Королевские мушкетеры

Моё поколение стало знакомиться с творчеством французского писателя и драматурга Александра Дюма с романа «Три мушкетера».   Он был в библиотеках для взрослых, по крайней мере, в нашей школьной библиотеке его не было. Домашних библиотек в те далекие 50-е годы  почти ни у кого не было. А так как мои родители были учителями, и хотя преподавали - отец – математику, а мама - немецкий язык, но начитанность любого учителя была обязательной для тех  лет.  Вот тогда я и прочитал роман «Три мушкетера», который родители взяли в поселковой библиотеке.  Как и всех мальчишек, меня восхитили дружба и верность ей мушкетерам, рыцарское отношение к дамам, умение постоять за себя, и немаловажную роль в этом играло умение управляться шпагой. О том, что в качестве основного оружия у них были мушкеты, я узнал намного позже.

Мальчишки усердно  сражались на деревянных шпагах, называя себя непременно Д*Артаньяном,  отстаивая  право называться этим именем  в поединках со своими сверстниками.  В начале 60-х годов на экраны советских кинотеатров вышел французский фильм «Три мушкетера», которым все засматривались. Правда, те, кто читал роман, удивлялись, что главный герой Д*Артаньян выглядел намного старше своего 18-летнего возраста, каким он был в романе.

Потом на экраны вышел уже отечественный сериал про трех мушкетеров. Все зрители полюбили героев сериала – Д*Артаньяна (Боярский), Атоса (Смехов), Партоса (Смирнитский), Арамиса (Старыгин), красавицу мадам Бонасье (Алферова), ненавидели коварную миледи (Терехова), кардинала Ришелье (Трофимов), гвардейца кардинала Рошфора (Клюев), следили, как Анна Австрийская (Фрейндлих) изменяет мужу, королю Людовику (Табаков). 

Советский трёхсерийный музыкальный приключенческий телефильм по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра», был снят в 1978 году на Одесской киностудии известным режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Но из-за судебной тяжбы Юнгвальд-Хилькевича с Марком Розовским (автором сценария) и Юрием Ряшенцевым (автором текстов песен, звучащих в фильме) картина год пролежала на полке. Телепремьера на Центральном телевидении состоялась только 25 декабря 1979 года, хотя могла состояться на год раньше.

В 1990-х — 2000-х годах вышли на экраны три продолжения фильма:
• 1992 — «Мушкетёры двадцать лет спустя».
• 1993 — «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя».
• 2008 — «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини».

Что известно о самом романе?   В XIX веке свет увидел роман, ставший впоследствии классикой мировой литературы. Произведение получило название «Три Мушкетера», а автором его был известный французский драматург и писатель Александр Дюма. Автор описывает героические подвиги элитных солдат Короля, полные сражений на шпагах, дуэлей и славных побед. Но какими были настоящие мушкетеры XVII века?

Глядя кино с д’Артаньяном, трудно было не задуматься — кто такие эти мушкетёры короля, что ходят без мушкетов и весь день свободно шляются по городу, и почему главному герою так важно стать одним из них? А дело всё в том, что королевские мушкетёры — не то же, что просто мушкетёры. У них была своя узкая и очень почётная роль.

Обычные мушкетёры — это род пехоты, вооружённый передовым на семнадцатый век оружием — огнестрельным. Мушкеты — дедушки ружей и винтовок. Стреляли из них, предварительно укрепив на опоре, как фотоаппарат на штативе. Больше выстрела в минуту сделать из мушкета было сложно (а чаще тратились две минуты), и поражало оружие только на относительно небольшом расстоянии — метров сто. Мушкет и подпорка вместе были довольно громоздкими штуками, с которой пехотинцы ходили не слишком элегантно.

Мушкетёры служили не только во французской армии. Вооружены были мушкетами армии на севере Индии, в мусульманском Сефемидском государстве и, конечно, во всех европейских странах. Как правило, в бою мушкетёры стреляли медленно, очень тщательно целясь, словно снайперы: одна пуля — один человек должен упасть замертво.

