Библиотекарь Атан. Рассказ. 01

От автора. К XXIII веку сложилась ситуация, когда Земля и Внеземелье, включавшее обитаемые поселения на Луне, Марсе, стали иметь разные тренды развития. Причудливым образом они перекрещиваются на далёкой научной станции около Плутона.
Серия рассказов "Плутонианские хроники", посвященных будням станции "Плутон-Орбитальный", хронологически привязана к событиям, изложенным в сериале "Вебсик".
"Библиотекарь Атан" - девятый из рассказов задуманной серии, предыдущий рассказ - «Клон»


1

Старший модератор, который уже несколько часов повторно допрашивал библиотекаря Ран К. Атана по делу предательства государственных тайн,  давно понял, что сидящий перед ним клон на самом деле ничего не знает. Никаких должностных инструкций библиотекарь не нарушил, кроме того, что действовал не по официально зарегистрированной просьбе, а по личному запросу клона Ван Лбера, руководителя последней плутонианской миссии. Но по своему статусу Ван Лбер мог обращаться с личными запросами, в этом ничего предосудительного тоже не было. Вся каша заварилась из-за престарелого советника Кисса,  Не прояви советник такой интерес к скану  ничем не выдающегося пилота Линника, то вся тройка старших модераторов Автономии сейчас бы не парилась в служебных  кабинетах, а спокойно бы отдыхала в особом санатории Высшего Совета. Путёвки безнадёжно пропали, их никто возмещать не будет, а выдают их раз в марсианский год, вздохнул модератор. Допрашиваемый библиотекарь воспринял тяжкий вздох на свой счёт.
- Я же всё вам рассказал, коллега , - печально проговорил клон. -  Вы же на кристаллах правды видите, что я говорю, как было…
Его прервал резкий писк сигнала.  Модератор взглянул на терминал и его глаза от удивления расширились.
- Вы свободны, библиотекарь Атан! – неожиданно заявил чиновник. – Вы свободны. Расследование прекращено.
Клон-библиотекарь от удивления  открыл и закрыл рот. Несколько часов назад его вызвали к модераторам, объявили об ограничении дееспособности в связи с расследованием дела об утечке государственной тайны. В чем состояла тайна,  что именно и куда из неё утекло, клон так и не понял. Из вопросов модератора ему стало ясно, что виноват в этом запрос от Вана Лбера, находящегося на Плутоне. И вдруг – «расследование прекращено».
- Я свободен? – неуверенно спросил библиотекарь.
- Да, конечно, я вас провожу, коллега, - поднялся из-за своего стола модератор. То, что он не вызвал робота-конвоира, а провожал лично, однозначно говорило, что Атан, как старший библиотекарь, полностью восстановлен в правах на уважение.  Атан с благодарностью кинул взгляд на кристалл правды, сиявший на столе перед модератором всё время допроса ярким зелёным светом истины, встал,  наклонил в церемониальном поклоне голову и вышел в холл.
В это самое время из другой двери выехало робокресло с восседающим на нём советником Киссом. Атан понял, что и советника постигла допросная участь. Увидев библиотекаря, советник свернул в его сторону.
- Они быстро во всём разобрались, дорогой мой коллега, - заговорил Кисс. – Надо же, государственная тайна нашей Автономии в игрушечном бутике продаётся, ха-ха-ха! Кто бы мог подумать, ха-ха-ха!
Ничего не понимающий клон вежливо улыбнулся и кинул взгляд на «своего» модератора. Тот стоял с непроницаемым лицом.      
- Продолжайте готовить отправку скана, библиотекарь! – заявил советник. – Я к вам приду позже.
- Я действительно могу идти? – тихо спросил клон модератора, провожая взглядом быстро удаляющееся кресло с советником.
- Лифты – направо по проходу, - сухо ответил тот и скрылся в комнате.
