С Космосом в душе и наяву

Шесть моих памятных весен, одного из сотен тысяч участников космической эпопеи.

   «Лицом к лицу, лица не увидать, большое видится на расстоянии». 12 апреля 1961года.   Даже не верится, как минуло  пятьдесят девять  весен. И солнечных и морозных. Но  далеко не каждая весна остается в памяти на всю жизнь. О некоторых, датах, связанных с этой исторической датой, я и хочу рассказать.
   Не столь уж много осталось людей, тех, кто встречал первого космонавта планеты на ленинском проспекте в Москве. Я был свидетелем этого триумфа человеческих душ и достижения отечественной техники.
    Это, не побоюсь взять ответственность за все мое поколение, было второе эпохальное событие того далекого времени. Из тех, что остаются в памяти от рождения и до тризны. И не только потому, что они – результат положительных эмоций.

Первым событием  и потрясением для меня и моих сверстников явилась смерть Сталина. Об этом много написано, а жизнь Сталина и его роль в истории далеко не однозначна   в мнениях историков.  Да, он много сделал для Победы, для восстановления страны после военной разрухи. И он во многом виновник в организации  репрессий тех лет.
 
   Этого я тогда, тоже весной еще не знал. Но мы – ученики девятого класса  не по рассказам, а воочию, видели, как плакала учительница истории,  даже директор школы, сообщая нам информацию, прозвучавшую из  несовершенных радиоприемников.
Истина о Сталине, как и об ушедших великих людях, где-то,  как правило, посередине.
   Но через восемь лет и тоже весной, из тех же радиоприемников вся страна и весь мир узнал о полете первого человека планеты. У всех на устах имя человека, который взлетел в космос на нашей отечественной ракете и благополучно приземлился на родной нашей земле.

   Не скрою, считаю, что мне  повезло. И в том,  какой душевный трепет и гордость я ощущал  в тот момент. За Гагарина, который всего за 108 минут пребывания в Космосе  превратился в полпреда  не только фирмы С.П.Королева, но и всей страны и мира.
   Да, мне повезло. Но только ли везение помогает человеку? Через восемь лет, уже работая  «ведущим конструктором по сложной авиационной  технике» (так значилась уже моя квалификация в трудовой книжке), я впервые прошел через проходную фирмы С.П.Королева. Хотя везение тоже часто присутствует в жизни вообще и в трудовой деятельности. А еще  и цель, что каждый ставит перед собой. И трезвая вера в людей, с которыми ты  сотрудничаешь..
   В нашем авиационном институте, который я заканчивал, работал тогда еще аспирант Михаил Петрович Симонов.  Впоследствии – Генеральный конструктор военных самолетов с маркой  «СУ". Мы – зеленые юнцы  под его руководством получили возможность обретать крылья в непростой авиационной деятельности. и, в том числе, проходили первую адаптацию в  человеческом социуме.

   Для М.П.Симонова, не существовало никаких авторитетов  местной власти, чтобы не только предлагать свои идеи, но и требовать необходимой государственной поддержки.  Напомню, что в то время существовал, вбитый  в сознание сталинским режимом, принцип «не высовывайся». А он высовывался и много раз подвергался остракизму.

   А Николай Кибальчич? Он не только изготовил бомбу для покушения на императора Александра 2, но и…
   Считаю уместным, упомянуть  о великом ученом и мечтателе К.Э.Циолковском.
Так  он писал о  Николае Кибальчиче, узнав о его теоретической разработке принципиально нового реактивного двигателя:
«Из этих листочков я смог узнать только о том, что Кибальчич работал над каким-то воздухоплавательным аппаратом. О том, что им еще в 1881 году была выдвинута идея реактивного прибора, я, к сожалению, не знал...
Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве.
...Кибальчич хотел применить ракету к полетам в воздухе. С незапамятных времен множество передовых умов мечтало о том же. Кибальчич не успел сделать никаких вычислений. Но он предложил для полета помещение с трубой, набитой порохом, о применении реактивного принципа к небесным путешествиям он не думал».

