Огнемётчик

На конкурс Юлии Хабаровой «Свеча памяти» http://proza.ru/2020/04/10/2067


Почему так сложилась жизнь нашей семьи, я не могу понять до сих пор. А теперь спросить  уже не у кого – все родственники давно ушли в мир иной. Из большой семьи я остался один... Внуки шутят:«Дед! Ты - последний из могикан...».

Кто конкретно виноват в том, что наши отец и мать жили сами по себе, а мы — трое детей с малых лет жили с бабушкой и тётями, сказать сейчас, когда прошло более восьмидесяти лет, невозможно. Истину я уже не узнаю...

…Мой отец Комаристов Ефим Петрович родился в 1904 году в городе Короча Курской губернии. Его я помню очень плохо. В закоулках памяти остались только какие-то маленькие отрывочные воспоминания о нём.

Город Краматорск. Отец и мать работают на строительстве машиностроительного завода, который был был пущен в 1934 году. ...Митинг, толпы народа, красные флаги, музыка... Я сижу на плечах у отца... Он показывает мне на трибуну:
– Смотри, смотри, вон он!

Через много лет, уже взрослым, я узнал, что тогда на открытие завода приезжал член правительства Г.К. Орджоникидзе.

Мы жили на улице имени Карла Либкнехта. Двор... Круглая летняя беседка. Я сижу у отца на коленях. Он пьет чай и читает газету, которую я все время хочу вырвать у него из рук.

...Городской сад на улице Интернациональной напротив бывшей женской гимназии. Аллеи сада посыпаны желтым песком. Вдоль них стоят скамейки. В «раковине» играет духовой оркестр. В саду прогуливается молодежь и старики. В ларьке продают лимонад и печенье.

Старичок в белом фартуке и нарукавниках привозит на тележке, закутанные в лед и солому белые металлические баки, в которых вкусное мороженное. Продаёт его в вафельных кружочках.

Я медленно с наслаждением облизываю, пахнущее клубникой, мороженое.

Быстро темнеет. Мы идём в летний кинотеатр. На экране вдоль конвейера бегает маленький смешной человек с усиками. Через много лет я узнаю, что показывали фильм с участием Чарли Чаплина.

Я засыпаю у отца на руках и падаю на переднюю лавку. Сильно ударяюсь переносицей, из носа течёт кровь, я реву и кино для меня кончается...

Под Новый Год, возможно 1936 или 1937, мы готовимся встречать праздник у бабушки и тётушек. Фабричных елочных игрушек у нас нет и мы клеим из цветной бумаги цепи, вырезаем какие-то игрушки из бумаги и картона, а отца с ёлкой всё нет...

Наконец он приходит, весь в снегу с большой пушистой елью. Ставит её в ведро с песком. Мы развешиваем украшения, отец изображает Деда Мороза и раздаёт нам подарки...

...Работал отец секретарем-бухгалтером в Районном потребительском союзе. В 1937 году его осудили как «вредителя», на четыре года. Райпотребсоюз отправил в Москву вагон чеснока, а он в пути замерз. Какое отношение отец имел к этому чесноку, и какова его вина в этой истории, я не знаю.

Тёти говорили, что, якобы, наказание отец отбывал в поселке Березники Пермского края и работал в шахте, на каких-то вредных рудниках. В 1941 году он должен был освободиться, в каком месяце я не знаю, но началась война и его прямо из лагеря отправили на фронт.

Письма отец писал редко и нам и своим родителям. Я помню, что писал ему письма  на фронт очень часто. Рисовал горящие немецкие танки и самолеты с крестами и свастикой, и обязательно в конце всегда писал: «Смерть немецким захватчикам!».

Мой старший брат Василий сохранил письмо от отца, датированное июлем 1943 года, и открытку. Незадолго до своей смерти он передал их мне. Письмо отца с фронта и содержание открытки я опубликовал в мемуарах «Воспоминания о войне». 
http://proza.ru/2014/06/30/1640

На открытке обратный адрес: «787» полевая почта часть 238. В открытке отец написал:«Пишу эти строки, надеясь, что через 2-3 дня, вы будете освобождены от проклятых немцев».