 Атан знал, что находится на нижнем обитаемом ярусе купола. Ниже – только энергостанция и реакторы утилизации отходов. Клон подумал, что при неблагополучном исходе он мог запросто  попасть в один из утилизаторов, если бы перезапись разума не помогла «полному и окончательному исправлению», как записано в Кодексе Автономии в статье наказаний для клонированных разумных особей. Ему бы было всё равно – неудачная перезапись разума превращает клона в полного идиота, не пригодного даже для донорства при трансплантации. Скан разума, который запросил Ван Лбер, на самом деле имел наибольшую вероятность удачного исхода записи только для однояйцевых близнецов.  Пострадавший пилот на Плутоне и марсианский пилот Алекс Линник оказались именно такими близнецами. Шансы были высоки, но как передать скан? Мысли об этом вытеснили мрачные ощущения, и к лифту клон Ран К. Атан  подошёл в полностью дееспособном состоянии для сложного задания. Задание и цель – выше всего для клона. Клон живёт один раз, но за свою жизнь он обязан принести максимум пользы сообществу Автономии.
- Сектор клонирования! – приказал он, войдя в  появившуюся перед ним кабину.
Путь по вертикальным и горизонтальным направляющим оказался довольно долгим. Кабина «развлекала» недурной видеопластикой стен, имитируя перемещение по внешней стене фантастического небоскрёба, воздвигнутого на переделанном, окультуренном и окученным красно-зелёными плантациями Марсе. Смотреть на  эту утопию было приятно, сделано мастерски!  Если учесть, что за все годы колонизации на поверхности Марса климат не изменился ни на йоту, то порция видеопропаганды из «светлого будущего» могла поддержать дух приунывшего колониста.    Атан раньше лифтами почти не пользовался, предпочитая для перемещения сегвеи и межярусные траволаторы, поэтому ехал с любопытством и даже захотел прокатиться ещё, когда кабина доставила его в нужное место.
- Полный круг, - попросил он кабину и продолжил поездку.
- Попутчики разрешаются? – осведомился женским голосом автомат.
- Попутчики? – Атан замялся и неохотно согласился. – Разрешаются.
На сей раз кабина показывала на стенах реальную круговую панораму поверхности Марса вокруг купола.  Контраст оказался поразительным.  Оглядывая  разбросанные вокруг ангары грузовых складов, ползущие между ними кары-автоматы с полными и пустыми платформами, трубопроводы и гермопереходы, клон видел бурый хаос окрестных гор под темно-фиолетовым небом. По круговому маршруту кабина двигалась вдоль наружной подповерхностной  кольцевой галереи яруса, на которой обычно располагались вспомогательные  технические  службы.  Атан ожидал в попутчики какого-нибудь техника  и был удивлён, когда в кабину лифта  вошёл массивный краснолицый пилот с  нашивками Дальнего Космоса на рукаве форменного комбинезона. Скользнув безразличным взглядом по клону, пилот бесцеремонно повернулся к нему спиной и за всю свою недолгую поездку не сказал ни слова. Вышел он на «Радиусе Голубых лагун». Клон поехал дальше, но попросил лифт больше попутчиков не брать.
Но мысли сбились. Что тут делал тот пилот? Как он вообще попал на этот ярус, куда далеко не всем колонистам был разрешён вход? И – Дальний Космос… Он, Атан,  тоже должен скан отправить на Плутон, это сфера полётов служб Дальнего Космоса.  Клон стал припоминать, что расположено на радиусе Голубых Лагун, где вышел пилот. Там были в основном цистерны с биомассой и хранилища синих кристаллов.  Никаких лагун, особенно голубых, нет и в помине.  Это метафора, кого-то из планировщиков купола на романтику прибило, вот и назвали – «Радиус Голубых Лагун».  До своего сектора Атан доехал в скверных предчувствиях.  Они оправдались, когда на рабочем терминале он увидел просьбу некоего капитана Ятива Вонапа встретиться с ним, а на  фото он узнал того самого пилота, с которым только что   ехал в одной кабине лифта.  Вздохнув, клон отправил согласие на встречу.

Продолжение http://proza.ru/2020/04/12/1364


Рецензии
Похоже, капитан не считает клонов за людей...

Татьяна Мишкина   12.04.2020 18:05     Заявить о нарушении
Клон есть клон, что с клона взять?))))

Юрий Грум-Гржимайло   12.04.2020 19:16   Заявить о нарушении