Ты можешь поспать

(Текст создан в ходе алхимических опытов в Кабинете малой прозы под руководством Александра Попадина).

**

Где бы ты ни был – ты можешь поспать. И поесть. А если тебя насыщает человеческая пища, считай это счастьем. Поживёшь с моё – поймёшь, что я имею в виду.

Из леса я выбралась засветло. И пока не стемнело, меня окружало молчание выцветшего неба, чернильных деревьев и засыпающих дневных птиц. Я живу здесь так давно, что уже не помню, как сюда попала. Я приросла к шершавым столетним стволам, тёмным непролазным ельникам и красноватым торфяным болотам. Если не телом, то душой – так уж точно. Одна мысль перебраться поближе к человеческому жилью вызывает оторопь. Но голод – не тётка – настойчиво твердит своё и гонит меня вперёд. Вперёд, по заросшей осокой тропе без единого следа от копыт и колёс, и только редкие камни тут и там выдают в ней когда-то кому-то нужный тракт.
В деревне один за другим гаснут огни. Туда я не сунусь: собаки залают, учуяв чужака, поднимается шум. Я сворачиваю чуть вправо, к дому на отшибе. Ещё не хутор, но уже не сельский двор. Старое, добротное крыльцо, крыша в заплатках, яблони под окном. Он – сельский врач, она – учительница здешней школы. Недавно явились из Лондона. Обживаются. Я проглотила ком стыда и самооправданий, слилась с темнотой и стала ждать, когда в окне погаснет лучина.

Где бы ты ни был – ты можешь поспать. Лечь в чистую постель, завернуться с головой в одеяло. А потом разметаться от духоты летней ночи, подставив уязвимое горло прямо под лунный луч.

Раз – и мягкие сапоги на подоконнике. Два – и я бесшумно прыгаю вниз, не задев приоткрытое окно. Хозяин спит, чуть запрокинув голову, дыша ровно, без храпа. Его жена – на краю кровати, волосы – рыжей волной из-под чепца. А рядом, в углу спальни – люлька с чем-то крошечным, из-за тряпья и не видно. Но слышится безмятежное мелкое сопение и чувствуется нежный молочный запах новорождённого. Я стою с минуту, глядя на эту картину со всей грустью вечного одиночества, а потом всё так же неслышно двигаюсь сквозь тьму к своей цели.

Да, этого точно хватит надолго. Конец моим мучениям, головокружению, обморокам, обессиливающим попыткам встать с постели. Теперь как минимум несколько месяцев, а если повезёт, то и год можно спокойно рубить дрова, таскать воду из ручья и просто гулять по любимым оврагам и прогалинам, вглядываясь, вслушиваясь и принюхиваясь.

Всё было даже лучше, чем я ожидала. Он был довольно большим. Вообще не понятно, как такой здоровенный стеллаж затащили в такой тесный кабинет. Или его сколотили прямо там?.. В общем, главное – это, конечно, Шекспир. Трагедии, сонеты и всё, никогда ещё не попадавшееся мне в таком количестве сразу, несмотря на то, что живу я довольно давно. А тут – сразу полное собрание сочинений. Добротная пища: не сказать, что лёгкая, но несваренья от неё точно не жди. Китса я брать не стала: хватит, пожалуй, с меня пока стихов. Диккенс на мой вкус немного горьковат. Там, где мне доводилось когда-то жить, его не переводили и, соответственно, не читали. Но однажды мне, всё-таки, попало в руки его творенье.

Ладно, не в моём теперешнем положении так уж капризничать. Берём. «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» наводит на мысли о приторных французских романах. Неужели наша миссис педагог их читает? Однако, дух из-под обложки совсем другой, тоже какой-то горьковатый и… Дома разберусь, решила я и сунула томик в заплечный мешок. Туда же отправились «Смерть Короля Артура» Томаса Мэлори – для неспешного смакования долгими зимними вечерами – Теккерей и Гомер. Пара прокисших философов, какой-то чёрствый учебник… Математика, наверно… А, нет, химия. Ну, хорошо, хватит пока, а то не унесу ещё, чего доброго. Да и летние ночи коротки – домой пора, в деревне скоро проснутся.

Очень тихо иду назад сквозь предрассветную мглу. Колыхнув лёгкую штору, прыгаю в синюю прохладу, как в воду. Лямки мешка приятно оттягивают плечи. А мысли о воровстве – неприятно. Где-то на обочине, в перелеске попискивает ранняя птаха. Скоро солнце покажет над лесом оплавленный край, и всё утонет в приветственном птичьем многоголосье. Селенье наполнится жизнью, частью которой мне никогда не стать.

Уходя, я задержалась на миг у люльки. Утром в ней найдут подарок из леса – птичью косточку на цепочке. Когда ты подрастёшь, ты наденешь её, случайно отыскав среди хлама. И начнёшь замечать, что высыпаешься теперь лучше обычного. А однажды, когда несчастья навалятся все разом, и будущее затянет непроглядным мраком, ты уснёшь, крепко зажав кулон в руке. И наутро всё, что творилось с тобой и вокруг, окажется просто ночным кошмаром.

Не благодари. В мире есть вещи, объяснение которым лучше не искать. А если случайно нашёл – улыбаться и помалкивать. Ты всегда можешь поесть и поспать. Пока это главное.


Рецензии