Король Людовик XIII, тот самый, которого играл Олег Табаков, имел основания беспокоиться за свою жизнь при дальних выездах. На королевский трон во Франции постоянно поглядывали разного рода герцоги — они ведь тоже были королевской крови. Людовик хотел быть уверенным, что выезд из дворца не обернётся несчастным случаем на охоте, когда сразу несколько охотников разрядили карабины в короля.

Он создал по примеру своего отца, короля Генриха IV, личную гвардию, все обязанности которых заключались именно в том, чтобы во время выездов постоянно держаться начеку и быть готовыми отстреливаться в окружении или обнажить свои шпаги за короля. Главным отличие от личной гвардии Генриха было вооружение — более современные мушкеты вместо карабинов — и хорошая подготовка. Мушкетёры короля должны были одинаково метко стрелять и лихо фехтовать. От них требовалась идеальная физическая форма и бесконечная преданность королю.

Именно по этим критериям в королевские мушкетёры отбирали, во-первых, очень молодых дворян, во-вторых, из очень хороших, зарекомендовавших себя как всегда хранивших свою честь и преданностью королю семей, в-третьих, лучше с окраин — амбициозность и отсутствие связей со знатью центральной Франции были лучшей рекомендацией того, что мушкетёры на службе будут из шкуры вон вылезать. Именно потому и де Тревиль, и д’Артаньян, и как минимум два из трёх мушкетёров — гасконцы, по нашим меркам это как если бы покорять столицу времён Российской Империи приехали уроженцы, например, казачьей Кубани или грузинские князья.

Хотя непосредственно службу королевским мушкетёрам доводилось нести далеко не каждый день, ожидалось, что свободные дни они будут тратить на то, чтобы поддерживать форму. Возможно, именно поэтому книжный Людовик сквозь пальцы смотрит на то, что его мушкетёры нарушают запрет на дуэли — ведь смертельная схватка подготовит их к настоящему сражению за короля лучше, чем дружеские поединки.

Понятно также, почему в книге на каждого из положительных героев врагам приходилось нападать скопом, чтобы одолеть — ведь королевские мушкетёры были лучшими бойцами страны, чем-то вроде спецназа по уровню крутости.

У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую (ярко-голубую) накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в сердцевинке.

Все королевские мушкетёры должны были ездить на «серебряных» — то есть серых в яблоко или белых — конях. Во время выездов мушкетёры короля были вооружены до зубов. Во-первых, конечно, мушкет и два пистолета. Во-вторых, шпага на случай схватки на земле и палаш — если придётся сражаться верхом. В-третьих, дага — кинжал для левой руки, тоже для схватки на шпагах. Ну и, конечно, буйволовая перевязь, увешанная мешочками с пулями и порохом.

Несмотря на такие требования ко внешнему виду, вооружению и подготовке мушкетёров, за счёт казны им выдавался только мушкет. Остальное королевский спецназ приобретал за свой счёт (или за счёт богатой любовницы, как Портос). Где взять денег было постоянной головной болью королевских мушкетёров.

Реформы д’Артаньяна

Любителям истории про трёх мушкетёров будет приятно узнать, что со временем бойкий молодой гасконец сменил де Тревиля на его посту. И провёл ряд значительных реформ.

Во-первых, д’Артаньян серьёзно омолодил королевских мушкетёров. Теперь это была одновременно гвардия из очень молодых (с замечательной реакцией) людей и нечто вроде военной академии. В мушкетёры стали брать с шестнадцати-семнадцати лет, и через четыре года, получив офицерское звание, гвардеец шёл в любое другое армейское подразделение — там его принимали с раскрытыми объятьями. Конечно, самые искусные и умные оставались в королевских мушкетёрах.

Во-вторых, он, наконец, решил вечно больной для молодых мушкетёров вопрос, где жить, построив «Отель мушкетёров» — то есть нечто вроде хорошего общежития. В-третьих, в роте завели собственных хирурга и аптекаря, что позволяло оперативно получать помощь при ранениях, а не бегать по городу в поисках свободного хирурга. В общем, д’Артаньян разом решил все те проблемы, от которых, если верить Дюма, очень мучился поначалу в Париже.

