Обрывки воспоминаний 5 Из Ратенова в СССР

В 50-тые годы прошлого века отец служил в ГДР, и ежегодно наша семья возвращалась в СССР в отпуск через Польскую Народную Республику. Заполнилось, как проводники наших поездов предупреждали о необходимости закрывать в ночное время окна шторами; были случаи, когда поляки, увидев в вагонах советских офицеров, бросали в окна камни. На остановках отец выходил на перрон, а поляки подбегали к нему со словами: «Цо пан мает на продажу?» У наших офицеров сложилась впечатление, и это я слышал от наших попутчиков, что поляки закоренелые спекулянты и очень бедный народ. И ещё, в детской памяти осталось, все это отмечали, что поляки очень недружелюбно относились к советским людям и это несмотря на то, что мы их освободили от фашистов, – тогда мне ребенку было это непонятно. «Мы их спасали, мы им помогали, а они? Так не бывает», – думал я. Чтобы скоротать вечер во время поездки, возвращающиеся в Союз офицеры, обсуждали положение на наших западных границах. Я засыпал под страшные и для меня интересные рассказы о бандеровцах на Украине и о так называемых лесных братьях в Прибалтике: о нападениях на семьи советских активистов, о бандитских схронах, об усыпляющих газах МГБ. Очень актуальные во время этих поездок были темы: война закончилась, а людей продолжают убивать…

Справка:
Вооруженная борьба различных антисоветских и антикоммунистических подпольных организаций в Польше, сформированных на поздних этапах Второй мировой войны и после её окончания, против СССР и коммунистического правительства Польской народной республики продолжалось до конца 1950-х годов.

«За 10 лет борьбы с оуновским подпольем с 1945 по 1955 годы погибли 25 тысяч военнослужащих, сотрудников органов госбезопасности, милиции и пограничников, 32 тысячи человек из числа советского партактива».

Согласно исследованиям Х. Стродса, к началу октября 1953 года латышские «лесные братья» убили 2208 и ранили 1035 советских солдат и гражданских лиц. Среди убитых 48,5% были советские, партийные и комсомольские активисты, 25,8% – чекисты, 16,7% – бойцы и сотрудники НКВД и 9% – солдаты истребительных батальонов.

По данным Игоря Копытина, за годы активной борьбы с 1944 по 1956 гг. в Эстонии могло погибнуть порядка двух тысяч «лесных братьев» и около тысячи представителей советской власти и военных. Лесные братья нападали на советских активистов и членов их семей, делали засады на небольшие отряды милиции и армии.

В рядах литовских «лесных братьев», по некоторым источникам, насчитывалась до 100 тысяч. Из них погибло от 25 до 30 тысяч. Примерно, столько же человек уничтожили сами бандиты.


Рецензии