Ари Шеффер - Фредерик Шопен

   Ари Шеффер - Фредерик Шопен. 1846
   
Написать портрет гения   стремятся многие   художники, но выполнить эту задачу на  достойном великой натуры уровне удается единицам.

 Портретов Фредерика Шопена много.  В основном это сухие, академичные  и совершенно не интересные попытки  фотографического запечатления черт лица. 

   Портрет Фредерика Шопена кисти Ари Шеффера,  уникальное  произведение, в котором художнику  удалось создать реалистичный и, в тоже время, романтичный и  одухотворённый образ.   Здесь Шопен привлекательный мужчина с тонким, с горбинкой носом,   копной мягких каштановых волос и правильными чертами лица. Он красив, харизматичен, но это не главное.

   Шопен на этой картине
 предстает человеком высочайшей  организации.  Черты лица на портрете Шопена утонченные, как у человека ранимого, впечатлительного, но, при этом, сразу видно,  это не изнеженный аристократ, не бездельник, не сибарит.
 
     Складка на  лбу композитора свидетельствует о постоянной работе мысли, плотно сжатые, напряжённые губы говорят о несгибаемой воле,  глаза смотрят на зрителя и, в тоже время, сквозь него - создаётся впечатление, что процесс  создания музыки для Шопена неразрывно связан с самим фактом его существования.
 
   Глаза Шопена блестят,
цвет лица, губ говорит об избытке жизненной энергии.
  От всего облика Шопена исходит энергия, но это не грубая физическая сила, а нечто, с трудом поддающееся описанию, флюиды, недоступные понимаю простых смертных.

    Контраст затемненого фона и ярко освященного лица, размытый низ картины создаёт драматический эффект, удивительно соответствующий музыке композитора. Золотистые проблески на фоне, волосах, одежде, вкрапления голубого, полоска ярко белого воротника - всё это создаёт приподнятую атмосферу, словно предвкушение концерта великого маэстро.
   
     Этой зимой, находясь под впечатлением от этого портрета, я решила 
 послушать Шопена в филармонии, в исполнении симфонического оркестра. 
  
   Импровизационная  свобода, многокрасочные ритмические  рисунки, контраст идеалистических,  элегических и драматических мотивов   произведений Шопена оказались слишком сложными   для непосредственного  восприятия дилетанта.  Мне было легче понять музыку Шопена, представляя картинки со сложным сюжетом.

   Музыка Шопена страстно порывистая, неровная, гибкая, прихотливая, наполненная антитезами и контрастными образами. Нежный трепет гармоничных трелей внезапно сменяется  бурным музыкальным потоком. Иногда кажется, что это не музыка,  а повествование о том,  как  воплощение идеальной мечты трагично контрастирует с быстро надвигающейся угрозой, пароксизмами гнева или безутешным горем.

   Звуки прекрасной музыки порождают гамму представлений, в которых очаровательные образы природы органически переплетаются с представлением сложного мира чувств, драматических переживаний личности. В одном произведении я как будто слышала журчание ручья, охотничий рог, капли дождя, ветер, то сильный и тёплый, то порывистый и освежающе прохладный. В другом, само воплощение идеальной мечты – трели лесных птичек, резвый гомон играющих детей,  разговор влюблённых на лесной полянке. Но над всеми этими  мирными идеалистическими  картинками счастья – то пробуждаясь, то затихая, незримо  властвует рокот трагичных контрастных мотивов – мольба покинутой женщины, неизменная тревога, предчувствие, предтеча горя и страдания, неутешная скорбь, безнадёжность.

     Музыка Шопена как будто  предупреждает о бренности бытия и хрупкой недолговечности идеалистических радостей.

 Прекрасные звуки произведений Шопена побуждают глубже чувствовать и  размышлять. Прекрасный портрет Ари Шеффера  побуждает интерес к  личности  великого композитора.
 


Рецензии