   Видимо за недостатком информации написал калужский учитель физики.
Как известно, Кибальчич изготовил бомбу для покушения на царя Александра 2. Единственной просьбой перед казнью было желание, чтобы его изобретение дошло до потомков. По трагической случайности он был казнен тоже весной 15 апреля 1881 года
   Можно сколько угодно рассуждать о  его политической позиции, но бесспорна при этом гражданская и техническая передовая мысль Н.Кибальчича о принципиально новом   двигателе и принципе полетов, вошла в историю покорения космоса человеком навсегда.  Вошла, как великое торжество человеческого разума.
   Кибальчич,  Циолковский, Симонов,  Туполев,  Королев   работали, часто пренебрегая мнением власть имущих, руководствуясь только интересами развития авиационной и космической техники.

   Сейчас кое - кто из молодых людей не задумывается или забывает об этом.
Хотя сразу оговорюсь, сегодняшняя молодежь гораздо грамотнее нас и во многом даже более целеустремленная в будущее.
А все предыдущее повествование является красной нитью отношений Гения и определенных властных кругов. Но, как писал о подобном  противостоянии Е.Евтушенко, «забыты те, кто проклинали, но помнят тех, кого кляли».

   Эти, упомянутые мной гениальные, как и сотни других талантливых людей являются гордостью развития нашей отечественной техники.
   Да мне повезло. Через восемь следующих лет  после полета Гагарина наша «провинциальная» организация  благодаря М.П.Симонова заключила договор с фирмой Королева. И я, начиная с весны, почти каждый месяц  после ночной поездки  в поезде оказывался на фирме С.П. Королева. Встречаясь по  совместной работе с людьми, которые готовили и полет первый спутник(1957г.), и полет первых собачек – космонавтов. я отмечал их простоту и преданность своей профессии.

   С  ведущим конструктором  этих кораблей Александром Петровичем Петряхиным  я тесно работал в течение трех лет.
До этого за какую-то оплошность Королев отстранил его от работы.
   Обычно, Главный конструктор совмещал политику, называемую в народе «кнута и пряника», но вскоре после этого Королев умер, и никто не решился отменить распоряжение С.П. , как называли Королева сотрудники фирмы, и  восстановить  Петряхина в должности. Так он и доработал несколько лет до пенсии, занимаясь делами, не соответствующими его знаниям и богатому практическому опыту.

   Бывая на предприятии, благодаря своей коммуникабельности (качество, необходимое для любой профессии) я присутствовал практически на всех отчетах перед коллективом фирмы С.П.Королева первых (15 или 16) космонавтов, из первых уст, узнавая об очередном выдающемся достижении нашей науки и техники.
   Да, мне повезло. На испытаниях  изделия нашего предприятия я присутствовал на ракетном полигоне  «Капустин яр» астраханской области. И это была очередная весна, когда вся астраханская степь была   покрыта  дикорастущими  красными тюльпанами. А я стал свидетелем, когда мощная  ракета – носитель почти незаметно двинулась вертикально со старта, и ускоряя  уносила наше изделие на высоту 500 км.

   Работая несколько лет  с фирмой Королева, я узнал многих людей, занятых в подготовке всех  космических полетов. И мне не по душе, когда пренебрежительно говорят о нашем поколении – «совки».
   Успех, прорыв в не изведанное, не всегда проходит под бравурные марши.  Не уходит из памяти  гибель  космонавтов Комарова(24 апреля 1967года), Волкова, Пацаева и Добровольского(30 июня 1971года). Погибли все на борту космического корабля. Хочется сказать – нелепая смерть. Но их гибель  является неучтенной жертвой во имя будущего науки и Человечества.
   Но был  еще и три успешных полета Г.М.Гречко. Зная  лично всю его семью, я особенно тщательно следил, насколько объективны были СМИ того времени о Георгии Михайловиче.
   
   И по странной случайности, тоже весной,  я узнал о гибели Гагарина под г. Кержач(27 марта 1968 года).  В это время мы  в этом же регионе  испытывали изделие нашего коллектива. И тоже всенародная, а по эмоциональной силе даже гораздо бОльшая, скорбь.
   Сейчас уже многие, в том числе и я, не знают даже фамилии космонавтов. Но нетленной остается память о нашем поколении и о России в целом. Но главной  памятью для меня остается монументальная фигура первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
   Надеюсь и вашей.

 Виктор.


Рецензии
Вы - правы. Открытия всенародного масштаба, е связанное с войной... Гагарин - это наша гордость!
Иван

Иван Цуприков   13.04.2020 18:38     Заявить о нарушении