Френк Бонд и Александр Лыжин

Александр Андреевич Лыжин:

«Я на флот попал в 15 лет добровольцем. Родители у меня умерли, вот дядька мне и помог, привёл в пароходство, чтоб я заявление подал. Меня взяли. Служил на пароходе «Анадырь» камбузным матросом. Летом 1942 года «Анадырь» перешёл Северным морским путём в Архангельск на ремонт на заводе «Красная кузница». Так я начал службу. Наш пароход входил в состав военных транспортов Северного флота, перевозили войска, не раз побывали под бомбёжками. Потом, уже в 1943-м мы перешли во Владивосток, оттуда — в Америку, в Портленд. Мы отвезли туда курсантов на учёбу (экипажи передаваемых по ленд-лизу кораблей — прим. публикатора), а сами встали на ремонт. Нам тогда всем выдали новую форму и по мешку муки, масла, сахара каждому. Я тот паёк сохранил и потом в Архангельск отправил. День Победы я встретил в Ленинграде. Как говорится, я всё время — рядовой, простой моряк. После войны в Антарктиде был два раза, помогал там строить посёлок исследователей Мирный. Северный полюс прошёл четыре раза. В общем, вся жизнь — на Севере».

Френк Артур Бонд:

«Я начал служить в Британском королевском флоте в 1939 году, юнгой. В Россию попал с первым конвоем в 1941 году. На крейсере в мои обязанности входило следить за обстановкой на мостике, а позже я был приставлен к четырёхдюймовой зенитной пушке на четвёртой палубе корабля. В Архангельск мы привозили истребители «Харрикейн». Первый конвой прошёл спокойно. Но потом  Люфтваффе бомбило нас непрерывно. Налёт следовал за налётом, волнами — бомбардировщики, торпедоносцы. Все небо — в разрывах зенитных снарядов, вода от взрывов бомб смывала с палуб людей, транспорты тонули, а мы не имели права останавливаться, чтобы не нарушать походного строя. Так холодно мне не было никогда. Но я твёрдо знал, что это всё ради Победы. В Мурманске — снова бомбёжки, оставаться там больше трёх дней не могли, так как были хорошей мишенью для немецких лётчиков. Только в Архангельске конвой мог быть в безопасности, а экипажи отдохнуть. У английских моряков есть такое выражение «second port» — второй порт, означает оно — второй дом. Архангельск в годы войны был для нас вторым домом».


Рецензии