Загадки балканской Албании

АЛБАНЦЫ (самоназвание “шкиптары” – «орлы»).
Загадочная история албанца Фарк Исмаила.

Эта статья носит познавательный характер, ставит цель разобраться насколько изложенное имело место быть. Странная история албанского дипломата Фарк Исмаила,без повторов каких-либо политизированных односторонних версий,имеющих хождение на различных ресурсах.

Ф.Исмаил родился 20 апреля 1933 года в городе Шкодер (Албания). Отец Фарк Рубейди 1908 года рождения был адвокатом и погиб за освобождение Албании. Мать Байрам Циури Зивейли 1910 года рождения по образованию инженер горной промышленности, но не работала. Исмаил был единственным ребенком в семье.
В 1949 году окончил гимназию в Тиране, где жил у дяди Метти Фарк и бабушки Рене Фарк. В 1950 году Ф.Исмаил приехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где поступил в Лесотехническую академию имени Кирова и окончил ее в 1955 году. В академии Фарк познакомился с уроженкой Киева Маргаритой Деминой 1935 года рождения, которая училась на параллельном курсе. В 1956 году они поженились, после чего сразу же уехали в Албанию. В этом же году у них родилась дочь Светлана.Два месяца Ф.Исмаил работал на деревообрабатывающем комбинате в г. Эльбасан. В то время правительство готовило национальные кадры в области международных отношений и МИД НСРА предложило Фарк Исмаилу учебу в государственном университете в Тиране.
Окончив в 1960 году университет по специальности «Европоведение и лингвистика», Фарк Исмаил был направлен референтом во временное доверенное представительство НСРА во Франции. Через 10 месяцев он был отозван в Тирану.
2 мая 1961 года он был направлен в Москву в посольство НСРА, которое располагалось по адресу: улица Горького 60, на должность референта посла по инженерно-техническим вопросам. Жена с ребенком остались в Тиране.

«В 1961 году советско-албанские отношения испортились. По поручение посла 23 декабря 1961 года я выехал в командировку в консульское управление Албании в городе Одесса (улица Энгельса 10). В момент возвращения из командировки 25 декабря 1961 года в поезде Одесса- Москва на меня было совершено покушение в районе Харькова. Мне было 28 лет, я ехал в бронированном купе дипломатического вагона, в который, как вы знаете, посторонних людей не впускают. Тем не менее, неожиданно ночью в купе вошли трое молодых людей и потребовали предъявить документы. Я нагнулся за портфелем и почувствовал сильный удар в шею. Очнулся в Москве через несколько дней», - рассказывает Фарк Исмаил.
В Москве албанец был помещен в 15-ое отделение для дипломатов Больницы имени Боткина с диагнозом «односторонний/левосторонний паралич». Придя в сознание, Фарк Исмаил попросил медперсонал показать ему его документы и узнал, что был доставлен в больницу лишь с удостоверением без фотографии со стертой печатью на чужое имя.
«Но я прекрасно помнил, кто я. Попросил сообщить в посольство Албании и оттуда пришли два сотрудника. Одного из них звали Идрис Шеху, имя второго не помню. Пришедшие работники посольства Албании удостоверили мою личность. Еще некоторое время Идрис Шеху постоянно навещал меня в больнице. Затем я был переведен в 16-ое отделение Боткинской больницы, где лежали иностранцы», - сообщил Фарк Исмаил.
12 февраля 1962 года сотрудники Посольства Албании покинули Москву, остались временно лишь три человека, один из которых был Идрис Шеху.
А тем временем Фарка Исмаила на машине скорой помощи возили по разным учреждениям без объявления их названий и каждый раз ему внушали, что это не политическое покушение, а дело рук обычных преступников. Но Фарк Исмаил считал иначе.

Предыстория. Как все начиналось.

