68. Про вино
По утрам машина развозила бочки с молоком. У жёлтых пузатых ёмкостей с надписью "Молоко" выстраивалась длинная очередь из полусонных людей с бидончиками банками и прочей тарой. С молоком были проблемы всегда. И приходилось перед работой, в шесть часов утра вставать, чтобы успеть его купить.
-Молоко, молоко! – оповещала район молочница.
А ближе к обеду эта же машина развозила уже бочки с вином и квасом. Продавалось вино или «Казахстанское», или «Талас». Портвейн. Янтарного цвета. Виноградный натуральный сок с невысоким градусом. Вкусный, ароматный. Изредка не было стыдно в пятницу после работы подойти и купить литровую баночку портвейна и за ужином с друзьями его употребить. Настоящее, живое,разливное вино.
А когда созревал виноград, после промышленной уборки жители ехали на поля и собирали остатки урожая для того, чтобы уже дома производить домашнее виноградное вино.
Были у нас друзья. Молдоване. Уж они-то ведали толк в вине! Хозяин, бывший солист молдавского танцевального ансамбля «Жок», знал секреты производства настоящего вина. Все стены их большой квартиры на восьмом этаже девятиэтажного дома, были увешаны афишами выступлений ансамбля. И на них изображён сам хозяин дома, исполняющий разные танцевальные сольные кульбиты. Это впечатляло. И Богдан гордился своими артистическими достижениями. А когда подошёл возраст, пришлось покинуть ансамбль и его распределили работать в Казахстан руководителем танцевального коллектива в Алма-Ате. В семье несколько детей. И все дети с детства приучены к вину. Нас это шокировало. А для них – в порядке вещей. Напиток! Натуральный, вкусный. Работящие люди, позитивные, гостеприимные.
Однажды мне пришлось наблюдать как они готовили сырьё для вина. Богдан переоборудовал ванну в бассейн. По ступенькам надо было подняться и спуститься в чашу, размером ванной комнаты. В неё загружался собранный виноград. Его не мыли, чтобы не смыть самый драгоценный фермент со шкурок винограда. Ягод было много! Килограммов более ста. И начинались танцы в бассейне. Его топтали. Топтал отец, дети. Для них это был праздник. С музыкой, с песнями. Для меня, впервые увидевшей этот ритуал подготовки ягод в смесь, было шоком! Я испытала не только чувство изумления, но и отвращения!
-Перебродит, успокаивала меня жена хозяина, Мария, не переживай, они хорошо моют ноги, прежде чем туда лезть. Я им содой ноги чищу, горячей водой выпариваю. Не страдай так. Пойдём, вина налью!
И наливала мне в тонкий стакан рубинового цвета вино. Искрящегося в луче щедрого солнца. Красота, не передать. Ароматное, душистое, вкусное вино. Такого больше я никогда не пила. Слегка хмельное, кружило голову, поднимало настроение. В этой семье всегда стоял графин с вином на столе.
Затем эту массу перекладывали в баки. Добавляли сахар. И начиналось брожение. Тонкостей не знаю, но помню, что всем процессом руководил Богдан. Никому не доверял и не рассказывал своих секретов виноделия.
В кладовке стояли стеклянные двадцатилитровые бутыли. Богдан тщательно, с любовью готовил вина и с удовольствием угощал всех. И никто не злоупотреблял алкоголем в семье Богдана. Все работали. Делали заготовки на зиму. Много. Фаршировали баклажаны, вялили помидоры, тушили кабачки, квасили капусту, солили огурцы и арбузы! Щедро делились приготовленными деликатесами со всеми, кто приходил к ним в дом. А основной работой семьи были танцы. И не только молдавские. Отец руководил танцевальным коллективом. А все его дети танцевали в нём. Потрясающая семья!
Свидетельство о публикации №220041200173