НЕОпавшие листья

Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою
ради Меня сбережёт её.

Душа потерянная, умершая ради Истины, сберегает себя в памяти, которая снова воскрешает её своим чудо-творением.

Какое чудо! -
Листья опадают
И снова мудро
Лик свой воскрешают.

Т.о. листья опадают и не опадают, создавая из пересечения своих параллельных линий, процессов жизни некий неувядающий кристалл, семя - потенциал их творческой жизни в круговороте смерти и бессмертия.

Листья литературы у В.Розанова как "Опавшие листья", переход которых в новое литетературное состояние реальности оказывается труднопонимаемым, как и для многих в различных сферах жизнедеятельности, кто в наше время(20-21 век) столкнулся лицом к лицу с парадигмальным сдвигом, требующим смены парадигмы, чтобы не потерять критерии, ценности жизни, "почву под ногами".
Но кто же думал, что параллельные линии каким-то образом могут пересекаться, когда нормальное понимание говорит о невозможности подобного.
А раз невозможно, то великие таинства жизни и смерти оказываются лишь параллельно понимаемыми, как чувственно, так и умопостигаемо.
Тот же В.Розанов положил началом своих "Опавших листьев" такое:

"Я думал, что всё бессмертно. И пел песни. Теперь я знаю, что всё кончается. И песня умолкла".

Что же случилось, что стало причиной подобным высказываниям Розанова, отрицающим "песнь бессмертия"?
А случилось то самое непонимание диалектического перехода "песни", следствием чего - ощущение тупика. Как выразился сам Розанов:  ..."Смерть - конец. Параллельные линии сошлись. Ну, уткнулись друг в друга, и ничего дальше. Ни "самих законов геометрии"".
Т.е. вместо бога, бессмертия, Розановым видится одна лишь только смерть, конец, наводящий его на ужасные вопросы: ..."Или неужели сказать, что смерть сильнее самого бога. Но ведь тогда не выйдет ли: Она сама - Бог? На божьем месте? Ужасные вопросы".
Из-За неспособности найти ответы на подобные вопросы, у Розанова "листья литературы" так и остались опавшими, не способными восккреснуть в НЕОпавшее...

Не понимая перехода литературы в иной статус(виртуальности), Розанов столкнулся с неумолимым ощущением потерянности живой литературной души, которую он так гениально описывает своим живым ассоциативным слогом.

Розанов пишет: "Всякое движение души у меня сопровождается выговариванием, и всякое выговаривание я хочу непременно записать. Это - инстинкт. Не из такого ли инстинкта родилась литература(письменная)? Потому что о печати не приходит мысль: и,следовательно, Гутенберг пришёл потом".
Но поставленный Розановым вопрос об инстинкте письменной литературы так и остался вопросом. Вследствие чего он всё более сталкивался с ощущением потерянности(смерти) устной речи(литературы) при запечатлении её в бездушной букве(печати), носителе литературы(литературности).
Розанов ("Уединённое"): ..."Как будто этот проклятый Гутенберг облизал своим медным языком всех писателей, и они все обездушились "в печати", потеряли лицо, характер".
Подобное обездушивание показалось Розанову потерей любви, теплоты переживаний как "дара служения голосов и дара видения лиц при чтении,которыми проникаем в душу человека".
Теплота любви, всё более сменяющаяся холодом печатной буквы, ощущалась Розановым как нехватка любви: ..." Дайте любви. Я задыхаюсь в холоде. У, как везде холодно". ..." После книгопечатания любовь стала невозможной".
..." Ведь любовь подобна жажде. Она есть жаждание души тела(т.е. души, коей проявлением служит тело). Любовь всегда - к тому, чего особенно недостаёт мне, жаждущему".
Итак, раз иная любовь холодная - в инстинкте письменной литературы - так и осталась под вопросом, то он любовь выражает односторонне, в своей гениальной фразе(видимо непонятой им вполне): "МЫ НЕ ПО ДУМАНЬЮ  ЛЮБИМ, А ПО ЛЮБВИ ДУМАЕМ".

Само же думанье,задумчивость чувствуется им чем-то чудовищным: "Иногда я чувствую что-то чудовищное в себе. Это чудовищное - моя задумчивость".

Переход литературы в новое качество можно увидеть в "Мастер и маргарите" Булгакова, начавшемся спором о Боге...

Где сатана явил свой лик
В одном известном разговоре.
Мессир был спора проодник
В квартире 50-й вскоре.
За ним поэт один бежал, -
Бездомным его звали.
Он путь Христов ещё не знал.
Итог - в психушку сдали.
Бездомный, попадя в дурдом,
Врачу о Воланде вещает,
Не ведая ещё о том,
Что Мастер в доме обитает.
Его скрижаль суть мастерства,
В прозрачности кристалла,
Как НЕОпавшая листва,
Про дальний мир вещала...

" Левий порылся за пазухой и вынул свиток пергамента. ...Гримасничая от напряжения, Пилат щурился, читал:  мы увидим чистую реку воды жизни... Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл..."(из "Мастера и Маргариты").

Кто читал "Мастер и маргарита", знает, что судьба старого здания литературы была определена - оно сгорело благодаря действиям свиты Воланда. А дальше определялась судьба самих Мастера и Маргариты во встрече Левия Матвея(бывший сборщик податей) с Воландом: ..."- Он прочитал сочинение мастера, - заговорил Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы взял с собою мастера и наградил его покоем.Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
- Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд, - и тебе это хорошо известно.
-Он помолчал и добавил:  - А что же вы не берёте его(мастера) к себе, в свет?
- Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.
- передай, что будет сделано, - ответил Воланд.
- Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже...

...здание (литературы) сгорело до тла.

... - Ах, если так, то, конечно, придётся строить новое здание. - Оно будет построено, Мессир, - отозвался Коровьев, - смею уверить вас в этом. - Ну что ж, остаётся пожелать, чтобы оно было лучше прежнего, заметил Воланд".

А дальше путь - лунная дорога любви, любви Маргариты и Мастера, любви, сменившей свою природу на новую, состоящую из кружева НЕОпавших листьев.

Но на этой дороге НЕО, как мы, перешагнувшие 20-й век, видим, начинает "поднимать голову" то, что будет препятствовать - в виде нехристи НЕОфашизма.

...


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.