Паганини... Элизе, Легар...

 

Наш морской лайнер продолжит свой путь к Генуе, где обязательно нужно посетить не только дом великого мореплавателя Христофора Колумба, который всю жизнь мечтал и бредил об Индии, её богатствах, восточных пряностях и золоте, а первый пересёк Атлантический океан, и открыл много земель на другом континенте.
Но свою возлюбленную он нашёл в Португалии, и женился на дочери известного мореплавателя того времени донье Фелипе Мониш де Палестрелло, став членом богатой итало-португальской семьи в Лиссабоне. Вскоре у молодой пары родился сын Диего.
   Видно и здесь не обошлось без Святого Антония, который на мой взгляд, выполнял большую работу и за других святых, например, за Св. Валентина.В Генуе не забудьте покататься на автобусе даблдэкере(двухэтажном), и познакомиться с разными достопримечательностями. Но самое интересное место, которое непременно надо посетить-это великолепное кладбище ди Стальено - музей скульптуры под открытым небом, там шедевр на шедевре. Оно известно на весь мир и является крупнейшим в Европе. Это гимн памяти ушедшим в века. Вы найдёте даже древние могилы известных гладиаторов, но, возможно это только легенда, так как кладбище организовали много позднее эпохи гладиаторов. Всё превращается в миф, как я погляжу. Я давно поняла, что всё стремится к мифологии. Некрополь находится на окраине Генуи в красивом месте на склоне горы, занимает площадь более километра. Вас просто введут в ступор своей печальной и совершенной красотой скульптуры из каррарского мрамора, сделанные известными скульпторами. Мысли о хрупкости жизни и бренности мира долго ещё будут вас посещать. Оно было открыто в 1851 году, а особое его развитие пришлось на времена Первой Мировой Войны. По таким местам нужно гулять в одиночестве. В разные времена сюда приезжали Ги де Мопассан и Фридрих Ницше, Марк Твен и Елизавета Баварская, Илья Репин и Антон Чехов, Фёдор Тютчев, чтобы побыть наедине с вечностью со своими мыслями. Так что посетите это священное место старинного некрополя, и пусть вечный покой вас не пугает... В таких местах сильнее чувствуешь аппетит к жизни, и к вечной тоже.   
        Полезно иногда окунаться в тишину и думать о вечном, вспоминая музыку ещё одного генуэзца - великого Паганини, его каприсы, гениальные произведения, созданные ещё совсем юношей совершили переворот в музыке. Он родился в Генуе,27 октября 1782 г. и жил в переулке Черной кошки… умер 27 мая 1840 г. в Ницце.Но его могилы вы не найдёте на кладбище. Похоронен не в своём родном городе, так как не принял последнего причастия, я думаю, что надеялся на выздоровление, но увы. Прожил почти 57 лет, и почти столько же его тело не обретало покоя на земле. Сколько слухов было о нём, ведь его гений не подходил под общепринятые рамки. Демон музыки… Ореол таинственности и слухи о различных мистических историях о себе, он даже приветствовал, ведь это была своеобразная реклама. Он любил шокировать публику. Несколько страшилок прибавили Стендаль и Мопассан. А всё гениальный талант! И зависть! Музыканту не было равных в исполнении на скрипке, и те, кто понимал это из музыкантов, говорили, что они уже умерли, их нет просто. Достичь его уровня никто не мог. Кто послабее, те из зависти говорили гадости о нём, даже родителям. То обвиняли, что он продал за талант свою душу дьяволу и называли его Скрипач Дьявола, то обвиняли его в использовании им колдовства и магии, приписывали ему особые болезни костей, операции по удлинению пальцев, которые обеспечивали ему потрясающую гибкость... Да, и сама фамилия не обещала ничего хорошего, ведь корень слова ясно говорит об этом. Зависть, всё это зависть, которая всегда существовала в мире. и портила гениям жизнь. Свой первый концерт он сыграл в 12 лет.