Завтра была война на сцене Бийска

 Мы должны быть настоящими, слышите?


 
 «Завтра была война» - это название для тех, кто читал повесть Бориса Васильева, смотрел одноименный фильм или спектакль – символ эпохи сталинских репрессий. Значение этого произведения известного писателя для воспитания молодежи 80-90-х годов века ушедшего и грядущих поколений поистине неоценимо.


    В небольшой по объему повести, высветившей несколько дней из жизни предвоенной советской школы, как в капле воды отразились трагичные изломы человеческой души, зажатой рамками тоталитарного режима. Здесь извечная проблема «отцов и детей» звучит с особым, нечеловеческим напряжением. То было время, когда дети быстро взрослели, удивляя порой смелостью собственных суждений, оценок, поступков.

   Поставить такое сложное по психологизму, сценогорафии, режиссуре произведение на школьной сцене – это Поступок. Выпускница Ярославского театрального института, преподаватель сценического искусства и руководитель драматической студии школы №17 города Бийска  Наталья
Федоровна Ермишина признается:

  «Давно мечтала обратиться к повести Бориса Васильева, но не могла найти текст пьесы и решила инсценировку сделать сама, назвав ее монологом-воспоминанием. Надо сказать, что некоторые дети, участвующие в нашем спектакле, занимаются в студии около восьми
(!) лет. На отдельные роли пробовались несколько школьников, пока не находился подходящий образ, типаж. А на роль ведущего, читающего слова автора, юный актер Дима Глазев был найден за три дня до премьеры.

   Надо было подобрать костюмы, соответствующие предвоенному времени. Декорации помог придумать и воплотить в жизнь профессиональный художник Евгений Фионов. Они функциональны, лаконичны и выразительны. Хочется поблагодарить Дмитрия Татарченко и Анатолия Чепрова, осуществивших световое и звуковое оформление
спектакля. Тема одиночества стала ключевой в подборе музыки к инсценировке пьесы, и я выбрала произведения Вивальди, Рахманинова, Чайковского.

   Атмосфера творчества – характерная черта педагогического коллектива школы № 17, возглавляет которую директор Надежда Евгеньевна Рехтина. Большое ей спасибо за постоянную заботу и помощь нашей студии».

   А мне, как зрителю, хочется особо отметить работу взрослых героев пьесы – учителей, которые, фактически, играли сами себя. Эта легкость и естественность на сцене достигалась, несомненно, не только немалым трудом на репетициях, но и внутренней цельностью натуры, глубоким проникновением в эстетику исполняемого образа.


    Ученики 17-й школы были потрясены: спокойные и уравновешенные на уроках Надежда Петровна Баженова и Олег Петрович Овчинников, сыгравшие учительницу русского  языка и директора школы, оказывается,
способны так преображаться на сцене. Конфликтные ситуации, громкие споры, знаменитые директорские фразы, слушать которые без слез невозможно, произносились самодеятельным актером на пределе голосовых возможностей: горькие – у могилы трагически погибшей ученицы: «убивает не только пуля…» или – полные надежды: «Я верю, что вы станете настоящими людьми!»

  Роль учителя словесности – Валентины Андроновны («Валендры»), резко отрицательная, прочувствована, на мой взгляд, блестяще. Ее, казалось бы, безобидная тактика прочитывания записок школьниц, запрещения чтения «неблагонадежных» стихов на вечере одноклассников оборачивается «сигналами наверх», порочащими имя талантливого педагога – директора школы и самоубийством совсем юной девушки – дочери мнимого «врага народа». Типичность ситуации тех лет поражает до глубины души.

   Еще две взрослые роли: работника крупного завода Л.С. Люберецкого (Р.Р. Аглямов) – отца Вики и товарища Поляковой (Л.В. Разина) – матери Искры так же сыграны учителями школы. Пожалуй, эти герои пьесы стоят «по одну сторону баррикад», но для первого из них понятие «презумпция невиновности» и ценности человека как личности – жизненные принципы, для другой же справедливо то, что необходимо обществу, а человека с его тревогами, бедами, стремлениями нет вообще.

  Абсурдность такого утверждения больно ранит, в первую очередь, детей. Искра Полякова (Катя Челнокова) – лидер класса, умница, несмотря на свою прямоту, умеет быть гибкой и сострадательной. Ее зарождающаяся дружба с Викой Люберецкой (Оксана Карнаухова) – тонкой, поэтичной и одинокой, обрывается резко и непоправимо. И лишь разлом в стене на дальнем плане сцены, оживая к концу спектакля, «воскрешает» на миг ушедшую подругу. Звучат строки предсмертного письма Вики для Искры: «Нельзя предавать своих отцов…»

   По-особому выразительны и другие детские актерские работы. Ученики как будто заново открывают для себя незыблемые истины: быть вместе не только в радости, но и в горе, ощущать поддержку друга – вот истинное счастье. Один из парней, узнав о возвращении после незаконного ареста отца Вики Люберецкой, восклицает: «Ребята, мы должны быть настоящими, слышите?!» И - в едином порыве весь класс приходит
навестить, подбодрить человека, пережившего невосполнимую утрату, потому что по-другому им просто нельзя.

  Последняя сцена спектакля – предвоенная фотография класса, ученики которого, в большинстве своем, погибнут на той, Великой Отечественной. Победа в этой жесточайшей из войн в истории человечества принесла народам мира освобождение от фашизма…

                Вечная слава героям!

 (газета «Творческий Алтай», 2000 год)


Рецензии