Когда провидение

      Когда провидение хочет распутать следы настоящего, оно предлагает нам варианты прошлого.
      Я столкнулась с этим недавно, стоя в очереди к кассе супермаркета. «Вы такая-то такая? – спросила меня черноволосая красавица. «Да, я такая-то».  «А-а, значит, это из-за вас такой-то десять лет назад ушёл из семьи! – испытывающе осветили меня негодующим блеском карие глаза. «Как из-за меня? Мне об этом ничего не известно, – я медленно выходила из ступора, продолжая одновременно перебирать в памяти список недокупленных продуктов.   
      «Вот! – тут же осудили меня глазищи. – А вы знаете, что он недавно умер?» «Нет,  - испугалась я звуков, отсветов, теней и тихо выплыла через стеклянные двери на улицу, оставив корзину с продуктами на полу около скользящей очереди.
      - Всё это было совсем не так! – поперхнулась я бодрым весенним смерчем.

      *****

      По-моему, всё было вот как. Десять лет назад я преподавала в одном из профтехучилищ города. Тот, о ком мне так лихо напомнила черноволосая судьбина, учился тогда на третьем, выпускном, курсе. Действительно, собирался жениться. Кажется, невеста была беременна. В тот день я вела урок как обычно: проверила выполнение домашнего задания, объяснила новый материал. Ребята начали выполнять самостоятельно упражнение на закрепление.
       В кабинете было тихо. Я присела на стул, чтобы заполнить журнал. Вдруг с последней парты встал молодой человек и быстро подошёл к столу. По молниеносности передвижения я поняла, что причина, поднявшая и направившая его ко мне, была серьёзная. Я в замешательстве протянула к нему руки, как бы сдерживая напор, хотела даже выйти из-за стола, но он резким движением поднёс к моим глазам телефон и довольно громко произнёс:
       - Читайте.
       Я сосредоточила всё своё внимание на маленьком телефонном экране, в синей полыхающей рамке которого чётко обозначилось: «Я люблю Вас, хоть и не знаю, за что».
       - Прочитали? – спросил он с вызововом.
       - Прочитала, - ответила я почти спокойно.
       - И что теперь делать? – после небольшой паузы он убрал телефон и посмотрел на меня исподлобья.
       - Нь...ничего. Сядь за парту. Выполняй упражнение, - сказала я мягко, но твёрдо.
       - Глупый момент нарисовался, да?
       Ребята встрепенулись:
       - А чо там было?
       - Чо он написал?
       - Чо ему надо-то было? – неслось отовсюду, пока он шёл на своё место.
       - Это вас не касается. Продолжайте выполнять задание.
       После звонка он ушел из кабинета первым. Тетрадь на проверку не сдал.
Да, к тому времени я уже проработала в училище пять лет. Я была умна, молода, привлекательна; предполагала, конечно, что кому-то нравлюсь, но  с лёгкостью перенаправляла их личную ко мне симпатию на дисциплины, которые преподавала. Чувства этого юноши застали меня врасплох, потому что все знали, насколько у него были серьёзные отношения с лаборанткой.

       *****
       Вина… Должна быть и моя вина, если всё так трагично. Та-ак. На первом курсе он был худ, бледен, с синими разводами вокруг светло-голубых глаз. Насколько я помню, он жил с бабушкой, отец умер, мать спилась, потом её лишили родительских прав. Младший брат воспитывался в детском доме. Я подружилась с классным руководителем группы, в которой он учился. Елена Васильевна сказала тогда мне, что он серьёзно болен: диагностировано какое-то редкое заболевание сердца. Мы с подругой стали опекать его.
       Вот! Она, классный руководитель, должна была опекать. А я чего примазалась? Вот она, моя ошибка. На уроках и переменах он выглядел печальным, иногда даже сумрачным и злым, почти ни с кем не общался. Я записала его в кружок поэтического мастерства и художественного слова - он начал писать стихи. Вместе с ребятами проводил  мероприятия, рисовал газеты.
        Весной и осенью он лежал в больнице. Мы даже выхлопотали для него путёвку в санаторий. Учёба ему давалась легко, и он, не смотря на пропуски, первый курс закончил без троек.
        На следующий учебный год первого сентября, сразу после линейки, зашёл поздороваться: приятный молодой человек, плечи распрямились, и в худеньком ещё теле просматривались и уверенность, и грация. Позади него сияла улыбкой черноволосая красавица. Мы с подругой порадовались за молодых. Эта осень и для нас оказалась счастливой: Елена Васильевна пошла на повышение, я вышла замуж, родила сынишку.
        Малышу не исполнилось и года, когда меня попросили выйти на работу, чтобы заменить заболевшего преподавателя. Так в конце третьего курса я вновь оказалась в училище.
        После  инцидента на уроке для меня эта история вроде как закончилась. Он не требовал  к себе особого внимания, ушёл в тень. Я всё реже и реже замечала его теперь на своих уроках, но тройку за год с горем пополам поставила. После вручения диплома, пожав его вялую руку, сухо пожелала удачи на сложном жизненном пути. Потом ребята рассказывали, что он женился и почти сразу уехал работать на север. Жена с ребёнком осталась дома у матери. Я думала, что, в общем, это хэппи энд.