А в церкви играл каждую неделю с 9 лет. Его первым учителем был отец, любивший музыку, но работал мелким торговцем. Но потом, при переписи населения, когда Паганини стал известным на весь мир скрипачом, Наполеон приказал указать в документах, что отец Паганини был "держателем мандолин". Ох, мифы всегда были и есть! Хотя Паганини любил мандолину и играл на ней с пяти лет, а с шести на скрипке и гитаре. Отец рано почуял, что сын его гений, и из этого можно извлечь деньги, но надо его образовывать. А мама Тереза увидела вещий сон, что сын станет знаменитым музыкантом. Папа решил заняться сыном серьёзно, и часто запирал его на чердаке, чтобы сын больше проводил время за инструментом, что впоследствии отразилось на здоровье мальчика. Он часто терял сознание от переутомления, и однажды все решили, что он умер, так как долго не приходил в себя,и доктор подтвердил этот факт, его уже принесли на кладбище, и на кладбище он зашевелился, от резких звуков музыки.Он должен был возненавидеть эту музыку, а он влюблялся в неё все больше и больше. Слухи о его смерти появлялись очень часто, как фирменное блюдо, особенно к концу жизни, он это даже приветствовал, это привлекало к нему внимание. Даже когда он умер на самом деле, никто не поверил, и решили, что это просто очередная шутка, и скоро напишут опровержение. Отец находил мальчику учителей, чтобы хорошенько обучить сына игре на многих инструментах- мандолине,гитаре, скрипке.  Благодаря покровительству мецената, Никколо смог поехать в Парму, чтобы продолжить обучение у Алессандру Ролла.Они пришли к нему в дом и стали ждать. Тот из –за болезни отказался принять. В прихожей Никколо увидел скрипку,взял её и смычок,заметил ноты на столе, и сыграл. Дверь распахнулась.На пороге появился Алессандро и сказал, что ему нечему учить этого музыканта, он и так всё уже умеет. Позднее мальчик занимался со скрипачом и композитором Франческе Ньекко. В восемь лет написал первую сонату. Его все воспринимали как чудо! Много появилось поклонников его таланта.Джанкарло ди Негро, известный аристократ, стал покровителем и настоящим другом талантливого музыканта, помогающий ему с дальнейшим обучением. Благодаря его поддержке, новым педагогом Паганини стал Гаспаро Гиретти, который обучал его композиции. На всех концертах он имел грандиозный успех и фурор. Женщины теряли сознание от избытка чувств, слушая его музыку.Именно в этот период из под его пера выходят знаменитые 24 фуги, каприччио, совершившие самый настоящий переворот в мире скрипичной музыки. Его концерты имели огромный успех. Все стремились на его концерты, с этой любовью зрителей и поклонников, росла и зависть многих горе- музыкантов. Вскоре Никколо решает начать независимую от своих родителей жизнь и карьеру,это где-то в 19 лет.Ведь он богат,у него успех всюду, он получает большие деньги, правда не всегда может ими верно распоряжаться. Увлекается азартными играми и много проигрывает в карты.И вот, в самом разгаре своей карьеры, на взлёте, он влюбляется в богатую аристократку, и уединяется в Тоскане на роскошной вилле со своей пассией на три года, перестаёт выступать с концертами, занимается композицией, работает над своими произведениями и выращивает розы....Да,да! Именно розы. Это был знак в его судьбе. Кто была эта женщина?- до сих пор тайна не раскрыта. Это осталось тайной навсегда.Нигде об этом ничего не пишут, только в нотах этого периода находим имя- посвящается «синьоре Диде».  Увлекаясь азартными играми , он проигрывает не только деньги, а порой и свои инструменты, но чаще всего отыгрывает их назад. Вскоре он получает заманчивое предложение – место первой скрипки в Лукке. Он становится не только управляющим городского оркестра, но и продолжает успешно выступать по всей стране. В городе есть музей в Ратуше, где вы увидите его любимую скрипку мастера Гварнери, подаренную ему после одного концерта восторженным маэстро и меценатом. У него были и скрипки Страдивари, Амати, но Гварнери он любил больше всех, не расставался с ней, и завещал своему городу. Он называл её «пушка». А после его смерти её стали называть «Вдова Паганини». Кстати, на ней играл наш великий скрипач Леонид Коган, единственный из всех советских музыкантов, говорят, что он родился со скрипкой. Такая честь выпадает единицам. Я хорошо знала внука Диму, рано ушедшего из жизни, и знаю его маму, прекрасную пианистку Любочку Казинскую, - они всегда с восхищением говорили о деде. Один раз в год куратор конкурса Паганини достаёт эту скрипку из витрины, и победитель конкурса имени Паганини играет на ней.Её берегут, можно играть не более одного часа, чтобы не поранить...ведь в ней душа Паганини... 
