Хотите улучшить речь?
Не стоит относиться к этим сколь несложным, столь и действенным упражнениям - презрительно. Что я увидела с удивлением среди пользователей сайта проза.ру.
Японские ученые отличаются точным и оригинальным мышлением, обязательное применение этих упражнений по всей стране - говорит само за себя.
Действительно, всем известно, что рядом с речевыми зонами мозга располагаются зоны, отвечающие за мелкую моторику рук (особенно, пальцев). Развивая мелкие движения пальцев, мы, прежде всего, воздействуем на речь. (Причем! Не только устную, но и письменную. Письменную - не только в плане улучшения почерка. Ваша творческая фантазия будет работать лучше).
Да, очень тонкое и постепенное воздействие, но оно присутствует. А в дефектологии, в частности, логопедии взрослого человека - все! очень постепенно и потихоньку.
Конечно, таким образом явные дефекты вы не исправите. Здесь необходим специалист, знающий верное направление. Но самостоятельно воздействовать на свою речь в сторону улучшения - вы таким образом, несомненно, сможете.
На эту же тему: в обязательном порядке жители страны Восходящего Солнца занимаются чистописанием. Тем, что в нашей стране в школах уже отменяют. И мы получаем повсеместные напряженные «творения куриной лапы». И ухудшение интеллектуальных возможностей у современных школьников и студентов.
Мозг при письме и при печатании текста работает по-разному. При письменной речи мозг захватывает и развивает гораздо больше функций, чем при печати. И речь устная улучшается.
Об этом здесь есть статья: «Мой почерк и моя речь взаимосвязаны?»
Японский учёный Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца улучшает работу определённого органа. А в целом, массаж пальцев и ладоней улучшает работу артикуляционных органов и, соответственно, улучшает и развивает нашу дикцию.
Посмотрим конкретнее:
Массаж большого пальца повышает активность головного мозга; делает речь более лёгкой и чёткой.
Массаж указательного пальца стимулирует работу желудка и секрецию поджелудочной железы.
Массаж среднего пальца улучшает работу кишечника.
Массаж безымянного пальца стимулирует печень.
Массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, а ещё - уменьшает и снимает нервное напряжение и помогает сделать артикуляцию звуков более свободной, а речь - непринуждённой.
На кончиках пальцев наших рук сосредоточено множество нервных окончаний.
Нервные окончания непосредственно связаны с мозгом.
И поэтому - простая работа рук успокаивает (например, вязание спицами, крючком);
предотвращает утомление в мозговых центрах, в центрах речи тоже (например, китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
способствует возникновению успокаивающего эффекта (в Японии при обслуживании слишком докучливых клиентов - продавцы потирают руки).
Если ребёнок или взрослый человек волнуется при речи и вертит в руках предметы - это значит, что организм в это время сбрасывает нервное возбуждение.
Познакомьтесь с системой упражнений для самомассажа, разработанной японским учёным Ясиро Цуцуми. Эти упражнения способствуют улучшению речи:
Массаж пальцев. Начинайте с большого пальца и до мизинца. Растирайте сначала подушечку пальца, а затем не спеша дойдите до основания пальца. Такой массаж можно сопровождать весёлыми стишками.
Массаж ладоней. Можно делать с помощью каменных, стеклянных или металлических шариков марблс. Их надо вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами, направлять по желобкам, попадать в лунки или что-нибудь ещё.
Массаж грецкими орехами. Катайте два ореха между ладонями; или один орех прокатывайте между пальцами; или удерживайте несколько орехов между растопыренными пальцами правой руки и обеих рук.
Массаж шестигранными карандашами. Пропускайте карандаш между двумя пальцами или, например, удерживайте в определённом положении в правой или левой руке.
Массаж бусами. Перебирание бус затрагивает нервные окончания пальцев и имеет достаточно сильное влияние на речь, развивает пальцы, успокаивает нервы.
Автор: дефектолог / логопед, кандидат филологических наук Юлия Николаевна Харашкевич
На фото - упражнения с бусами и хрустальным шариком показаны логопедом Ю.Н.Харашкевич
Свидетельство о публикации №220041200133