«Нет другого народа в мире, столь мало способного к войне, как наш», – эти слова приписывают известному кардиналу Ришелье – главному реформатору Франции начала XVII века. Но даже несмотря на такую нелестную оценку, Франция, начиная с XV века, практически все время находилась в состоянии войны: внутренней или внешней. Именно поэтому, начиная с Карла V, у французских королей появляется традиция иметь личную гвардию, состоящую из верных монархии людей. Так и Людовик XIII создал свою собственную военную свиту - основным ее украшением и гордостью были Mousquetaires du Roi.

Бывшие карабинеры были реформированы и получили в качестве главного оружия мушкет (откуда, собственно, и пошло название мушкетер). Образованная в 1622 году рота получает самостоятельность лишь в 1629 г., выйдя из-под контроля капитан-лейтенанта легкой кавалерии. Вот, что писал один из первых мушкетеров г-н Де Пюисегюр о формировании роты: "...Его Величество перевел меня в мушкетеры по той причине, что я смелый воин, известный славными свершениями. Он пожелал сформировать роту из одних лишь дворянских представителей, лично отобранных из гвардии. Также в роту войдут отдельные солдаты, дослужившихся до офицеров, и имеющих большой опыт за спиной...".

Но по-настоящему элитной эта часть королевской армии стала лишь в 1634 году, когда роту возглавил лично Людовик XIII. Гасконский граф Де Труевиль, известный нам по книге как граф Де Тревиль, получил чин капитан-лейтенанта. Начиная с этого момента, попасть в мушкетерскую роту для юного дворянина уже само по себе становилось поводом для гордости всей семьи. Чтобы стать мушкетером, молодому дворянину для начала необходимо было пройти службу во французской гвардии (как и герою Дюма, юному Д’Артаньяну). Нужно отметить, что уже к 40-м годам XVII века значительную часть роты мушкетеров составляли гасконцы, что неудивительно, ведь Гасконь по праву считалась «кузницей военных кадров».

В скором времени, служба в рядах мушкетеров стала настолько престижной, что туда старались попасть представители дворянских семейств из других государств. Так, например, среди мушкетеров служил Ян Собеский, ставший впоследствии королем Польши.

Но и недоброжелателей у элитных мушкетеров было в избытке. Опасаясь заговоров и желая укрепить свое положение, кардинал Мазарини, приемник кардинала Ришелье, в 1646 году расформировывает роту. Однако разгоревшаяся смута (т.н. Фронды) внутри Французского королевства показала необходимость мушкетеров, как верных королю профессиональных военных. Что характерно, сам Мазарини уже к 1650 году создал свою мушкетерскую роту, подаренную впоследствии королю Людовику XIV по случаю свадьбы.

В 1663 французский король Людовик XIV преобразовал 2-ую мушкетерскую роту, сделав ее копией первой. Роты являлись самостоятельными боевыми единицами. В каждой из них числились свои: кузнец, аптекарь, оружейник, шорник, хирург, казначей, три каптенармуса (заведующие продовольствием и военным инвентарем) и шесть квартирмейстеров. В этот же период тяжелые мушкеты были заменены на новые, более совершенные ружья. Мушкеты стали использоваться исключительно для парадов.

Однако привилегированность службы в мушкетерской роте была сопряжена также и с большим количеством сложностей. Так, жалование мушкетера было ничтожно маленьким, по сравнению, например, с гвардией кардинала Ришелье и составляло всего лишь два су в день. Все расходы на обмундирование (в том числе и ружья), покупку лошадей и слуг ложились на плечи самих мушкетеров. Кроме того, королевские мушкетеры принимали участие в любых битвах на передовой, обладая благословенным правом пойти в атаку первыми.

Мушкетерская рота фактически просуществовала до 1775 года, когда была расформирована в ходе военной реформы. После этого было предпринято еще две попытки восстановить мушкетеров, но они не увенчались успехом. Славная история элитных мушкетеров закончилась в 1816 году указом короля Людовика XVIII.


Рецензии