Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 5

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)

ПОДЧАШИЙ ИЗ-ПОД ЧАШНИК

Чашники были лакомым куском для всех властителей. Если заглянуть в толковые словари, то узнаем, что могло обозначать это слово. По Далю, «чашник» – это придворный виночерпий, у кого напитки в ведении и чарочники под рукою.

Если рассматривать с географической точки зрения, то в улльском изгибе, действительно, есть сходство с чашей – природным сосудом, а близость Лукомля, с его варяжской темой, воскрешает легенду о Граале. Адам Хмара, один из авторов Словника, завизированного царской цензурой, не преминул привести такой показательный пример: в Лукомле отмечались три христианских святыни.

Из чаши – неиссякаемого сосуда, с которым можно сравнить Уллу, пили, образно говоря, на протяжении веков: плавали с севера на юг. Это был самый короткий маршрут, чтобы попасть в Причерноморье и Средиземноморье. Однако еще один факт, приведенный в польском Словнике, указывает на «винносодержательный» аспект. Неподалеку, можно сказать, на подхвате, жил подчаший - виночерпий, обязанностью которого было надзирать за напитками для высших господ. Назначал его король. И был тот подчаший не кто иной, а Николай Юрьевич Радзивилл «Рудой». В первой половине XVI века ему принадлежала сердцевина улльской магистрали - Поулье.

В Поулье был бастион. Обладательницей местечка с давних времен считалась София из Монивидов – мать Николая Юрьевича. Роман Афтанази, польский автор, составивший «Историю резиденций на давнишних кресах Речи Посполитой» - многотомное описание дворянских усадеб в восточных землях, отмечая Поулье, привел факт из свидетельств последних хозяев: они указывали на остатки оборонных укреплений, которыми была насыщена прибрежная земля. Да и мне, в составе группы лепельских краеведов, пару лет назад довелось собственными глазами видеть развалины мощнейших сооружений. А еще очевидцы фиксировали наличие курганов, разбросанных по берегу.

Радзивиллы – известнейший и богатейший шляхетский род, первые князья Священной Римской империи. Как они обосновались в междуречье, доподлинно неизвестно, однако не лишним будет напомнить, что в 1190 году вверх от Поулья, при Городенце, произошла великая битва, когда на сцену вышел запад. Та битва разделила некогда единую Полоцкую землю на части, и Улла стала порубежной. Вековое вечевое правление разрушилось, а королевская власть стала доминировать, наживаясь на феодальной разобщенности. Княжеские уделы крошились, как хрупкое стекло, продавались. Особенно большой размах приобрела купля-продажа в эпоху Сигизмунда Старого, что подтолкнуло Грозного к решительным мерам. «Могильщицей» княжеских уделов можно назвать Сфорцу – ставленницу Габсбургов в Великом княжестве Литовском. Миланская принцесса вышла замуж за немощного короля, и начала управлять государством. Это с ее подачи была введена поволочная помера, чтобы широко продавать земли. При этом наиболее выгодные волоки доставались приближенным двора либо оставались в королевской собственности. Конечно, южная магистраль – речной торговый путь, в котором важнейшую роль играла Улла, не мог не интересовать влиятельных особ. Так вблизи Иванска появилась «панья Анна» - предположительно Анна Ягеллонька, дочь Боны Сфорцы!

И Поулье перешло в другие руки. Способствовала ли тому королева? Трудно сказать, но частные интересы были задействованы. Наследник королевской четы - Сигизмунд Август женился на Варваре Радзивилл, сестре Радзивилла «Рудого».

«Подчаший» получил солидную протекцию. Он продал имение - выгодный «приуличный» кусок в обмен на должность трокского воеводы, а это незаменимая ступенька к успеху. Троки (ныне Тракай) были основаны еще Гедимином и являлись тогда столицей Великого княжества Литовского. Поулье Радзивилл уступил Пияновским. Случилось это в 1550 году, незадолго до вторжения московского царя.

(Продолжение следует).

На снимке: характерная скульптура-композиция на одной из улиц Чашник (из интернета).


11.05/20


Рецензии