День Взлета

. . . . . 
На пыльных дорожках
Далеких планет
останутся наши следы. / В.Войнович

Каждая дата, которую выделяешь из сотен других, сигналит о каком значительном событии и вызывает особенные ощущения и переживания. Среди таких моих особых дней - 12 апреля. Каждый раз, когда я встречаю эту дату, приходит неповторимое ощущение порыва, дерзости, свободного  полета.
А возникло оно апрельским днем 1961 года, когда мы, молодые артисты Астраханского Театра Юного зрителя, выехали в область сыграть для сельских ребят и их родителей сказку «Кот в сапогах». Пока ставили декорации, мы грелись под солнцем на спортивной площадке за Домом культуры, где   открывалась солнечная весенняя степь,  и поглядывали на  небо,  у которого весной,  кажется,  нет границ.
         Начался спектакль. Во время первого действия мы почувствовали, что за кулисами  возникло какое-то не рабочее возбуждение,  слышались  перешептывания, восклицания. Там явно что-то происходило, но что - от актеров, которые работали на сцене на сцене, это скрывали.  А в антракте  в гримерках  включили радиотрансляцию и торжественный голос Левитана оповестил о чрезвычайном событии - в космосе летал наш человек.
Энергетика голоса Левитана – это особое неповторимое явление. Он не может звучать откуда-то  сбоку или снизу – только сверху,  с высоты наполняя все пространство вокруг тебя. Услышав единожды этот голос-оркестр, забыть его невозможно.От его звуков распрямляется спина,  поднимется голова,  словно в тебя вселяется какая-то подъемная сила.
Мы всей труппой высыпали на улицу и запрокинули вверх головы, старались разглядеть  в глубине  неба ту  капсулу, в которой сейчас над нами кружил майор Юрий Гагарин.  Мы ликовали, кричали, забрасывая  вверх все, что оказывалось под руками.  Нам тоже хотелось подняться вверх, взлететь, воспарить. Верилось, что ты тоже можешь летать, стоит только правильно оттолкнуться,  и  тоже окажешься высоко в небе.
        А  перед началом второго действия на сцену, стерев сказочный грим, вышел наш старейший актер и объявил залу о событии. Зал закипел, все в нем ликовали и бросали вверх шапки, куртки, платки, – казалось, все устремилось вверх.
С большим трудом  успокоили зал, и мы сыграли второе действие в новом, неведомом режиссеру ликующем ритме.

      Не знаю - от того ли или по какой-то другой причине, но через несколько месяцев я действительно сделал свой прыжок,пролетел сквозь конкурсные комиссии и приземлился в театральном институте. А тех моих коллег по молодежному театру, с которыми мы смотрели в небо, я больше не встречал – они тоже вспорхнули и разлетелись. Вернувшись через пять лет в Астрахань, я уже никого  из них не нашел.
И теперь, когда я сталкиваюсь с  днем  12 апреля, мне снова слышится голос Левитана,  вновь выпрямляется спина, становится легким тело, и я смотрю наверх в небо, где летал Гагарин, куда устремлялись души моих друзей,  и  где до сих пор остаются их следы.
C днем Взлета!


Рецензии