Фарк Исмаил был единственным высокопоставленным чиновником, официальным лицом, дипломатом Народной Социалистической Республики Албания в Москве. Считается, что Фарк Исмаил впервые на самом высоком уровне озвучил версию происхождения балканских албанцев от...древних албанов Кавказской Албании. Фарк Исмаил писал: "это одна из древних цивилизаций на Кавказе. Кавказская Албания – это моя историческая родина. Мы албанцы ушли отсюда в IX веке, во время арабского нашествия на Кавказ. Крещенные албанцы уехали в Европу. Потомков албанцев много в Голландии и Норвегии. В их жилах течет кавказская кровь. Я дипломат, знаю историю".
Известно, что имело место диспуты между Фарк Исмаилом и Георгием Шахназаровым (член-корреспондент АН СССР с 1987 года) в октябре 1961 года в международном отделе ЦК КПСС, на которых Фарк Исмаил утверждал,что родина албанцев – это Кавказская Албания,что,по его мнению,подтверждают и древние рукописи.
По заказу Фарка Исмаил в Москву из Тираны была привезена древняя Библия, написанная на еврейском и латинице, где была показана карта древнейших государств, где были обозначены в регионе Кавказа: Атропатена, Албания, государство Вазан (Леонтополь). В книге был также дан список самых древних народов в порядке очередности. Кавказские албаны занимают 11 место.

Фарк утверждал. что их предки, предки балканских албанцев были высокими, белокожими, светловолосыми, являются именно теми кавказскими албанами, тайна исчезновения которых до сих пор не разгадана: то ли это было собирательное название всех племен Кавказской Албании, то ли это было отдельное племя, которое растворилось в других и исчезло. Фарк говорил, что в те древние времена в ореоле проживания кавказских племен не было ни арабов, ни персов, тем более, ни тюрков.  Была древняя царица массагетов Томрис, которая боролась с персами. "Согласно трудам историка древности Диона Кассия (Dio Cassius), массагеты - прямые предки албанцев», - рассказывал Фарк Исмаил. После поражения Бабека (из приграничной с Ираном албанской области Балакан) в 9 веке албаны мигрировали на п-ов Румелию (позже п-ов получил название Балкан от алб.области Балакан). Албаны приняли христианство от апостола Елише, позже Албания была разделена арабами по реке Кур на христианскую и мусульманскую части. Балканские албаны сохранили несколько атрибутов от прежней своей родины: Название алпан - албан, лекь - лек, название древней столицы леков Т1ури (на месте современного с. Ахцах - где находился северный патриарший престол Кавказской Албании) - Тирана; да и само название "Балканы". Вторая волна миграции албан приходится на 13 век - время татаро-монгольского нашествия. Албаны мигрировали в Исландию, Норвегию...

Спустя месяц после этого заявления на Фарк Исмаила было совершено покушение. Дипломат Фарк пропал. Древняя Библия же сразу после состоявшегося в октябре диспута была отправлена назад в Тирану.

Казима Булаева - член института общей генетики РАН:

"В принципе, два вопроса в отношении Кавказской Албании и Балкан не дают покоя ни этнологам, ни историкам:

Первый вопрос - это Аварский каганат на Балканах, который лет 700 назад был и исчез.

Второй вопрос - это сам этноним Албания на Балканах и Албания на Кавказе.

Случайны ли такие совпадения и есть ли связь между ними!? До конца эти вопросы еще не ясны, ни одна точка зрения не является общепринятой. Тут, как раз, мы-генетики, смогли бы многое прояснить, ведь в отличие от религии и языка, гены существуют столько, сколько существует Человек. Года два назад мы с одним известным балканским генетиком пытались получить финансирование такого проекта...увы, но нас не поддержали. Существующие эпизодические данные по У гаплогруппам между нашими дагестанскими, азербайджанскими, армянскими и балканскими странами - особых перспектив в этом плане не показывают, все группы распадаются в разные кластеры, за исключением северо-азербайджанский, нагорно-карабахских и дагестанских горских народов, которые достаточно близки между собой по генофонду. Это может свидетельствовать в пользу сохранения в генетической памяти современных народов информации об общей предковой прото-популяции Кавказской Албании.

Дело в том, что в Кавказской Алабании, как и в целом в Восточном Кавказе практиковалось множество религий. Я в своих многолетних экспедициях в разные горные аулы находила следы иудаизма в одних аулах - в виде захоронений на старых кладбищах с плитами со звездой Давида, в других - православные кресты на старинных зданиях, возможно используемых в те времена в виде храмов, и пр...

