В космос

     Сегодня день космонавтики и мне захотелось вспомнить те дни моей юности, когда человек начал делать первые шаги в космос.

Первый спутник.

     Где-то в пятом классе я увлекся астрономией. Почему она меня увлекла - не знаю.  Думаю, это было романтическим увлечением. Космос, неведомость, таинственность, невообразимые, бескрайние просторы, невозможность познать космос до конца, наверное, это привлекло меня. Потому что, если говорить  о реальности, я не очень любил (и люблю) математику и понимаю ее. А астрономия - это сплошная физика, математика  и геометрия. Как бы там ни было, я увлекся этим предметом. Это увлечение у меня продолжалось до девятого класса, когда я понял, что профессиональным астрономом я не буду. Увлечение астрономией у меня окончилось, но такое увлечение перешло в спокойное отношение к ней. Я хорошо освоил школьный курс астрономии. Всегда в будущем интересовался ее развитием и достижениями. Но профессионалом не стал. Это увлечение сменилось увлечением химией.
     Но в момент первого запуска спутника я был на самом пике увлечением астрономией. Запуск первого спутника оказался для всех неожиданным. Тогда не было принято что-то говорить заранее, никто о возможном запуске спутника, ни в прессе, ни по радио и не заикался. Все делалось в глубокой тайне. Возможно тому способствовало острое соревнование между СССР и США в области вооружения. Короче, сообщение о запуске спутника стало для всех неожиданным. Большинство людей тогда были очень и очень далеки от астрономии и ракетной техники. О последней вообще мало говорили и знали широкие круги населения. Поэтому потребовалось объяснить что такое спутник, как он летает, как был запущен. И вот я и мой товарищ Леша Егоров (который тоже увлекался астрономией, он даже сделал телескоп и наблюдал солнечные пятна и направлял данные в астрономическое общество) сделали несколько сообщений по поводу запуска спутника. Первое сообщение мы сделали уже на классном часе 5 октября. Шестого числа все газеты уже пестрели подробными сообщениями о запуске первого спутника. Все радиолюбители стали слушать знаменитые его радиосигналы «Бип-Бип». Многие стали наблюдать спутник на небе. По радио и в прессе публиковали расписание прохождения спутника над городами. Спутник можно было увидеть невооруженным глазом, но стали делать специальные простенькие оптические приборы для его наблюдения. От увлечения астрономией у меня осталось несколько книг, потом я что-то еще подкупал, остался интерес к космосу. И этот интерес я проношу через всю свою жизнь. И до сих пор интересуюсь достижениями астрономии и космонавтики.

Полет Гагарина

     В 1961 году я учился на первом курсе института. И вот в один теплый апрельский день наша группа сидит на занятиях английского языка (преподаватель у нас была очень красивая молодая женщина с хорошим ровным характером, с ней очень приятно было заниматься), читает тексты, переводит и т.д. Аудитория для занятий языком была очень маленькая (нас было 12 человек) и находилась на пятом этаже, где-то под чердаком. И вот мы слышим, какой-то гул идет по институту, все затревожилось, все зашумело. Мы не могли понять, в чем дело. И продолжаем заниматься. В конце концов, шум стал таким сильным, превратился в какой-то гул. Пошли узнать в чем дело. И наш студент, который ходил узнавать, влетает с шумом в эту маленькую аудиторию и кричит – космонавта запустили в космос. Мы все ему говорим – брось врать. Он – да нет серьезно, сейчас по радио сообщили. Ну мы тут с английского все и побежали узнавать в чем дело. А следующей была лекция в Большой аудитории, лекция по химии. А у нас лекцию читал профессор (он же преподаватель в военно-химической академии, он же полковник) Астахов. Он входит в аудиторию и начинает лекцию с сообщения ТАСС и яркого эмоционального поздравления нас с этим великим событием. Восторгов, крика, шума было настолько много, что он довольно долго не мог начать свою лекцию. Ну а уж после занятий все студенты вышли на улицу и очень долго и живо обсуждали эту новость. Интересно, что никого она не оставила равнодушной. Конечно, мы были очень молоды и естественно темпераментны. Но событие было настолько ошарашивающим, что все были просто в диком восторге. А как мы встречали Гагарина – это отдельный рассказ.

Встреча Гагарина

     В день встречи Гагарина была очень теплая и солнечная погода. Наверное, сама природа приветствовала его. Еще накануне нам сказали, что будет его встреча и из групп должны выделить представителей на демонстрацию. Какое там. Обычно на демонстрацию заставляли ходить или мягче сказать, предлагали сходить. А здесь, кого не взяли на демонстрацию были обижены. Короче, на демонстрацию вышел весь институт. Обычно, с Малой Пироговки до Красной площади мы шли часа два и проходили красную площадь где-то в час. Здесь до библиотеки Ленина мы часов шесть или даже больше шли. Колонна двинулась от института в часов девять, а к библиотеке мы подошли к пяти часам. И нам там объявили, что демонстрация закончилась, Гагарин очень устал и больше не может находиться на трибунах. Половодье народа было на этой встрече. Ликование, музыка, песни, самодельные плакаты – такого всплеска народной гордости я больше никогда не видел. Да и таких грандиозных демонстраций тоже. Те, кто видел день Победы говорили, что эта встреча была такой же грандиозной, а самое главное, искренней. Никто не заставлял идти на демонстрацию. Все сами повалили на нее. Представь себе бескрайнее море народа. Куда ни кинь толпы народа, море народа. Словами это просто не выразить. В моей памяти это один из ярчайших дней моей жизни.


Рецензии