       *****

       И вот я в слезах - соплях включаю и выключаю бра в комнате, а сын, пробегая мимо на кухню, выкрикивает: «Кому сигналим?» Потом, видимо, прочувствовав моё настроение, втискивается между мной и креслом, прижимается головой к мягкому животу и. глядя снизу в мои мокрые глаза, шепчет:
       - Ты знаешь, что в экстренных случаях так светом у жителей соседних домов помощи просят?
       - Помощи… помощи…  О-о! Светлая моя голова,– целую сынишку в лоб и набираю полузабытый номер:
       - Елена Васильевна? Здравствуйте. Тут, понимаете, такая информация в супермаркете прилетела…- и я ей: то да сё по порядку.
       - Ты что так сильно расстроилась! Брось, пожалуйста, никто не умер. Это слухи! Была какая-то там на севере авария, но всё обошлось.
       - Жив? Слава Богу.
       - Жив, успокойся.
       - А что с разводом? – я всегда подозревала, что бывшая подруга до сих пор знает всё о своих учениках.
       - Развод был, правда, но вроде как это он её с кем-то застукал.
       - Это, наверно, тоже слухи, ну их…
       - Может, и слухи… Ты только на свой счёт, пожалуйста, не принимай. Мало ли за нашу педагогическую вахту было влюблённостей и любовей! Что ж теперь, во всех неудачах наших в кавычках «детей» мы виноваты?
       - Многие ребята лишены простого человеческого участия, поэтому внимание и заботу легко путают с любовью…
       - Да, бывает и так.
       - Если жив, где он, чем живёт, не знаешь?
       - Нет. Вот опять ты за своё! Большой уже, пусть сам выправляет свою судьбу.
       - Спокойной ночи.
       - Звони.
       И свет в комнате погас.

       *****

       Сегодня ветер утих, сияет солнце, суетятся, захваченные обустройством гнёзд в редкой пока зелени, птицы, прилетевшие наконец в родные края. Я иду с работы домой, уставшая, голодная и счастливая. Сегодня моему сыну исполняется одиннадцать лет! Я приказываю себе вновь собраться с мыслями: нужно уже купить торт, колбасу и, наверное, ещё пиццу.
       - Извиняюсь за глупость момента, - вдруг останавливает меня глухой голос с подкашливанием у дверей супермаркета.
       Я смотрю на заросшее щетиной лицо молодого ещё, сгорбленного худобой и, наверно, длительным запоем, мужчину в мятых одеяниях:
       - И-и… ы? – замираю я.
       - Не ел ничего с утра. Глупый, говорю, момент. Купите мне пирожок в магазине.
       - Хорошо, - тупо киваю ему, бегу, спешно покупаю пирожок с мясом и сладкую булочку. Выхожу – стоит, дверь глазами обласкивает.
       - Вот,- протягиваю пакет со сдобой и как будто жду продолжения, не ухожу.
       - Ттогда второй глупый момент, - он не отрывает от меня светло-голубых глаз, - денег на автобус дайте… домой доехать. Вот издалека прилетел, а отсюда до дома доехать не найду на что…-  грустные глаза на неумытом лице вдруг сверкнули как будто испытывающе.
       - Конечно, вам надо домой… непременно… вот, - я достаю из кармана пятьдесят рублей, потом из кошелька сторублёвку, пятьсот, тысячную бумажку и толкаю ему деньги в протянутые ладони.
       - Нет, мне столько не надо! У меня есть карточка, у меня много на ней есть, просто не могу найти…
       Из глаз брызнули слёзы у него и у меня. В раскрытый кошелёк он положил назад скомканные купюры и, прижав к своей груди пирожок с булочкой  и пятидесятирублёвую бумажку, затрусил к подошедшему автобусу.

       *****
       Через месяц… да, через месяц с небольшим в училище мне доставили большой букет цветов с открыткой, на которой красивым размашистым почерком было написано:
       Если б не было волненья,
       Если б только я умел,
       Я б тебе на день рожденья
       Серенады пел и пел.
       Я бы пел, а ты стояла,
       Завороженная мной
       И стояла бы, молчала,
       Как фанатик-часовой.
       И разжечь души томленье
       Я б в душе твоей посмел,
       Если б не было волненья,
       Если б только я умел…
       Подписи под стихотворением не было.

P.S. Автор стихотворения – Виктор Харченко.


Рецензии