Катастрофы в море и реках. Навстречу гибели

Третьего февраля 1993 года во время сильного шторма в Черном море затонул теплоход «Стрелец» в семидесяти милях от пролива Босфор.

История этого кораблекрушения начиналась задолго до этого события.
В начале 90-х годов в Московское пароходство стали приходить новые сухогрузные теплоходы. Согласно планам, исполняющего в то время обязанности начальника пароходства Березина В.Ф., все эти суда должны были пройти переоборудование на класс река – море для работы в заграничном плавании. К этому времени уже почти все Российские пароходства имели заграничный флот и получали хорошие прибыли.
С приходом в должность Березина В.Ф. это недоразумение стало исправляться. Первые четыре теплохода типа «Волжский» были отправлены на переоборудование в Навашинский судостроительный завод, где теплоходы укоротили на 30 метров, укрепили корпус и выполнили другие требования морского регистра, необходимые для класса судов река – море. Получились очень неплохие «морячки», которые с честью выдержали в дальнейшем испытание в морях. Но затраты на переоборудование были немалые, поэтому
остальные два  «Волжских» решено было переоборудовать по другому проекту. Точнее, эти теплоходы остались такими же речными судами, лишь нужно было выполнить незатратные требования регистра для получения своего класса. Проект такой был, и такие суда бороздили и до сих пор бороздят моря.

Экипажи на этих судах были из речников, которые переучивались на моряков в Московской Академии Водного Транспорта, у которых не было морской практики, не было хорошего английского языка, поэтому начальник службы загранплавания
Линев Ю.Д. мечтал в скором времени заменить судоводительский командный состав моряками из других пароходств, но «пришельцев» было очень мало, тем более, что не все они оправдали надежды Линева. Росли свои капитаны, но они навсегда оставались «валенками» в глазах Линева в сравнении с представителями других пароходств и отношение руководства к своим капитанам было ниже среднего.

В других пароходствах лучше платили, и народ стал переходить в другие пароходства, и их охотно брали на службу. Московскому пароходству надо было чем -то заполнять вакуум. А где найти путного капитана дальнего плавания на низкую зарплату?
Брали и сильно пьющих людей, и штрафников, и людей имеющих диплом, но не имеющих морской практики (купленный диплом).
Мало сказать, что эта политика Линева и Березина привела к плачевным последствиям, но курс не менялся, и зарплата тоже.

Где-то с 2000 года большая часть загранфлота московского пароходства перешла в частные руки, в организованную В.Ф.Березиным фирму, а в Московском пароходстве остались лишь те, самые, неукороченные «Волжские», один из которых назвали «Стрелец». С кадрами на этих судах оставались те же проблемы. На теплоход «Стрелец»
на должность капитана привлекался ростовчанин Агеев, который к тому времени имел нелестную характеристику, сильно напивался и был неуправляем в пьяном виде, но приходилось мириться с тем, что есть.

Один знакомый старпом рассказывал, что после шести месяцев совместного плавания с капитаном Агеевым, он категорически отказался работать в дальнейшем с ним, зная, что
пьяный Агеев не в силах был адекватно оценивать обстановку и выходил в море в любой шторм. Лишь чудом это не произошло раньше.

К тому времени набор корпуса порядочно износился и имел трещины. Такой теплоход нуждался в срочном ремонте, а капитан должен был неукоснительно соблюдать 20-мильную зону относительно берегов, и не превышать максимальной высоты волны, установленной для этого теплохода морским регистром. Эти требования не выполнились, и в последний раз третьего февраля 2003 года, когда пьяный капитан вывел свой корабль  в Черное море в сильнейший шторм, и в семидесяти милях от Босфора, «Стрелец» переломился на громадной волне и затонул. Из всего экипажа турецкие спасатели подобрали на месте гибели теплохода живыми четырех членов команды, двоих из которых не смогли спасти от переохлаждения, и они не выжили. Погиб и капитан Агеев.

Странно и то, что дежурный диспетчер порт контроля в порту Стамбул дал разрешение
этому теплоходу на выход в штормовое море на верную гибель, имея перед собой все данные этого судна и ограничения по плаванию. Но у каждого капитана должна оставаться на плечах своя голова и трезвый рассудок, прежде, чем лезть в пекло.
 Все это мы знаем, но пьяному - море по колено.


Рецензии