Авачик

      Далеко-далеко, на самом краю земли, где горы поднимаются так высоко, что своими снежными вершинами задевают облака, а холодные волны Тихого океана с шумом обрушиваются на чёрный песчаный берег, жила девочка Анюта.
Она очень любила сказки. По вечерам перед сном бабушка всегда баловала её новой сказкой. Это было тогда, когда не было ещё телевизоров, а детские книжки-сказки стоили  дорого.  Купить их могли только очень богатые люди.
– Бабушка! – говорила Анютка. – Я вырасту, научусь читать и куплю самую красивую большую книжку со сказками.
       – Так и будет, внученька. Ты у нас трудолюбивая, всего добьёшься, - ласково гладила бабушка внучку по белокурым кудряшкам.
Прошли годы, Анюта  выросла, научилась шить, как и её мама. А из оставшихся после кроя маленьких лоскутков она шила игрушки. В основном это были мишки. Набивала их ватой и раскрашивала. Игрушек становилось всё больше и больше. Они сидели везде: на шкафу, на спинке дивана. Все были разные. У одного мишки был надет красный колпак, как у Петрушки. У другого – зелёная рубашка с белыми узорами.   У медведицы Даши – жёлтый сарафан, а в лапе она держала корзинку с ягодами. Только у Белого Мишки ничего не было. Не знала Анюта, что на праздник одевают белые медведи. Он один остался без украшения.
Анюта была хорошей швеёй, но денег хватало только для того, чтобы прокормиться с больной мамой.  А когда в городе была ярмарка, она выносила на продажу своих мишек. Раскрывала большой чемодан и превращала его в сцену  кукольного театра.
Собиралось много детворы. Они, раскрыв рты, жадно слушали Анютины  сказки. Потом мишки охотно раскупались родителями. К вечеру  чемодан пустел, но Белый Мишка всегда оставался в нём.
 – Ну, что ты, мой горемычный, опять хмуришься? Не грусти, может тебя на следующей ярмарке купят, подожди. Не придумала я про тебя ещё сказку. Но когда расскажу ребятишкам твою сказку, ты обязательно попадёшь в чьи-нибудь тёплые руки, - Аня ласково разговаривала с ним, как с живым, и даже не предполагала, что он всё слышит и понимает. Она сняла с себя ключик, висевший рядом с крестиком, и повесила мишке на шею. – Это счастливый ключик. Когда я была маленькой, мама дала мне его и сказала: «Он принесёт тебе, доченька, счастье».
Анюта задумалась. Наклонилась к самому уху Белого Мишки и грустно прошептала:
 – Но вот уже бабушки и мамы нет, а счастье так и не пришло, может, тебе повезёт…
С грустными мыслями уставшая девушка уснула, лишь только её голова коснулась изголовья кресла. Свеча догорела. В комнате стало темно. Уснули игрушки, и только Белый Мишка, растроганный рассказом хозяйки, не спал.
Он взял в лапы висевший у него на шее ключик и стал внимательно рассматривать его.
 – И какое такое счастье он должен принести? Надо его почистить, а то совсем потускнел, – мишка стал натирать его, приговаривая. – Вот если бы я был большой и сильный, то обязательно добыл для тебя, Анюта, счастье…
Только он успел договорить последнее слово, как какая-то неведомая сила подняла его, закружила и понесла куда-то. Мишка от страха зажмурился и открыл глаза тогда, когда всё успокоилось. Кругом снег, горы, темнота. И только недалеко в горах светился огонёк. Поспешил к нему. У входа в пещеру сильный парень в медвежьей шкуре перегородил ему дорогу рогатиной.
 – Постой! Не коли меня, ты испортишь ткань, и из меня полезет вата.
 – Что? Так ты не настоящий медведь?
 – Нет. Я плюшевый, у меня и зубов-то нет, – мишка открыл пасть.
 – Действительно нет. Но ты очень большой и совсем-совсем белый. Я таких здесь никогда не видел, – удивился незнакомец.
– А я полярный! – гордо ответил Белый Мишка. Он понял, что какое-то волшебство превратило его в огромного, но всё же игрушечного медведя. – Я пришёл к тебе на огонёк как друг.
 – Коли с миром пришёл, то усаживайся у костра. Зовут меня Авачик. Я охотник, живу в пещере и охраняю вот этот сундук.
 – А что в нём?
 – Не знаю, – пожал плечами Авачик. – Старейшина рода сказал, что в нём хранится моё счастье и счастье моего народа.  Просил меня беречь его.
 – Почему  здесь так темно, где солнце? – поинтересовался мишка. Он примостился в стороне от  костра, опасаясь искр.
 – Люди рассказывают, что живёт  в наших горах ненасытный медведь, ест всё подряд и растёт. Он стал таким огромным, что однажды, проголодавшись и не найдя ни одного зверя,   разозлился, подпрыгнул до самого неба и проглотил огненное светило. С тех пор мы живём в темноте и в холоде. Рыба ушла в глубину, звери попрятались в норы и боятся нос высунуть. – Охотник вздохнул и продолжил: –  Говорят, что нам может помочь только какой-то белый волшебник. Он даст мне молнию, которая убьёт дикого зверя-монстра.