    Паганини официально не был женат, но пользовался огромным успехом у женщин.Они просто преследовали его.В этом они очень похожи с Листом.Очевидно экзотическая внешность, сексуальность и дар гения, неуёмный темперамент, восхитительный талант, притягивали к нему женщин.  Многие сходили просто с ума от любви к нему. Ему приписывали любовные романы со многими женщинами, и даже с венценосными особами. Две из них принадлежали к семье Наполеона, и обе были влюблены в него. Первая, несколько мужского склада,- Анна- Элизе Бонапарт -  Белая роза, очень умная, энергичная, образованная, богатая княгиня, которую любил гениальный брат, она на него была похожа внешне. Он одаривал землями и почестями своих сестер и всю родню. Она все готова была бросить к ногам Никколо, ради его любви.А он? Он стал первой скрипкой в её княжестве Лукка, как в прямом, так и в переносном смысле. И впервые исполнял для неё игру на трёх и двух струнах. Игра на двух струнах «Ми» и «Ля» произвела фурор, он назвал это сочинение «Дуэтом влюблённых».  Своего мужа она называла «чучело в офицерской форме» - этим всё сказано. Никколо и Элизе увлеклись друг другом. Никколо- пылкий юноша, ему нравилось внимание такой знатной дамы, льстило звание любовника, он загорался быстро, но и быстро остывал к своим пассиям, да и под боком созревал новый роман. Его стали тяготить такие отношения, а для творческого человека - это беда.Он не мог терпеть никакого насилия. И сам скрипач принял решение мягко завершить общение с Элизе, подвести черту,требуя желанной свободы, необходимой для творчества. Она скрипя зубами  великодушно уступила его просьбам о свободе, и сделала вид, что понимает, что музыкант должен принадлежать только своему искусству, и весь мир должен им владеть. Он не может принадлежать одному человеку, даже  венценосной особе. Это был умный ход, не унижающий никого из «влюблённых». Получив все степени свободы,он стал вновь много гастролировать и сочинять свою музыку. Но главный итог их романтических отношений дал потрясающий результат. Он лёг в основу известной оперетты Франсуа Легара -  под названием «Паганини»! Король оперетты в этом году (2020г.) отмечает юбилей, своё 150– летие со дня рождения. Эта оперетта рассказывает об их романтических отношениях, когда они находились в местечке Лукка, и это самое главное, они вошли в историю  искусства,как влюблённые.
 О Паганини ходило много мистических историй, которыми он всегда был окружен даже после смерти. В вечер премьеры оперетты "Паганини" в Иоганн- Штраус театре 30 октября 1925г., незадолго до начала спектакля, Легар очень нервничал, ведь друзья советовали не связываться с таким материалом, слухов было слишком много о дьявольщине и нечистой силе Паганини. В этот момент ему подали визитную карточку, на которой стояло: «Никколо Паганини. Генуя. Я жду вас у служебного входа». Легар побледнел. Однако взял себя в руки, и решил разобраться с такой дурной шуткой, спустился вместе с либреттистом Кнеплером на эту встречу. Осенняя погода этого вечера была скверной, дождливой и не обещала ничего хорошего. На улице у служебного входа спиной стоял высокий человек, закутанный в черный плащ с капюшоном. Легар подбежал и резко откинул плащ - перед ним стоял Паганини! «Я пришел пожелать вам успеха!» - сказал он и протянул руку. Пожав руку ошеломлённому композитору,и он исчез, растворился в сумраке. Всем известно, в Милане уж точно, как и в Генуе, где живут потомки музыканта, что у Паганини были такие гены, которые, как под копирку передались наследникам, внукам, правнукам от своего деда. Они постоянно поддерживают мистические розыгрыши, связанные с именем своего знаменитого родственника по сегодняшний день.
