Фаланга

Ангренские горы. 1969 год. Мне 8 лет. Начало лета. Вечер. Пасека.

Мы только что переехали на пасеку - медоносный горный участок, тщательно разыскиваемый дедушкой в ходе предварительных разведывательных поездок в горы. Было найдено замечательное ущелье, богатое такими известными медоносами как: белая мальва,  заячья губа, ак-курай, зезифора (чабрец), шалфей, душица, янтак (верблюжья колючка), синяк, татарник, боярышник, шиповник... Во время разведки, найденное пчеловодом место, отмечается колышками и по правилу пчеловодов оно уже принадлежит на время медосбора тому, кто первый нашёл и застолбил его. Колышки были номерные, иногда с прибитыми фанерными щитками и надписями на них, например, "Точок №101 пчеловода Львова Петра Васильевича". Кочёвка - дело очень затратное и приехать на выбранное место, занятое кем-то, означает, что мероприятие  не состоится. Я, по прошествию лет, точно не знаю, но догадываюсь, что в Ташкентском Обществе пчеловодов выдавали номера, а потом по их разведданным фиксировали пасеки на карте области и записывали в книге учета занятых мест на сезон. Пчеловоды каждую весну собирались в Обществе, председателем которого на протяжении нескольких лет был мой дедушка. Помню, что часто, решали один из важнейших вопросов о пасечных точках на каждый пчеловодный сезон.

Вспоминаю эпизоды этой кочевки. Пасека была большая и размещалась в двух местах. Вывозили ее из дачи, расположенной на окраине Ташкента по улице Луначарское Шоссе и из посёлка Бектемир с арендуемого участка земли у дедушкиного друга Тулеша. Грузились ночью, после того, как все лётные пчелы залетели в улья и нами были закрыты все летки. Груз большой: много и ульев, и пчеловодного инвентаря, различного скарба, поэтому фрахтовали не просто машину "Колхида", как всегда, а с прицепом. При загрузке одного из ульев пчёлы, находившиеся на стенке  у законопаченного летка, из числа опаздавших, были случайно придавлены, грузившим улья водителем. Потревоженные пчелы не заставили ждать и искусали обидчика. От неожиданности водитель потерял самообладание, пронзительно закричал, отпустил улей, который полетел вниз с борта "Колхиды" на землю. В результате, поломалась конструкция и очумевшие пчёлы, вылезая гроздями через щели в стенке улья, боевыми командами шли на тех, кто нарушил их покой. Жалили всех подряд. Улей все же удалось закрепить и загрузить в прицеп, но все это выполнял один дедушка, так как все остальные с ужасом спрятались в кабине "Колхиды" и я в их числе...

По приезду на место, при разгрузке, всем досталось не на шутку... Пчелы, как любил говорить мой дедушка Петя: -Всем всыпали.
Помню, что одному из компаньонов сильно досталось - его укусило 30 пчёл и он лежал на степной траве в ознобе и, выпив пчеловодные 100 граммов, приходил в себя. Мы разместились на выбранном ранее участке, а это несколько пасек вместе с дедушкиными компаньонами: геофизиком Юрием Павловичем; штатным пчеловодом Общества пчеловодов Анваром Ахатовичем; Михаилом - военным летчиком; полковником в отставке Михаилом Дмитриевичем Кицелло; геологом Сергеем Антоновичем; парторгом ташкентского авиационного завода Захитом; его другом Алексеем. Из них только мой дедушка, геолог Сергей Антонович, полковник запаса Кицелло, Анвар Ахатович Амиров и я вели оседлый образ жизни на пасеке, остальные приезжали лишь на субботу - воскресенье.

