Границы естественнонаучного познания мира

Чувственное познание мира ограничено определительной и различительной способностью органов ощущений, т.е. способностью видеть за пределами очевидного, видеть меньшее очевидного и большее очевидного. То, что очевидно, то познается ощущениями. То, что мельче «шкалы деления» органов ощущений, то они не различают, значит, не фиксируют как реальность. Также и то, что крупнее, выходит за пределы самой измерительной шкалы органов ощущений, не воспринимается ими как реальность.
Границы очевидного можно расширить с помощью приборов, тем самым увеличив диапазон различения мелких и крупных явлений. Телескоп и микроскоп – типичные примеры расширения диапазона различения деталей, неочевидных без их использования.

Границы различительной способности приборов зависят от того, из чего они сделаны и что именно они способны фиксировать и различать. Если прибор способен фиксировать только звук, то он не способен фиксировать свет. Если он способен определять только вес тела, то он неспособен определять его электрический заряд. По этой причине приборы находят только те явления, которые они способны зафиксировать по своей природе, то есть, по природе тех материалов и особенностей конструкции, из которых они изготовлены учеными.

Следовательно, границы различительной способностей у приборов тоже есть. И у них тоже есть пороги чувствительности, как снизу (мелкое), так и сверху (крупное). Поэтому существует область, которая принципиально недоступна для приборов, по крайней мере, на сегодняшний день. К тому же сами ученые задают диапазоны чувствительности приборам, исходя из собственных соображений, в том числе, из того, где именно и как они хотят найти то, что ищут. Если образно, то с помощью приборов ученые ищут что-то, как ищет человек под тем фонарем, который зажег, а вне освещенной фонарем области он просто ничего не видит. Или не желает видеть. Или убеждает сам себя, что вне освещенной области ничего нет и не может быть.

Еще одну существенною границу различительной силе приборов налагает сама их вещественность и неодушевленность. Показания приборов и органов ощущений анализирует и систематизирует ум и сердце человека, будь он ученым или земледельцем. С помощью рассуждений и умозаключений, основываясь на чувственных ощущениях и логике, человек расширяет очевидность до больших границ, дополняя картину мира невидимой, неочевидной составляющей. Приборы позволяют получить неочевидные данные, чтобы связать их воедино и расширить область познанного и уже очевидного за счет освоения невидимого ранее мира.

При этом работу по анализу данных делает живой разум и живая душа ученого. Парадоксально, но ученые не рассматривают свой живой разум и свою живую душу в качестве главного прибора, способного фиксировать не только полученные данные от наблюдения неодушевленной природы и ее объектах, но и данные от одушевленной природы и от Живого Разума, Бога, сотворившего природу и ее объекты. Наука идет мимо этой сферы живых контактов души и разума людей с Разумом Бога, с Его энергиями, с Личностью Бога. Эта сфера — сфера религии, сфера связи живых душ и умов человеческих с Живым Богом и Его ангелами.

Впрочем, основа науки - знания, добытые людьми человеческими силами в сферах, доступных прямому эксперименту. Основа религии - откровение от Бога, знания, которые невозможно получить человеческими силами в силу недоступности прямого эксперимента, так как цена опыта - жизнь и смерть человека, его души. Откровение - это знания из запредельной сферы, недоступной науке. Те, кто идёт верой, доверяя Богу, получают знания по личному опыту, который становится наукой, наукой познания Бога и самого себя, своей бессмертной души, познанием любви и пребывания в ней, пребывания в Боге.

В науке субъект познает объекты, а в религии субъект познает Субъект и Его человеколюбивую волю.
В науке субъект (человек) познает объекты, сотворенные Субъектом (Богом), а в религии субъект (человек) лично общается с Субъектом (Богом), чтобы иметь источник жизни, истины и пути в Боге.
Предмет науки - природа объектов, изучение свойств природы и их количественные отношения и зависимости.
Предмет религии - воля субъектов и Субъекта, изучение воли Божьей и воли своей, их отношения и зависимости.
Наука не имеет дело с волей, она имеет дело с природами. Науке нужна определенность, детерминированность, строгая причинность, возможность предсказать траекторию развития объекта.
Предсказать волю - труднее, это уже игра в угадайку, когда ученый (субъект) имеет дело с волей Субъекта (Бога), Который по Своему усмотрению дает или не дает ученому познать Себя.
 
В целом можно привести такое сравнение: мы, люди, занимаемся делами и общаемся по делу на работе, но главное наше общение — общение личность с личностью, личное общение по душам, по жизни, а не по работе. Религия — это общение человека с Богом и Бога с человеком на уровне личность — Личность, а наука — это общение человек — предмет, человек — явление, человек  - дело, работа. Нужно то и то, но ведь деловые отношения никогда не могут заменить собой личные живые теплые отношения. Дела делами, работа работой, а душа без любви не живёт, засыхает и увядает, как без общения с Богом умирает всё живое, превращаясь в сухое и бесплодное дерево.

Будьте живы и приносите плоды жизни, пребывая на древе жизни!


Рецензии
"Нет ничего более захватывающего, чем общение со своими фантазиями!"
/Блез Паскаль./

Аникеев Александр Борисович   07.05.2020 10:21     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр! Я думаю, Паскаль не одинок в том, чтобы получать удовольствия от полета мысли. Иногда полезно и пофантазировать! Ведь то, что казалось фантастикой вчера, становится реальностью завтра.

Дмитрий Щелин   19.08.2020 17:23   Заявить о нарушении
И особенно в России.

Я имею в виду социально-экономические достижения разных стран мира.

А вы о чём?

Аникеев Александр Борисович   19.08.2020 20:24   Заявить о нарушении