Целый ряд народов в Кавказской Албании приняли христианство армянского толка (грегорианского-?). Так, один из известных народов Кавказской Албании - удины, как раз были христианами этого толка и постепенно ассимилировались и по языку. Но, говорят, есть удины и мусульмане. Религия в истории народов играла большую роль в ассимиляции малых народов повсеместно...Согласно историческим данным Нагорный Карабах исторически заселен не армянами, а ассимилированными малыми народами типа удинов. Этим и объясняется генетическое сходства с другими малыми народами из Кавказской Албании по генофондам."

Как мы поняли, Казиму Бутаему более волнует первый вопрос, то есть тема Аварского Каганата, который существовал на Балканах. Напомним, что эти авары не имеют ничего общего с дагестанскими горцами Хунзахского плато - современными аварцами. Официально существуют лишь 3 версии этнического происхождения аваров на Балканах в науке: тюркоязычный этнос; монголоязычный этнос (сяньби или жужани); ираноязычный этнос — хиониты, жившие в Приаралье, и объединившиеся с уграми).

Фейзудин Нагиев - директор НИИ Албанистики - поддержал версию об переселения части кавказских албанов на Балканы, спасаясь от арабского нашествия, он считает это наиболее вероятным. Тем более, что "данные по У гаплогруппам балканских албанцев и северо-азербайджанских, нагорно-карабахских и дагестанских горских народов достаточно близки между собой по генофонду."(К.Бутаева) Дальнешие генетические исследования смогли бы пролить свет на это.

Известно также, что сам Иосиф Сталин проявлял серьезный интерес к возможному происхождению балканских албанцев от древних кавказских албанов.

Но никаких серьезных научных-исторических и генетических исследований в этой сфере в данный момент нет. Нет и никого, готового спонсировать исследования ДНК современных балканских албанцев и горцев - потомков кавказских албан в Дагестане и Северном Азербайджане. Может, все еще впереди, если интенсивная тюркизация и ассимиляция Северного Азербайджана не поставит крест на всех этих возможных исследованиях. Этническое смешивание, например, лезгин, удин, крызов, хиналугов, джекцев и прочих кавказо-албанских осколков с нетипичными для себя этническими группами (тюрки, семиты, персы и тд.), серьёзно влияет на изменение генотипа и ДНК, в которых становится труднее уловить тот самый древний этнос - корень кавказских албан.

СТАЛИН И КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ

Летом 1947 года Иосиф Сталин пригласил Энвера Ходжу (руководитель Албанской Народной Республики) на поздний ужин в Кремль. За столом состоялся любопытный разговор, участниками которого были также Молотов и Микоян.
Сталин спросил не происходят ли европейские албанцы от этрусков и не родственны ли они испанским баскам. Энвер Ходжа уверенно отвечал, что ни те, ни другие не имеют отношения к ним, а древними предками албанцев являются пеласги.
Сталин заявил, что на Кавказе есть местность, которая называется Албанией, и поинтересовался, нет ли общего между этими двумя Албаниями – кавказской и европейской. Оказалось, что о Кавказской Албании высокопоставленный гость никакого представления не имел и он даже удивился этому факту.
Тогда Сталин попросил Энвера Ходжу озвучить по-албански слова – народ, человек, хлеб, дар, жена, муж, земля. После каждого слова Сталин долго думал и говорил, что они не похожи на язык кавказских албанцев, который он будто бы знал.
Потом он вызвал дежурного генерала и поручил ему немедленно связаться с известным лингвистом (Энвер Ходжа не запомнил его фамилию, но можно полагать, что это был профессор Мещанинов, изучавший древние и современные кавказские языки) и узнать его мнение. Был получен однозначный ответ о том, что между языками этих двух Албаний нет никакого родства.
Сталин попросил Энвера Ходжу вспомнить, как по-албански звучит слово «дар». Тот ответил, что по-албански это – «пешкеш». Сталин громко засмеялся и ответил, что это турецкое слово, а кавказские албанцы будто бы так не говорят. Такой же конфуз произошел и со словом «апельсин», который в устах Энвера Ходжи звучал как «портокал».
Если Сталин сравнивал слова Энвера Ходжи со словами другого языка, то какой именно язык он имел в виду? Какой язык Сталин считал известным ему кавказско-албанским и сравнивал его с языком европейских албанцев? Это пока остается загадкой.
Известно, что спустя некоторое время появился нашумевший труд Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», в котором была разгромлена так называемая «яфетическая» теория академика Марра, а профессор Мещанинов, один из его самых известных учеников, оказался в опале.