На открытке штамп: «Проверено военной цензурой». Дата отправки открытки на почтовом штемпеле полевой почты 04.02.43. Короча была освобождена 07.02.43 года. Следовательно, отец был где-то совсем рядом с домом...

…В мае 2009 года, накануне дня Победы, наконец, после долгих попыток я нашел в интернете информацию об отце.

На сайте «Мемориал» Министерства обороны РФ о нем имеются две записи. Первая – в Электронной Книге Памяти Архангельской области (том 09/): «Комаристов Ефим Петрович, 1904, Курская обл. Корочанский р-н. Место призыва: Няндомский РВК Арх. обл. Красноармеец, стрелок. Пропал без вести. _08.1943».

Следовательно, в 1941 году отец отбывал наказание в Няндомском районе Архангельской области, а не в поселке Березники Пермского края. Может быть, в Березниках он был раньше, но я этого не знаю. Помню, что письма в Березники и в Няндому я не писал.

Вторая запись об отце есть в Центральном архиве Министерства обороны. «Информация из документов, уточняющих потери. Комаристов Ефим Петрович, 1904, призван Няндомским РВК, красноармеец, пропал без вести, _08.1943, номер фонда-58, номер описи–18004, номер дела–688».

Там же приведен сканированный список красноармейцев, пропавших без вести и умерших от ран. В списке значится: «№ 89. Комаристов Ефим Петрович, красноармеец, огнемётчик, беспартийный, 1904, г. Короча, Нядомским РВК с 1941 г. Сын: Комаристов Василий Ефимович ул. К-Маркса № 32».

В воинской части отец не указал имя, отчество, фамилию жены или данные своих родителей, а указал имя старшего сына.

В списке военкомат призыва указан неправильно, а запись «был тяжело ранен и умер от ран 17.09.43г.» - зачеркнута. Эта запись заставляет задуматься - а может наш отец не пропал без вести, а действительно умер в госпитале и похоронен где-то...

Архив МО подтверждает, что отец действительно был огнемётчик. Откуда в семье знали о его военной специальности, сказать затрудняюсь.

Сестра говорила, что она помнит (в 1943 году ей было 8 лет), как во время войны кто-то из красноармейцев вернулся с фронта по ранению и рассказал тёте, что отец был огнемётчиком. Якобы, он же говорил, что видел, как раненого отца везли на телеге в госпиталь.

Летом 1943 года тётя получила извещение из воинской части о том, что наш отец пропал без вести. Куда исчезло это извещение, я не знаю, но очень хорошо помню его вид. Оно было отпечатано под копирку на машинке, с угловым штампом полевой почты, а фамилия, имя и отчество отца написаны черными чернилами от руки.

Отец погиб, когда ему было всего 39 лет. Перефразируя слова писателя В.Пикуля, он погиб самой худшей из всех смертей, которая зовется безвестной...

Вполне возможно, что в августе 1943 года он пропал без вести во время боёв на Курской дуге.

Господи! Упокой души воинов, отдавших жизнь за то, чтобы жили другие!
                * * *
Информация из интернета: «Во время войны немцы огнемётчиков в плен не брали… Огневая смесь, выбрасываемая из огнемёта, била на расстояние 25-30 метров, а пламя достигало температуры  1500 градусов. При попадании горючего вещества его было крайне тяжело потушить. Самая болезненная смерть — это сгореть заживо, а если остаться в живых, то несомненно калекой. Огнемётчики это понимали, и всегда носили с собой пистолет, не только чтобы совершить самоубийство когда грозил плен, ведь зачастую их смерть делали мучительной враги, но и если в их огнемёт попадет осколок или пуля, тогда они сами будут охвачены горячим пламенем».

Фото: отец Комаристов Е.П. Картинка из Сети

Мемуары опубликованы в общественно-политической газете Корочанского района Белгородской области «Ясный ключ» №19 (10040) от 7 мая 2020 года


Рецензии
Спасибо. Мой дядя Анатолий Корякин тоже погиб на Курской дуге. Умер от ран в госпитале в Старом Осколе.

Михаил Сидорович   07.05.2020 10:42     Заявить о нарушении
Вечная память нашим родным и близким!

Анатолий Комаристов   07.05.2020 11:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.