Авачик налил в кружку чаю и предложил гостю. Мишка отказался:
 – Я сразу промокну, если волью в себя чай. Ты забыл, я же плюшевый!
Охотник и его новый друг рассмеялись.
Вдруг всё задрожало. Раздался страшный вой. Друзья выбежали и увидели на фоне звёздного неба огромное, почти до небес,  лохматое чудовище. Это был горбатый медведь. Он медленно двигался, переваливаясь с лапы на лапу.
 – Нужно что-то сделать! Иначе чудовище взберётся на вершину вулкана и проглотит ещё и луну! Мишка, уходи быстрее, а я задержу его! Видно пришло время мне с ним сразиться, – Авачик взял в руки рогатину и приготовился к битве.
– Послушай, может, это я тот самый белый волшебник? Зачем-то же я сюда попал?! Висит же у меня на шее ключ от чего-то. Давай попробуем им открыть твой сундук!
 – Давай!
После второго поворота ключа крышка сундука сама открылась, и друзья ахнули, прикрыв глаза руками. На дне сундука лежал прозрачный, как лёд, святящийся, как сотни небесных звёзд, меч.
 – О! Это не моя рогатина! Теперь мне есть чем встретить врага!
Охотник, не раздумывая, схватил его и пошёл навстречу приближающемуся чудовищу. Пронизывающий небо луч вылетел из меча. Зверь взревел, встал на задние лапы, казалось, что он вот-вот прыгнет и раздавит своим могучим телом друзей. Авачик направил меч на медведя, и луч, как огненное копьё, прожёг насквозь зверя. Чудовище окаменело и на глазах друзей стало разваливаться на огромные глыбы. И тут из груды дымящихся камней вырвалось солнце. Оно, поднимаясь всё выше и выше, разливало свет, согревало землю и воды. Меч в руке Авачика стал таять и  превратился в простую сосульку.
 – Так это ты и есть белый волшебник?! Как же долго мой народ ждал тебя! – радость переполнила друзей. Они обнялись, и у Белого Мишки выкатилась из глаза маленькая слезинка. – Как? Ты умеешь плакать? Ты ведь плюшевый!
– Да, я игрушечный, но мне кажется, что у меня в груди забилось  горячее доброе сердце. Я догадался, как сделать мою хозяйку счастливой! Дорогой Авачик! – обратился мишка. – Теперь, когда солнце снова обогревает землю, звери, не боясь, бегают по лесам, а рыба поднялась из глубин, твой народ стал счастливым. Я хочу, чтобы и моя хозяйка Анюта была счастлива, ты принесёшь ей счастье.
– А какой подвиг я должен совершить для этого?
        – Хватит подвигов, Авачик! Держи меня покрепче за лапу. – Мишка, не мешкая, стал тереть свой ключик, приговаривая: – Ключик, отнеси нас домой, к Анюте. Я так соскучился по ней.
И снова неведомая сила подхватила, закружила и понесла друзей. Ветер со снегом бил в лицо. Авачик зажмурился и открыл глаза только, когда всё стихло.  Ни снега, ни шума холодного ветра. Тишина и темнота окружали охотника. Он стоял и не мог понять, где он и куда подевался друг мишка.
И вдруг лучи солнца заглянули в окно и осветили раскрытый чемодан, а в нём – плюшевые игрушки. Авачик сразу узнал среди них своего друга. Белый Мишка был маленьким и молчаливым. А солнышко всё наполняло комнату своим светом.  Осмотревшись вокруг, увидел спящую в кресле красивую белокурую девушку. Она была так прекрасна, что он с первого взгляда влюбился в неё. Стоял и смотрел на неё, не отрывая глаз, боясь спугнуть девичий сон. Анюта проснулась и, не испугавшись, спросила:
 – Ты кто?
– Я охотник Авачик. Белый волшебник сказал, что я должен подарить тебе счастье. Но я нашёл здесь и своё счастье. Я полюбил тебя с первого взгляда.
 – Я знала, что ты обязательно придёшь ко мне, моё счастье! – протянула Анюта  руки к юноше.
Он взял её руки в свои, и они долго стояли и смотрели друг на друга. Их переполняло то великое и долгожданное чувство, которое правит миром – любовь.
С тех пор Белого Мишку больше не носили на ярмарку продавать. Однажды он услышал от хозяйки, что скоро в доме будет жить маленький ангел, а он, мишка, будет его другом. «Какое счастье, быть кому-то другом», – подумал Белый плюшевый мишка и сладко зевнув, заснул в своём чемодане.
В благодарность за избавление от страшного зверя народ назвал гору, где жил их герой-избавитель, – Авачинским вулканом. А дымящуюся громаду камней – Корякским вулканом.


Рецензии