Историческое присутствие албанцев на Балканах.

Нет вообще никакого четкого ощущения присутствия албанцев на Балканах изначально. Большое смешение народов и рас на маленьком полуострове. Но меня поразило другое : "города-государства Партав, Барда, Кабалака" - ну разве не удивительно такое совпадение этнонимов?! "Существует четкое разделение на две этнические группы: тосков (южных) и гегов (северных). Обособленно держатся албанские диаспоры в Греции и Италии в которых используют сильно изменившиеся тоскские диалекты албанского языка. До VI тыс.до н.э. территория современной Албании и прилегающие области Балканского полуострова были заселены палеолитическими народами, относившимися в антропологическом плане к атланто-средиземноморской ветви и т.н. типу борреби (их потомки в небольшом количестве встречаются до сих пор – балканские борреби). В V-IV тыс. до н.э. наблюдалась инфильтрация сино-кавказских народов из Малой Азии. Они были переднеазиатского типа. В результате жесткого атланто-средиземноморско-переднеазиатского смешения появился динарский расовый тип, позаимствовавший рост и телосложение у атланто-средиземноморцев, а строение черепа и черты лица – у переднеазиатов. Во II тыс. до н.э. на западе Балканского полуострова появились иллирийцы (племя тавлантиев) дунайского и, отчасти, альпийского типов. Они смешались с местным населением, передали ему свой язык, и составляли основную массу населения территории современной Албании до н.э. В районе Черногории в результате смешения палеолитического населения с динарцами образовался т.н. тип балканских борреби (ультра-динарский тип). В начале нашей эры народы Дуная, говорящие на фракийских языках, стали подвергаться давлению со стороны римлян и кочевников. Они были вынуждены уходить в горы, осваивая новые территории – завоеванную Римом Далмацию и Иллирию. Известно, что с 4 в. до н.э. по 10 в. н.э. на побережье Адриатического моря существовали города-государства Партав, Барда, Кабалака. Их населением сначала были иллирийцы, а затем, скорее всего, дакийские переселенцы с Дуная, которые были вытеснены кочевниками и славянами, пришедшими с востока. Дакийские переселенцы (динарского типа) образовали несколько обособленных кланов. До середины Средних веков Албания входила в состав, сначала Римской Империи, а потом – Византийской, пока не была завоевана Турцией. Завоевание происходило дважды. Сначала в 1440 году, после чего последовало восстание Георга Кастриота Скандербега. Окончательное завоевание произошло после 1468 года. Население было обращено в ислам, турецкие быт и культура стали доминирующими. Это выразилось в литературе и даже ономастике – имена у албанцев турецкие."


Вопросы к лингвистам

1) В генезисе албанцев намешанно слишком много народов. Иллирийцы - это исчезнувше племена, которые пришли на Балканы и смешались там с другими. Их нет в природе уже, но их выдают за предков современных албанцев, хотя сами же лингвисты по древним языкам пишут, что иллирийский язык исчез, а сравнение языков албанцев(диалектов и тд.) с древним иллирийским по текстам не дали результата ожидаемого... Как странно все это. Почему тогда иллирийцы?

2) Посмотрите на антропологические типы современных балканских албанцев. Почему то российская (советская в том числе) наука упорно везде пишет об якобы славянском происхождении албанцев, что они произошли от древних славянских племен придунайских, при этом в Европе же придерживаются версии происхождения их от иллирийцев, а иллирийцы не были славянами.  Разве это не прямое противоречие?

3) У многих государств(Лат, Лит и тд) название национальных денег идентичны их этногенезу. Как же может быть ни с того ни сего иностранным названием и "албанец","албания" при наличии денежной единицы "лек"? При поверхностном даже изучении этногенеза балканских албанцев сразу видны белые пятна, пятнища даже, нет четкой линии преемственности племен на одной территории, как , в случае с лезгинами, например, от Геродота и до наших дней есть четкое ощущение кто мы и что мы. А у них нет.


На фото:  Лек (алб. lek, мн. ч. lek;) — денежная единица Албании с 1926 года. Считается, что название lek происходит от сокращения имени Александра Великого (алб. Leka i Madh). Весь сомнительная версия. Учитывая, что лекь (гортанный звук на конце -кь) с лезгинского это орёл - шкриптар, что более ближе к истине.


Рецензии