 Пожелание не сбылось, спектакль приняли плохо, так как народ привык к стандартному счастливому концу, а тут главный герой в финале остаётся одинокий, да ещё его исполнял огромный громила скандинавского типа, похожий на викинга. Народ ждал развлечений с двумя свадьбами. Публике не понравилось. Вот, что значит привычка, и нет никакого желания принять новую реальность, а ведь жизнь многообразна и возможны другие варианты. Необычность оттолкнула публику. Но потом эта оперетта имела неслыханный ,огромный успех в Берлинской опере и других театрах, где играл и пел любимый актер того времени Траубер- пылкий, открытый, красивый, талантливый, с великолепным голосом, широкой душой, он был расточителен, как в деньгах, так и в чувствах, и всех пленял, настоящая звезда. Они очень сдружились с Легаром, дружили, помогая друг другу, как братья. Легар посвятил ему ещё пять оперетт, объединенных в цикл «Траубер - оперетты».  «Мы можем позволить себе роскошь быть братьями, не по крови»,- говорил Легар, высоко ценя их отношения. Эта фраза дорогого стоит. Театры,боясь потерять прибыль, опирались на уже любимый публикой репертуар- «Веселую вдову»,» «Цыганскую любовь» и «Графа Люксембургского», которые априори сулили успех и большую прибыль. А до «Паганини» надо было дорасти… Стали даже высмеивать в куплетах неудачу Легара,в основном ,люди примитивные, простые, без духовных исканий. Но, потом,... на него просто обрушился водопад признания, тонны!наград, денег, предложений из всех театров мира.
 В искусстве музыкального театра всегда выделяли три вещи - оперу, оперетту, и отдельно Легара! Это была слава самого прекрасного композитора оперетт! Пусть завистники что-то там говорят, это уже не имеет значения.Их возня тонет в мировом признании и любви к композитору. Что такое жалкие куплетики, когда он признан всем миром. Эта оперетта имела просто грандиозный успех всегда и везде. Как меняются вкусы и потребности людей, и время,... а ведь желали...
" Конец — две свадьбы разом!
Было так всегда пока.
Но зашел вдруг ум за разум
У Легара-старика...
Так все вышло у Легара "
   Да, красивая была поставлена точка в любовных отношениях Паганини и Анны- Элизе- роскошная оперетта Легара вошла в вечность по царской лестнице...  и до сих пор является украшением сцены и музыкальной культуры мира.Спасибо,что эта любовь случилась!Как мы можем заметить,что всё начинается с любви.
 Некоторые любители искусства считают,что не стоит писать о любви таких выдающихся людей,не надо касаться их тайн, разных неприглядных фактов их биографий. Есть произведение и всё! Но,ведь это жизнь и её нельзя переписывать.Я думаю совсем иначе. Так произведение потому и появилось на свет,что была любовь, и за каждым произведением стоит глубокое чувство, любовь, Муза,вдохновение, которые и одаривали великого музыканта, или поэта,сподвигли на создание вечных, прекрасных произведений,которые и сегодня радуют всех нас. Как можно об этом молчать, приукрашивать что-то?Любовь, даже несчастная, безответная со страданиями( помните,как писал Достоевский- "Через страдание- радость!")обеспечивает процесс духовного горения гению,это его топливо, без него ничего не создаётся, результатом которого являются подарки миру- вечные и прекрасные произведения искусства.

*Скульптор Карэн Саркисов.Паганини. Москва.
 

 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.