"? Вот откуда корни растут.)

Самая известная победа Довмонта — битва при Раковоре, одно из самых масштабных и кровопролитных сражений средневековой Руси.

В 1268 году русским надоело терпеть бесконечные набеги с Запада, и они решили нанести ответный "визит вежливости" в Эстляндию (в то время под контролем датских крестоносцев). Прибывшие на Русь послы Тевтонского Ордена "целовали крест", что не будут мешать русским воевать датчан и эстонцев. Учтём этот момент.

Собралась коалиция из нескольких княжеств, в том числе и псковитяне князя Довмонта. Войско было значительным — до 4 тысяч человек (на то время — огромная цифра). Русские рати двинулись в сторону замка Раковор (ныне Раквере, Эстония), по пути разоряя окрестности — платили западным соседям той же монетой за буйные набеги.

У замка Раковор русские отряды встретило войско датчан и эстонских ополченцев. Вдобавок поджидал неприятный сюрприз в виде... войска Тевтонского Ордена, который, помнится, обещал не участвовать в войне, но вероломно нарушил договор. (Ничего из современности не напоминает?)

Объединённые силы латинян и эстонцев, по-видимому, превосходили русских числом и к тому же знали местность.

И грянула яростная битва. Тевтонская "кабанья голова" (построение клином) протаранила строй новгородцев и наткнулась на русские обозы. Но вместо того, чтобы атаковать русских с тыла, крестоносцы... забыли о дисциплине и принялись грабить. Заодно поломали осадные орудия.

Тут-то немцы получили во фланг и тыл удар от дружины Довмонта и в панике побежали. В те поры русские опрокинули морально неустойчивых эстонцев, не желающих помирать за своих латинских поработителей, и оттеснили датчан к замку.

Завал из трупов был такой, что русичи затруднялись организовать преследование — кони вязли в горе кровавых тел. Единственный, кто смог гнать бегущих крестоносцев ещё семь вёрст — Довмонт. Заодно по пути он смог захватить несколько застав.

Русичи, следуя обычаю, простояли "на костях" ещё три дня в знак победы, подбирая павших друзей (их надлежало похоронить на Родине) и собирая трофейное снаряжение. Без осадных орудий брать Раковор было бессмысленно, и войско вернулось домой, по пути прихватив всё, что плохо лежало.

Тевтонцы, зализав раны после поражения под Раковором, решили отомстить и вторглись на Псковскую землю.

Довмонт повёл дружину в бой с кличем: "Братия! Кто стар — тот отец мне, а кто млад — тот брат!" Крестоносцы были наголову разбиты, а немецкий предводитель, схватившийся с Довмонтом один на один, получил по лицу мечом и с позором бежал.

Был ли это тот самый меч, который лежит в витрине Псковского музея?

Выглядит он, на первый взгляд, странно: непривычно узкий и с вытянутым остриём. И довольно короткий — всего 90 см. Зато с очень широким (25 см) перекрестием. Подобный клинок предназначен в первую очередь для колющих ударов, его остриём можно пробить кольчугу или всадить лезвие между пластинами бригантного панциря. Но и рубить тоже можно.

Оружие, относящееся к готическому типу, датируется второй половиной XIII века, т.е. если это и впрямь меч Довмонта, то князь был одним из первых обладателей подобных клинков.

С обеих сторон клинка награвировано клеймо в виде волчка и дополнено медной инкрустацией. Этот знак — герб немецкого города Пассау, там и был откован меч. (Но возможно и такое, что клинок выковали на Руси, и здесь же набили клеймо "престижной" мастерской, подобные прецеденты случались.)

Гарда и навершие выполнены из позолоченного серебра, на них награвирован орнамент в виде дубовых листьев. В навершии есть выемки для самоцветных камней, но, к сожалению, непонятно, каких именно.

Рукоять меча деревянная, обвита серебряной с позолотой проволокой.

Ножны тоже богато украшены — обтянуты зелёным бархатом и окованы серебром, причём навершие ножен занимает почти треть их длины. На навершии награвирован растительный узор.

На мече Довмонта награвирован девиз: "Не терпим обидим быти". Не исключено, что надпись была сделана уже после кончины князя.

Возможно, этот меч и вправду принадлежал Довмонту, но есть и доводы в пользу того, что клинок не его. Так или иначе, украшенное оружие напоминает нам про непобедимого воина, защищавшего западный рубеж Русской земли от захватчиков.


Рецензии
Похищение жены очень перекликается с историей Хмеля. Есть в мифологии и "наложил печать на лик" как у Александра. Воспринимается как художественная литература. Но, как я помню - абсолютно реальная история. Вроде около 80 годов прожил, в год смерти еще кого-то разгромил и умер от холеры. Жаль, что никто не снял фильма про Довмонта.

Владимир Толмачев   15.05.2020 02:41     Заявить о нарушении
Житие Довмонта, как и большая часть древнерусских письменных источников, содержит достаточно много метафор, аллегорий и гипербол, да и оформлено близко к художественной литературе.
А так, да, Довмонт и его подвиги реальны и являются вкладом в защиту наших западных рубежей. За что ему и низкий поклон.
Довмонт на данный момент удостоился только компьютерной игры по мотивам своего боевого пути. (Игра, в целом, неплохая.) Ежели надумают снимать кинокартину про непобедимого князя, будем надеяться, что получится хорошо, а не так, как обычно выходит у нынешних "кинематографистов".
С уважением,
С. Ижорский

Сергей Ижорский   14.05.2020 17:59   Заявить о нарушении
Да уж...не викинг

Владимир Толмачев   15.05.2020 02:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.