Однажды вечером, все собрались на ужин, который прошел под навесом нашего домика,
а когда немного похолодало переместились в жилище. Я, накануне, завершил проводку игрушечного света в нашем пчеловодном домике: провел провода, закрепил лампочки от фонарика в домике и под навесом. Запитывал их от старых батареек,используя все, что имелось в хозяйстве: акуумуляторы "Крона", цилиндрические и квадратные батарейки типа "Марс". Заварили чай в два литровых китайских термоса. Налили в пиалы и завязалась, как всегда, интересная двух-трех часовая беседа... Каждый рассказывал эпизоды из своей удивительно богатой историями жизни. В это время, незаметно для всех, на свет лампочки по стенке домика карабкался любопытный, огромный, рыжий паук.  Легко преодолев высоту стенки из мешковины, полз к лампочке по скользкому брезентовому полотнищу и, достигнув лампочки, потерял равновесие - упал вниз... прямо на голову моему дедушке. Это была огромная, рыжая, волосатая фаланга, которая весной и ранним летом очень ядовита. Паук, упав на дедушкину голову, покрытую тюбетейкой, замер.
Размеры насекомого впечатляли. Окончания кончиков волосатых лап образовывали окружность не менее 10 сантиметров в диаметре. Огромная хищная голова с плоскими челюстями, напоминающая клешню рака и ножницы. Эдакий паук - парикмахер. Ужасная картина. Особенно, если учесть то, что клешнями паук способен пробить ноготь взрослого мужчины! Дедушка в это время что-то говорил, рассказывал и ему было невдомек, что на его тюбетейке сидит огромная фаланга. Я, по-детски, тревожно прокричал, что дедушке грозит опасность. Он спокойно попросил меня ударить ему по тюбетейке со всего маху:

- Бей сильнее, не бойся, это единственный выход из ситуации! - любое неосторожное движение и паук мог бы укусить дедушку за голову или шею.

Мне и страшно и смешно! Дедушкины компаньоны, улыбаясь, одобрительно кивнули:

 - Нужно шлепнуть паука и не бояться за дедушку!

Я размахнулся, закрыв глаза и, конечно, соизмеряя силу удара, вынужденно, и с сожалением, шлепнул ладошкой по дедушкиной тюбетейке. Огромный паук упал на земляной пол нашего домика. Еще долго я отходил от ужаса, но дедушка всем своим видом подчеркивал, что он спокоен, ему не больно и похвалил  меня за отважный поступок.

Однако ужасы на этом не закончились. Проснувшись утром я почувствовал, что моё лицо полностью накрыто чем-то огромным. Мои глаза, рот, нос плотно прикрыло огромное мохнатое существо. Вначале я подумал, что это комары или мухи, но вспомнив случившееся вечером, к своему ужасу осознал, что это фаланга. Глаза открыть я не смог, рот тоже. Тут же вспомнил, что и помочь мне некому - дедушка рано утром встает и работает с ульями, его в домике нет.  Одно неосторожное движение и... Понимаю, что действовать нужно молниеносно. Поднеся руки к лицу, стремительно отшвыриваю громадного паука со своего лица. Все завершилось успешно!

Дедушка, узнав о случившемся, сказал мне, что теперь свет зажигать не будем:

- На свет в степи ночью сползается вся нечисть...Я в юности, будучи топографом в экспедиции проводил любопытный эксперимент. Чтобы узнать, кто твои соседи по степи, постелил простынь и разместил на ней летучую мышь. Было достаточно получаса, чтобы все обитатели степи и ползающие, и летающие, и прыгающие собрались рядом с фонарем.

На этом мое детское желание использовать игрушечный свет в брезентовом домике со стенами из мешковины, отпало само собой...Теперь мы все делали как и раньше, на ощупь, так безопаснее. И лишь, в крайнем случае, зажигали, не надолго, керосиновую лампу "Летучая мышь" или фонарик. Нужно сказать, что дедушкина привычка носить тюбетейку с целью защиты не только от солнцепека, но и от комаров, и пчел сыграла свою положительную роль при защите от фаланги.

Использована фотография автора Michalik -


Рецензии
Интересный рассказ, но жуткий... С улыбкой.

Тома Снегова   02.05.2020 20:14     Заявить о нарушении
Тома, спасибо!
Сейчас уже не страшно!
С теплотой и добротой)

Александр Гусев-Львов   02.05.2020 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.